ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

В е-commerce растет доля товаров из ближнего зарубежья

Марина Кашина

Марина Кашина

Сооснователь и исполнительный директор компании Lemon.online

Санкции и усложнение логистики привели к сокращению числа стран, откуда селлеры завозили товары раньше. С февраля 2022 года в поставках селлеров происходит существенный поворот в направлении блока ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении).

Фото: depositphotos.com

По запросам на финансирование поставок мы видим существенный рост доли импортируемых товаров народного потребления из этих стран. По данным финтех-компании «Точка», за прошедший год Киргизия первый раз попала в топ-5 стран, откуда селлеры импортировали товар. Доля Киргизии в общем объеме проданной на площадках продукции к концу года составила 11%. Белоруссия, в свою очередь, заметно опередила Сингапур в качестве страны-поставщика. По итогам года доля продаж продукции на площадках из Белоруссии достигла 25% (13% в 2021 году, 11% в 2020 году). И это при том, что Белоруссия находится под не менее жесткими санкциями Запада.

Точки роста

Стимулов для роста поставок из стран бывшего СССР на данный момент сразу несколько.

Во-первых, основную роль в увеличении поставок играет параллельный импорт. Через Белоруссию, Киргизию везут в основном товары по параллельному импорту. Есть нежелание производителей продавать товары российским продавцам. По оценкам «Точки», доля поставок США сократилась с 8% в 2020 году до 5% в 2022 году, Сингапура — с 10% до 7% соответственно. Доля стран ЕС (Франция, Польша, Латвия) к настоящему времени не превышает 1%. До февральских событий объем ввоза из этих стран с дальнейшей продажей в е-commerce в России был значительным. В полной мере заместить объемы товаров высокого спроса (электронных гаджетов, автомобильных запчастей, инструментов) едва ли получится. Скорее всего, привычные российским потребителям позиции будут заменены аналогами, произведенными в азиатском регионе.

Во-вторых, рубль сейчас исключительно крепкий относительно национальных валют Казахстана, Узбекистана и Белоруссии. Это означает, что товары, поставляемые в Россию из этих стран, будут более конкурентоспособными по цене.

И третья причина заключается в усложнении логистики. Помимо того, что через страны ближнего зарубежья идут новые каналы поставок, Россия для них является близким и понятным рынком.

Маркетплейсы отмечают рост числа селлеров за последний год. Практически все площадки заявили о серьезном росте числа продавцов по итогам года. Вместе с тем довольно сложно оценить, с каким именно оборотом растет число предпринимателей на площадках. Очень много российских предпринимателей пока не вышли на маркетплейсы, многие пытаются зайти, терпят неудачу и предпринимают новые попытки. В любом случае потенциал e-commerce для продавцов еще далеко не исчерпан, по итогам 2023 года мы можем увидеть двукратный рост числа селлеров.

Что дальше

Поставки в Россию товаров из стран бывшего СССР на фоне ужесточения санкций будут расти. Роль крупнейших поставщиков сохранится за Белоруссией и Казахстаном. При этом поставки из этих стран полностью не заместят доли товаров из Китая, Турции и ряда других стран дальнего зарубежья, которая в настоящее время преобладает.

Не стоит ожидать низких цен на товары из стран бывшего СССР. Перестраивание логистических цепочек, связей с поставщиками, изменение расчетов повлекло за собой дополнительные издержки для российских импортеров.

Практически не стимулирует рост малого и среднего бизнеса существующая система поддержки МСП. Кредиты для небольших компаний по-прежнему недоступны, банки выставляют для предпринимателей заградительные ставки. Существующие инструменты поддержки, направленные на предоставление доступного финансирования малому и среднему бизнесу, требуют кратного расширения. В частности, селлерам нужны специальные продукты — нецелевое финансирование, возобновляемые линии финансирования и др. Без доступных денег развивать новые каналы поставок будет проблематично.

Тренд последнего года — расширение присутствия селлеров на разных площадках, попытка удержать свои позиции сразу на нескольких ведущих маркетплейсах. Сделать это будет все сложнее на фоне кратного роста конкуренции и статей расходов селлеров. Возрастает важность прогнозирования для планирования запасов, управления закупками, максимально эффективного определения конкурентной цены. Предприниматели должны будут двигаться по пути максимальной автоматизации, снимать с себя как можно больше операционных процессов, еще более глубоко работать с аналитикой.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья