ENG
Добавить в избранное
В мире, Стартапы

В плену ароматов

С каждым годом технологии стремительно развиваются. Они дают возможность по-новому взглянуть на реальность, делая ее более яркой. Услышать объёмный, более чёткий звук. Долгое время технологии запаха отставали от своих коллег. Большинство продуктов, в которые стартапы пытались добавить аромат, казались бесполезными, часто выглядели забавными, а иногда даже пугающими. Что изменилось сейчас? Самые «ароматные» стартапы — в обзоре «Инвест-Форсайт». 

Такая разная вода

Фото: https://de.air-up.com/
Фото: de.air-up.com

Одна бутылка с водой и разные фруктовые вкусы — от грушевого до апельсинового. Основанный в 2018 году мюнхенский стартап Air Up придумал, как сделать обычную водопроводную воду вкусной — без добавок и вредных для фигуры подсластителей. Нужно налить в многоразовую бутылку воду и надеть на горлышко созданную компанией ароматическую капсулу, остальное сделает биология. С каждым глотком воды аромат, исходящий от капсулы, будет поступать к обонятельным рецепторам в носовой полости. Этого достаточно, чтобы обмануть мозг.

Человек различает запахи двумя способами — через нос (ортоназальное обоняние) и рот (ретроназально). Ретроназально воспринимаемый запах мозг интерпретирует как часть вкусового впечатления. Эта биологическая связь натолкнула студентов Университета дизайна Швебиш-Гмюнд Лену Йюнгст (Lena Jüngst) и Тима Йегера (Tim Jäger), которые исследовали дизайн продуктов, приводящих к ожирению, диабету и ишемической болезни сердца, на идею создания инновационной системы бутылок.

«Чтобы пить чистую воду и при этом испытывать вкусовые ощущения», — уточняют они.

Фото: https://de.air-up.com/
Фото: de.air-up.com

Позже к ним присоединились выпускники Технического университета Мюнхена Яннис Коппиц (Jannis Koppitz), Фабиан Шланг (Fabian Schlang), Симон Нюеш (Simon Nüesch) и Кристиан Хаут (Christian Hauth). На разработку питьевой системы у Air Up ушло около 2,5 лет. Сейчас в линейке стартапа представлено свыше 20 капсул с разными вкусами по цене от €5 до €9. Одной капсулы, по данным компании, хватает примерно на пять литров воды.

«Мы сталкиваемся с огромными изменениями окружающей среды, и еда имеет огромное социальное влияние, — считают в команде проекта, — эти проблемы могут решить только технологии. Химия (новые добавки или подсластители) способна сделать лишь небольшие шаги к более здоровому и устойчивому миру, в то время как реальные проблемы нашего времени могут решить настоящие инновации в области пищевых технологий». 

Благодаря такой позиции Air Up стал узнаваемым в Европе брендом — в короткие сроки компания создала себе армию фанатов. В этом году стартап отметил рубеж в более 1 млн клиентов. Его продукция доступна в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Великобритании и Нидерландах. С момента выхода на рынок в июле 2019 года компания уже достигла выручки более €100 млн. Этой осенью стартап закрыл свой самый крупный раунд финансирования во главе с Five Seasons Ventures, PepsiCo, Ippen.Media и Oyster Bay. Объем инвестиций составил €40 млн (всего проект собрал $67,8 млн). Полученные деньги компания намерена потратить на дальнейшее расширение в Европе и США.

Запрограммированный запах

Фото: https://www.moodify.today/post/__new
Фото: www.moodify.today/post/__new

Запах кошачьего туалета. Прокуренный салон автомобиля. Режущий глаза запах хлорки. Основанный в 2017 году израильский стартап Moodify обещает решить проблему неприятных запахов. С помощью нейробиологии, биоинформатики и машинного обучения компания разработала цифровое ароматическое решение, которое не маскирует неприятные запахи, а меняет наше отношение к ним. Звучит как научная фантастика, но в основе продукта Moodify лежат пятнадцатилетние исследования Института науки Вейцмана.

Во главе стартапа стоят Игаль Шарон (Yigal Sharon) и Янив Мама (Dr. Yaniv Mama). Раньше Шарон был лектором и руководителем программы по низкоинтенсивной когнитивно-поведенческой терапии в колледже Wingate Academic College, а Янив Мама — одним из его студентов. На одной из лекций Игаль Шарон обсуждал с учениками человеческую эмпатию как технику, состоящую из пяти элементов. У Янива возникла идея, как соединить пять отдельных элементов в один алгоритм. После бурного обсуждения лектор и студент решили работать вместе над созданием искусственной эмпатии.

«Искусственная эмпатия — это способность компьютеров знать, что вы чувствуете, и отражать это вам в режиме реального времени, чтобы вы могли чувствовать себя лучше», — добавляет Шарон. 

В 2017 году из этой идеи родился проект Moodify. Его продукты в основном рассчитаны на автомобилистов и автомобильные концерны. Своего первенца, Moodify White, компания представила на выставке CES 2020. Диффузор размером с 50-центовую монету подобен «белому шуму».

Фото: https://www.sae.org/
Фото: www.sae.org

Он блокирует способность пользователя распознавать неприятные запахи, которые, например, исходят от сгнивших бананов или прокуренного салона автомобиля. Один такой диффузор, по словам Шарона, рассчитан на использование в легковом автомобиле и действует в течение месяца. Однако его размер и концентрацию можно адаптировать под большие пространства, например гостиничный номер или самолет. Другой продукт, Moodify Blue, действует на парасимпатическую нервную систему и, по словам Шарона, может успокоить водителя в стрессе. Moodify Red (с запахом красного перца) способен разбудить уснувшего за рулем водителя и удержать его в активном состоянии около 20 минут.

Сейчас в научно-исследовательском центре компании работают 25 исследователей. Blue- и Red-ароматы находятся в разработке. Но после недавнего раунда на сумму $8 млн израильский стартап намерен расширить свой штат до 45 человек и в ближайшем будущем вывести продукты на рынок.

«Мы очень рады, что группа инвесторов и партнеров мирового уровня выражает доверие нам и работает вместе с нами, чтобы улучшить возможности AI Moodify до еще более высокого уровня точности и эффективности, а также принести потребителям революцию в области цифровых ароматов в ближайшие годы», — заключает сооснователь Moodify.

Искусственный нос

Фото: https://thespoon.tech/
Фото: thespoon.tech

Французский стартап Aryballe Technologies, который привлек от Samsung Venture Investment, Hyundai Motor Company и других инвесторов $18,1 млн, намерен взорвать рынок датчиков, отслеживающих запах. Его орудие — миниатюрное устройство NeOse Advance. «Искусственный» нос способен распознать свыше 800 запахов — чайную ложку аммиака в бассейне олимпийских размеров и даже уловить в человеческом дыхании признаки определенных заболеваний. Кто стоит за разработкой?

По образованию Тристан Русселль (Tristan Rousselle) молекулярный биолог. По призванию — предприниматель. До основания Aryballe Technologies в 2014 году он занимался развитием компании PX'Therapeutics, которая специализировалась на разработке терапевтических белков. В 2012-м ее купила Aguettan Biotech. Сэм Гилауме (Sam Guilaumé) пришел в Aryballe Technologies на позицию CEO. Ранее он возглавлял стартап Movea, который разрабатывал технологию обнаружения движения для бытовой электроники.

Свой первый hardware-продукт Aryballe Technologies выпустила в начале 2018 года. Датчик NeOse Advance основан на интерферометрии Маха-Цендера. Он связывает молекулы запаха с биосенсорами, которые имитируют обонятельную луковицу человека и создают сигнатуры практически в режиме реального времени. Далее платформа интерпретирует сигнатуры запаха на основе ранее собранных запахов (сейчас в базе Aryballe Technologies свыше 800 запахов).

«Через пять лет в ваших бытовых приборах появятся датчики Aryballe, которые будут определять запахи готовки, запахи из холодильника…», — утверждает Тристан Руссель.

У NeOse Advance множество сфер применения. Датчик идеально подходит для парфюмерной промышленности.

«Если вы создаете новый аромат и хотите знать, как он будет вести себя с течением времени, — приводит пример Сэм Гилауме, — ваш нос не может чувствовать запах в течение 24 часов непрерывно. А наше устройство может». 

По запаху можно обнаружить перегрев электрических проводов или чрезмерный износ шин (видимо, поэтому стартапом заинтересовался Hyundai Motor Company. — Ред.). NeOse Advance также подходит для использования в медицине. С его помощью врач может «принюхаться» к человеческому дыханию и на первичном осмотре распознать признаки определенных заболеваний. У Aryballe Technologies уже есть первые клиенты, но в компании не раскрывают их имена, ссылаясь на соглашение о неразглашении информации.

В 2020 году мировой рынок цифровых технологий запаха оценивался в $96,1 млн. Согласно прогнозам, к концу 2026 года эта цифра вырастет до $311,6 млн, а среднегодовой темп роста составит 18,1%. 

Автор: Ольга Гриневич

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наша страница в Facebook
Наши телеграмм-каналы:
Стартапы и технологии
Коронаэкономика
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья