ENG
Перейти в Дзен
Технологии

Учитесь ботать: как платежные сервисы уживаются с мессенджерами

В Китае 92% жителей крупных городов оплачивают товары или услуги с помощью мессенджеров. Вдвое меньше покупателей пользуются наличными, а пластик вовсе занимает только третью позицию. Интересно, что с помощью мессенджера оплачивают товары не только в онлайн — чаще всего так приобретают продукты в супермакетах и даже на рынках. 

Фото: Mybloodtypeiscoffee | Wikimedia

Большое удивление у европейцев и американцев вызывают сцены, когда шлепанцы или сырую рыбу можно купить на уличном развале, расплатившись через мессенджер в смартфоне — одним движением считав QR-код с помятой бумажки в руках беззубой старушки-продавщицы. $1,2 трлн — такова сумма платежей, по данным альянса Better Than Cash, которые совершили пользователи через китайский мессенджер WeChat. Растет как число поклонников этого вида совершения платежа, так и средний чек. Причем аналогичные тренды наблюдаются как в странах с развитой платежной инфраструктурой, так и в государствах со слабым развитием современных финансовых технологий — например, в Камбодже.

Причины такой популярности со стороны пользователя просты: скорость, удобство использования (достаточно один раз привязать счет к мессенджеру) и, наконец, привычка к интерфейсу. Сервис, встроенный в мессенджер, выигрывает у мобильных приложений: он не занимают место на устройстве, не требуют дополнительного времени и усилий для скачивания приложения и изучения функционала.

«Классика» в новом прочтении

Тренд чувствуют разработчики, поэтому в мессенджеры активно проникают платежные сервисы и создатели платформ-конструкторов ботов для интернет-коммерции.

Справка: бот — специальная программа, выполняющая автоматически и/или по заданному расписанию какие-либо действия через интерфейсы, предназначенные для людей.

Свои финтех-продукты продвигают в мессенджере Facebook, которым пользуются более 1 млрд человек, как динозавр интернет-маркетинга eBay, так и молодые проекты типа TransferWise. На этом поле уже работает American Express, о разработках бот-платформы сообщал MasterCard (оплачивать покупки можно будет с помощью MasterPass), Western Union настроил систему внутренних переводов между пользователями Viber.

«Развитие платежных инструментов в чат-ботах — это самая горячая тема 2017 года. Facebook на последней конференции F8 заявил о полной поддержке платежей в своих сервисах в мессенджере. Пока что возможность доступна только для бизнеса из США (путем интеграции сервиса STRIPE), до конца года планируется добавить Apple Pay и поддержку других городов, — рассказывает директор ICONIC Алексей Поспехов. — В конце мая Telegram запустил абсолютно невероятную поддержку платежей в своих чат-ботах. Поддерживаются почти все страны, включая Россию (пока что через Яндекс.Касса и сервис Pay Online), так же можно платить через Apple».

По словам Алексея Поспехова, это позволит реализовать на базе платформы Telegram полноформатный e-commerce, подписку на контент и все классические платежные решения, которые мы видели в классическом вебе. Учитывая простоту разработки и использования, это позволит любому бизнесу существенно монетизировать канал в ближайший год.

Причем, как замечает начальник отдела перспективных технологий Уральского банка реконструкции и развития Михаил Цыкарев, актуальность подобных платежных сервисов через мессенджеры есть как для физических лиц, так и для расчетов между компаниями.

«Мы можем сделать такой вывод по активному росту корпоративных клиентов среди пользователей нашей техподдержки, которая осуществляется через Whatsapp. Мы наблюдаем, как деловая аудитория решает вопросы, связанные с бизнесом, через мессенджеры, и считаем, что она готова использовать мессенджеры в качестве инструмента для проведения платежей», — говорит Цыкарев.

Он подчеркивает, что сейчас появляется все больше сервисов, где для получения услуги не нужен человек. Речь в первую очередь об информационных услугах, основанных на предоставлении готовых материалов. К таким относятся, например, курсы валют, гороскопы, рецепты, уроки иностранных языков и многое другое. Сейчас для оплаты этих услуг нужно ввести данные карты в окне, которые вы открываете по ссылке, присланной ботом.

Короли «ботов»

База пользователей мессенджеров растет стремительно, как и потребность в финансовых услугах — банки или системы, которые первыми полноценно выйдут на подобные платформы, могут обеспечить себя колоссальным числом клиентов. В качестве примера партнер инвесткомпании First Imagine! Ventures Александр Старченко приводит мессенджер WeChat, который уже содержит в себе систему моментальных переводов средств и платежей, что существенно подстегивает развитие малого бизнеса в Китае.

«Использование ботов является вторым ключевым трендом в финтехе, сейчас практически все крупные компании активно разрабатывают ботов, чтобы быть в прямом контакте со своими клиентами, наиболее успешная реализация такого подхода сразу же позволит существенно расширить клиентскую базу компании», — уверен Старченко.

Мессенджеры превращаются в новые маркетплейсы, считает Алексей Михайлик, сооснователь стартапа Fasttrack. Его проект предлагает конструктор ботов для бизнеса, реализующий готовые сценарии обслуживания и организации бизнес-процессов на базе шаблонов. Михайлик обещает, что через час специального обучения любой человек может создавать собственных ботов на основе их конструктора. По мнению разработчиков, решения будут востребованы в сфере интернет-продаж, бронирования билетов, записи к врачу, рекрутменте. В качестве основной площадки рассматриваются именно мессенджеры, где общение бизнеса с клиентом происходит накоротке и схоже с дружеской болтовней или обменом сообщения с родственниками.

«Мы выбрали боты как наиболее релеватный для восприятия пользователями инструмент: проект начинался как студенческий портал Плехановского университета, созданный в вузовском бизнес-инкубаторе, и полностью вписался в концепцию клипового мышления», — рассказывает Михайлик.

Равнение на WeChat

Команда Fasttrack внимательно изучила опыт мессенджера WeChat в Китае. Из 800 млн пользователей интернета в Китае 80% ежедневно заходят в этот мессенджер. Это рай для интернет-коммерции: в WeChat 10 млн магазинов — это 1,5 магазина на 100 человек. Единственный минус WeChat — он слишком китайский, выйти с ним вовне очень сложно.

Однако этот кейс вдохновляет разработчиков по всему миру.

«Наш конструктор позволяет реализовать большую часть сервисов в различных мессенджерах. Мы первыми подключились к электронному кошельку Viber и сейчас активно работаем с их внутренней системой электронной коммерции. Ко Дню Победы сделали в мессенджере пожертвования Всероссийскому союзу ветеранов».

Российский рынок бот-конструкторов находится в начале роста: пока клиент сам не ищет продукт, про него сами разработчики активно рассказывают на различных конференциях: с последней — финтех-форума — в качестве клиентов пришли сразу несколько p2p-провайдеров, Сбербанк и корпоративный университет Газпрома. После года развития Fasttrack ищет стратегического инвестора в рамках подготовки компании к тому, чтобы сделать ее большой. Амбиции глобальные: уже есть партнер в Англии, ЮАР и Вьетнаме, идут переговоры с французами.

В условиях, когда количество пользователей Viber, Telegram, Whatsapp постоянно растет, а банки развивают технологии платежей, появление для этого специальных сервисов непосредственно в мессенджерах выглядит более чем актуально. Чтобы подобная технология успешно заработала, банк должен иметь аудиторию активных пользователей, а также должен обеспечить удобство и технологичность сервисов на уровне лучших примеров рынка и простоту регистрации — как для отправителей, так и для получателей денежных переводов.

Автор: Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья