Стартапы

В Америку с «Виртуальной энциклопедией»

Компания «Альтаир Диджитал» до конца года запустит франшизу «Виртуальной энциклопедии» в США. Если это удастся, выручка компании вырастет в четыре раза. Ранее основатель «Альтаира» Константин Урванцев построил сеть мобильных планетариев в России. «Инвест-Форсайт» узнал детали «экспансии».

«Виртуальная энциклопедия»

Проект «Виртуальной энциклопедии» появился в 2017 г., он принадлежит новосибирскому ООО «Альтаир Диджитал». 95% (данные сервиса Контур.Фокус) компании — у Константина Урванцева, 5% — у Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). За прошлый год компания выросла: штат увеличился с 4 до 20 человек, а выручка достигла 12,4 млн рублей, при этом большую часть суммы составили доходы от продажи франшиз.

«Альтаир Диджитал» показывает школьникам научно-познавательные фильмы по астрономии с эффектом виртуальной реальности (VR). Для этого зрителям выдаются VR-очки, оператор с помощью планшетного компьютера запускает сеанс, и школьники попадают в полную копию планетария, перенесенного в виртуальную реальность.

«В России всего 15 стационарных планетариев, и не все дети могут их посетить. Через очки виртуальной реальности планетарий сам приходит к детям», — говорит CTO Altair VR Алексей Ирков.

Звук подается из колонок — таким образом, дети слышат эмоции друг друга при просмотре, что создает атмосферу общности, как в кинотеатре. В каталоге «Альтаир Диджитал» насчитывается 35 фильмов. Ленты закупаются у зарубежных студий Aayushi Fulldome Films, ESO, IlusaMedia и др.

«Виртуальная энциклопедия» работает на VR-платформе Gear VR, а очки Samsung довольно дорогие — 40 тыс. руб., поэтому Альтаир планирует к лету закупить следующую партию VR-очков Oculus GO по $200 за штуку.

«Виртуальная энциклопедия» распространяется через франшизу: компания продает софт, который позволяет зрителям одновременно смотреть фильмы. Паушальный взнос — 500 тыс. руб. в городах-миллионниках, плюс роялти — 8 руб. за билет. Минимальная цена билета — 150 руб. Если у владельца франшизы 30 VR очков, то она окупается за 3-6 месяцев. Некоторые школы просят, чтобы к ним приезжали раз в месяц (как в «Артеке»), некоторые — раз в четверть. На днях первая франшиза «Виртуальная энциклопедия» появится в Казахстане, в Алма-Ате.

Меньше чем за год франшиза «Виртуальная энциклопедия» уже была продана в 21 городе России (Москва, Нижний Новгород, Уфа, Ставрополь, Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, Челябинск, Оренбург и др.) — это довольно много. Дело в том, что до энциклопедии компания построила крупную сеть мобильных планетариев в России, где показывала фильмы по астрономии. К сегодняшнему дню ее посетило более 500.000 детей. Планетарии, которые компания сама изготавливала и продавала, представляли собой сферические надувные конструкции, покрытые изнутри экранной тканью, куда проецируется изображение. Планетарии работали в школах — начинал Урванцев с родного Барнаула и области, потом сеть раскинулась по всей России. Но конкуренты работали с пиратскими фильмами, и бизнес пришлось закрыть. Тогда Урванцев создал компанию «Альтаир Диджитал», перенес планетарий в виртуальную реальность и, договорившись с производителями контента, стал эксклюзивным дистрибьютором фильмов. Так родилась «Виртуальная энциклопедия».

Виртуальный планетарий интересен не только школьникам, поэтому «Альтаир Диджитал» выпустила второй продукт, мобильное приложение Amazing Cinema. С его помощью любой пользователь, имеющий VR-очки, может посетить планетарий, не выходя из дома. На сегодня приложение скачали 350.000 англоязычных пользователей. В августе 2017 г. оно было топ-1 в мировом Oculus Gear VR Store.

Экспансия в Америку

До конца года «Альтаир» хочет запустить свою энциклопедию в США. Здесь компания нашла партнера на распространение франшизы «Виртуальной энциклопедии» в лице Global Franchise Exchange (GFE). GFE будет помогать готовить документы, проводить маркетинговую компанию — сделать все это самим россиянам в Америке будет сложно. Схема распространения франшизы похожа на российскую. В каждом штате будет один мастер франчайзи, который продаст ее нескольким партнерам. Тестирование «Виртуальной энциклопедии» начнется с Лас-Вегаса и Нью-Йорка. В Вегасе энциклопедию в школы поможет продвигать студия Big&Digital, «Альтаир» — один из дистрибьюторов фильмов, выпускаемых этой студией. В Нью-Йорке поможет эдвайзер Вэнди Даймонд (Wendy Diamond), основательница «Организации дня женского предпринимательства» (Women’s Entrepreneurship Day Organization). Цена франшизы здесь будет выше, чем в России. Мастер-франшиза может стоить $100-200 тыс. (паушальный взнос), конечные франчайзи заплатят $10 тыс. Если проект взлетит, выручка «Альтаира» вырастет четырехкратно.

«Америка очень хорошо нас принимает. Люди здесь прекрасно осознают важность образования и увлечения детей полезным контентом. Чтобы конкурировать за внимание ребенка с играми и зачастую странными видео на Youtube, образование должно вызывать вау-эффект и вовлекать, — написал в Фейсбуке Константин Урванцев.

Активных альтаировцев в США уже позвали на реалити-шоу Shark chainTV; те примут в нем участие в конце апреля.

VR-платформа познания мира

Однако виртуального планетария мало — учителя и школьники хотят изучать и другие естественные науки интерактивно. Интерактив даст возможность ученику самому выбирать, что ему необходимо, а не просто смотреть готовую программу. Кроме того, интернет-магазин Oculus забирает себе 40% от продаж приложения Amazing Cinema и задерживает оплату. В «Альтаире» задумались над созданием собственной VR-платформы познания мира или VR-конструктора, который позволит создавать любые виды интерактива. С помощью VR можно будет погулять по поверхности Марса, построить виртуальную колонию, увидеть строение молекул и собрать из них новое вещество, совершить путешествие по телу человека и т.д. Платформа будет доступна всем, у кого есть VR-очки. Здесь комиссия по продаже приложения для производителей контента будет не более 10%, за счет того что платформу выстроят на блокчейне.

«Образовательного контента очень много, сами мы не справимся, поэтому делаем платформу, открытую для сторонних разработчиков, а также ищем инвесторов», — говорит Ирков.

Одним из разработчиков станет Softmachine. Если платформа сумеет привлечь $40 млн, начнется интеграция VR-опытов в школьные программы.

Altair VR — не первая компания, запускающая VR-конструктор на блокчейне. Так, есть Decentraland — виртуальный мир, где каждый владелец токенов будет обладать «цифровой землей», на которой сможет создавать свои VR-опыты. Этот проект собрал $26 млн за 1 час.

Между тем объем продаж VR-контента с прошлого года вырос втрое, а к 2020 году, по прогнозам SuperData Research, составит почти $40 млрд.

Автор: Наталья Кузнецова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья