С каждым годом технологии стремительно развиваются. Они дают возможность по-новому взглянуть на реальность, делая ее более яркой. Услышать объёмный, более чёткий звук. Долгое время технологии запаха отставали от своих коллег. Большинство продуктов, в которые стартапы пытались добавить аромат, казались бесполезными, часто выглядели забавными, а иногда даже пугающими. Что изменилось сейчас? Самые «ароматные» стартапы — в обзоре «Инвест-Форсайт».
Такая разная вода
Одна бутылка с водой и разные фруктовые вкусы — от грушевого до апельсинового. Основанный в 2018 году мюнхенский стартап Air Up придумал, как сделать обычную водопроводную воду вкусной — без добавок и вредных для фигуры подсластителей. Нужно налить в многоразовую бутылку воду и надеть на горлышко созданную компанией ароматическую капсулу, остальное сделает биология. С каждым глотком воды аромат, исходящий от капсулы, будет поступать к обонятельным рецепторам в носовой полости. Этого достаточно, чтобы обмануть мозг.
Человек различает запахи двумя способами — через нос (ортоназальное обоняние) и рот (ретроназально). Ретроназально воспринимаемый запах мозг интерпретирует как часть вкусового впечатления. Эта биологическая связь натолкнула студентов Университета дизайна Швебиш-Гмюнд Лену Йюнгст (Lena Jüngst) и Тима Йегера (Tim Jäger), которые исследовали дизайн продуктов, приводящих к ожирению, диабету и ишемической болезни сердца, на идею создания инновационной системы бутылок.
«Чтобы пить чистую воду и при этом испытывать вкусовые ощущения», — уточняют они.
Позже к ним присоединились выпускники Технического университета Мюнхена Яннис Коппиц (Jannis Koppitz), Фабиан Шланг (Fabian Schlang), Симон Нюеш (Simon Nüesch) и Кристиан Хаут (Christian Hauth). На разработку питьевой системы у Air Up ушло около 2,5 лет. Сейчас в линейке стартапа представлено свыше 20 капсул с разными вкусами по цене от €5 до €9. Одной капсулы, по данным компании, хватает примерно на пять литров воды.
«Мы сталкиваемся с огромными изменениями окружающей среды, и еда имеет огромное социальное влияние, — считают в команде проекта, — эти проблемы могут решить только технологии. Химия (новые добавки или подсластители) способна сделать лишь небольшие шаги к более здоровому и устойчивому миру, в то время как реальные проблемы нашего времени могут решить настоящие инновации в области пищевых технологий».
Благодаря такой позиции Air Up стал узнаваемым в Европе брендом — в короткие сроки компания создала себе армию фанатов. В этом году стартап отметил рубеж в более 1 млн клиентов. Его продукция доступна в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Великобритании и Нидерландах. С момента выхода на рынок в июле 2019 года компания уже достигла выручки более €100 млн. Этой осенью стартап закрыл свой самый крупный раунд финансирования во главе с Five Seasons Ventures, PepsiCo, Ippen.Media и Oyster Bay. Объем инвестиций составил €40 млн (всего проект собрал $67,8 млн). Полученные деньги компания намерена потратить на дальнейшее расширение в Европе и США.
Запрограммированный запах
Запах кошачьего туалета. Прокуренный салон автомобиля. Режущий глаза запах хлорки. Основанный в 2017 году израильский стартап Moodify обещает решить проблему неприятных запахов. С помощью нейробиологии, биоинформатики и машинного обучения компания разработала цифровое ароматическое решение, которое не маскирует неприятные запахи, а меняет наше отношение к ним. Звучит как научная фантастика, но в основе продукта Moodify лежат пятнадцатилетние исследования Института науки Вейцмана.
Во главе стартапа стоят Игаль Шарон (Yigal Sharon) и Янив Мама (Dr. Yaniv Mama). Раньше Шарон был лектором и руководителем программы по низкоинтенсивной когнитивно-поведенческой терапии в колледже Wingate Academic College, а Янив Мама — одним из его студентов. На одной из лекций Игаль Шарон обсуждал с учениками человеческую эмпатию как технику, состоящую из пяти элементов. У Янива возникла идея, как соединить пять отдельных элементов в один алгоритм. После бурного обсуждения лектор и студент решили работать вместе над созданием искусственной эмпатии.
«Искусственная эмпатия — это способность компьютеров знать, что вы чувствуете, и отражать это вам в режиме реального времени, чтобы вы могли чувствовать себя лучше», — добавляет Шарон.
В 2017 году из этой идеи родился проект Moodify. Его продукты в основном рассчитаны на автомобилистов и автомобильные концерны. Своего первенца, Moodify White, компания представила на выставке CES 2020. Диффузор размером с 50-центовую монету подобен «белому шуму».
Он блокирует способность пользователя распознавать неприятные запахи, которые, например, исходят от сгнивших бананов или прокуренного салона автомобиля. Один такой диффузор, по словам Шарона, рассчитан на использование в легковом автомобиле и действует в течение месяца. Однако его размер и концентрацию можно адаптировать под большие пространства, например гостиничный номер или самолет. Другой продукт, Moodify Blue, действует на парасимпатическую нервную систему и, по словам Шарона, может успокоить водителя в стрессе. Moodify Red (с запахом красного перца) способен разбудить уснувшего за рулем водителя и удержать его в активном состоянии около 20 минут.
Сейчас в научно-исследовательском центре компании работают 25 исследователей. Blue- и Red-ароматы находятся в разработке. Но после недавнего раунда на сумму $8 млн израильский стартап намерен расширить свой штат до 45 человек и в ближайшем будущем вывести продукты на рынок.
«Мы очень рады, что группа инвесторов и партнеров мирового уровня выражает доверие нам и работает вместе с нами, чтобы улучшить возможности AI Moodify до еще более высокого уровня точности и эффективности, а также принести потребителям революцию в области цифровых ароматов в ближайшие годы», — заключает сооснователь Moodify.
Искусственный нос
Французский стартап Aryballe Technologies, который привлек от Samsung Venture Investment, Hyundai Motor Company и других инвесторов $18,1 млн, намерен взорвать рынок датчиков, отслеживающих запах. Его орудие — миниатюрное устройство NeOse Advance. «Искусственный» нос способен распознать свыше 800 запахов — чайную ложку аммиака в бассейне олимпийских размеров и даже уловить в человеческом дыхании признаки определенных заболеваний. Кто стоит за разработкой?
По образованию Тристан Русселль (Tristan Rousselle) молекулярный биолог. По призванию — предприниматель. До основания Aryballe Technologies в 2014 году он занимался развитием компании PX'Therapeutics, которая специализировалась на разработке терапевтических белков. В 2012-м ее купила Aguettan Biotech. Сэм Гилауме (Sam Guilaumé) пришел в Aryballe Technologies на позицию CEO. Ранее он возглавлял стартап Movea, который разрабатывал технологию обнаружения движения для бытовой электроники.
Свой первый hardware-продукт Aryballe Technologies выпустила в начале 2018 года. Датчик NeOse Advance основан на интерферометрии Маха-Цендера. Он связывает молекулы запаха с биосенсорами, которые имитируют обонятельную луковицу человека и создают сигнатуры практически в режиме реального времени. Далее платформа интерпретирует сигнатуры запаха на основе ранее собранных запахов (сейчас в базе Aryballe Technologies свыше 800 запахов).
«Через пять лет в ваших бытовых приборах появятся датчики Aryballe, которые будут определять запахи готовки, запахи из холодильника…», — утверждает Тристан Руссель.
У NeOse Advance множество сфер применения. Датчик идеально подходит для парфюмерной промышленности.
«Если вы создаете новый аромат и хотите знать, как он будет вести себя с течением времени, — приводит пример Сэм Гилауме, — ваш нос не может чувствовать запах в течение 24 часов непрерывно. А наше устройство может».
По запаху можно обнаружить перегрев электрических проводов или чрезмерный износ шин (видимо, поэтому стартапом заинтересовался Hyundai Motor Company. — Ред.). NeOse Advance также подходит для использования в медицине. С его помощью врач может «принюхаться» к человеческому дыханию и на первичном осмотре распознать признаки определенных заболеваний. У Aryballe Technologies уже есть первые клиенты, но в компании не раскрывают их имена, ссылаясь на соглашение о неразглашении информации.
В 2020 году мировой рынок цифровых технологий запаха оценивался в $96,1 млн. Согласно прогнозам, к концу 2026 года эта цифра вырастет до $311,6 млн, а среднегодовой темп роста составит 18,1%.
Автор: Ольга Гриневич