ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Что такое «умное ЖКХ»

Александр Детков

Александр Детков

Генеральный директор компании «РосДомофон»

Термин «цифровизация ЖКХ» может звучать как нечто оторванное от реальности и существующее лишь на бумаге, но на самом деле это реально осуществляемые шаги по внедрению в сферу технологических решений. В 2021 году на стратегию цифровой трансформации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) планировалось потратить 393 млрд рублей, о чем сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на разработанный Минстроем паспорт стратегии. Тогда эксперты встретили документ и новость скептически, усомнившись в эффективности принимаемых мер, однако делать окончательные выводы — рано.

Замена счетчиков учета электроэнергии в одном из жилых домов в Москве. Григорий Сысоев / РИА Новости

В современном мире у процесса цифровизации ЖКХ есть несколько задач: автоматизировать учет потребления ресурсов и начисление платежей, минимизировать документооборот, а также заработать на предоставлении дополнительных услуг.

Какие технологии реально внедрены в сферу ЖКХ в России хотя бы на точечном уровне? Рассмотрим несколько примеров.

Умные счетчики 

Не все счетчики нужно фотографировать, некоторые умеют передавать данные, скажем так, сами с себя. Это уже не экспериментальная разработка — умные счетчики воды, газа, электричества и отопления успешно внедрены в некоторых коммунальных хозяйствах страны (например, в Благовещенске или Саратове).

Такие счетчики помогают экономить, снижают количество ошибок в системе подсчета стоимости услуг и помогают выявить недобросовестность с обеих сторон процесса, если она была. Расчеты становятся прозрачными благодаря своевременной и точной передаче данных: никаких бумажек и очередей. Жилищная компания в свою очередь вместе с точными данными получает еще и возможность удаленного перекрытия воды, отопления или чего-нибудь того, что не было оплачено. Звучит, может быть, и не очень здорово, но это помогает жилищной компании снижать дебиторскую задолженность, а значит — лучше и эффективнее работать.

Таким счетчикам нужен интернет, но в их основе зачастую лежит SIM-чип, через который они передают данные, а сами счетчики могут работать до 10 лет без подзарядки.

Цифровой водоканал 

Один удмуртский водоканал решил стать цифровым — и у него получилось: теперь там используются специальные модули сбора данных об объёмах поднятой и отпущенной потребителям воды, о расходе электроэнергии насосами, аварийных ситуациях и передвижениях аварийно-ремонтных бригад.

Собранная таким образом информация сокращает количество аварий и увеличивает эффективность работы операторов на 60%. Именно в этом хозяйстве специальные датчики вовремя реагируют на аварии или позволяют их предотвратить, а возни с бумагами стало значительно меньше. И да, никакой захват рабочих мест роботами водоканалу не грозит: все остались на своих местах и довольны, а систему уже масштабировали для теплосети того же города.

Умный лифт

В Челябинске живет самый умный лифт: он умеет самовызываться на первый этаж при открытии входной двери в подъезд. Еще его можно вызвать с телефона на конкретный этаж (собираясь выйти из дома), а находясь уже внутри — контролировать его перемещение. Само собой, система отслеживает состояние лифта и помогает предотвратить аварии, а в случае их возникновения — сама передает сигнал лифтеру.

Умные домофоны 

Еще один способ сделать жизнь жильцов проще, а работу ЖКХ — эффективнее. Умный домофон умеет посылать сигнал на смартфон владельца: хозяин квартиры может заблокировать или подтвердить вход гостя. Еще он выдает ключи-ссылки, которые нельзя подделать, и объединяет у себя на платформе несколько камер видеонаблюдения за ключевыми точками придомовой территории.

Подключить умную домофонию очень просто, и для этого не нужно менять всю домофонную систему — достаточно просто установить специальный адаптер (типа RDA Pro от «РосДомофон»). Адаптер будет перехватывать сигнал, отправлять его в облако и направлять на смартфон жильца квартиры, где тот сможет в специальном приложении смотреть историю визитов и удаленно открывать двери или шлагбаум, даже если сам находится далеко. Это бывает нужно, например, если гости пришли раньше времени. В еще более прокачанных версиях систем типа SIRIN есть система автоматического распознавания лиц, но стоят они во много раз дороже.

В России действует ряд программ по внедрению умных устройств и сервисов в системы управления городом или отдельным двором. В то время как у жителей большого города растет потребность в обеспечении безопасности своего жилища и ускорении обмена информацией, цифровые сервисы готовы оперативно решать эти задачи.

Поэтапное внедрение в сферу ЖКХ сервисов и устройств, поддерживающих интернет вещей, планируется с 2025 года — об этом свидетельствует все тот же паспорт стратегии проекта, на который мы ссылались в самом начале, но уже сегодня технологические стартапы и отдельные компании начинают работу по внедрению и занимают свое место на рынке.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья