ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат

В России назвали новый драйвер импортозамещения

В условиях санкционных ограничений и ухода зарубежных игроков отечественным компаниям предстоит перейти в режим импортозамещения, заново налаживая деловые контакты, выстраивая логистические цепочки и запуская производства с опорой на внутренние ресурсы. Поддержка импортозамещения остается в числе ключевых приоритетов экономики — начиная от изменений регуляторики и заканчивая прямыми мерами помощи участникам «перехода». В том числе драйвером становится выставочная деятельность — форумы и конгрессы будут реальными площадками для подготовки запуска новых проектов, а в конечном итоге для перехода всей экономики в режим импортоопережения. Будущее конгрессно-выставочной индустрии и первоочередные меры поддержки для отрасли обсудили участники XII Международного форума выставочной индустрии «5pEXPO-2022». В рамках мероприятия также прошло пленарное заседание Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности форума 5рEXPO и Российского союза выставок и ярмарок.

Совместное пленарное заседание Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности форума 5рEXPO и Российского союза выставок и ярмарок. Фото: Пресс-служба АО «Экспоцентр»

В режиме «мультивектор» 

Сегодня выставочная индустрия готова стать драйвером восстановления экономики в условиях санкционных ограничений в целом — ведь это не только инструмент продвижения, но и механизм восстановления экономики, налаживание логистических цепочек, нарушившихся связей. Как отмечает президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) Сергей Катырин, приоритетом сегодня становится активизация работы по новым географическим направлениям, где выставочная деятельность ранее оставалась на минимуме. Теперь же она может стать вполне реальным мостом на новые рынки для отечественных игроков, от Африки до Латинский Америки.

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. Фото: Пресс-служба АО «Экспоцентр»

«Осваивать новые регионы всегда непросто. Это и конкуренция с зарубежными компаниями, и другая ментальность, но серьезных успехов все равно можно добиться, особенно при поддержке государства, перераспределении кадров и финансовых средств», — полагает Сергей Катырин.

Благодаря выставкам и ярмаркам предстоит наращивать инвестиции в отечественные прорывные проекты и стартапы. Это направление для индустрии станет еще одним из актуальных векторов работы.

Важным остается и сохранение связей с внешними рынками в принципе. Как отмечает Сергей Катырин, рано или поздно связи с ними предстоит выстраивать заново, к чему нужно быть готовыми.

Держать удар 

Обеспечивать поддержку трансформации российской экономики участникам выставочной индустрии было бы проще в режиме максимального благоприятствования. Тем более что за последние годы конгрессно-выставочный бизнес и так был вынужден держать удар за ударом — начиная с пандемии COVID-19 и заканчивая глобальным экономическим кризисом и санкциями.

Только с марта 2019 года почти две трети игроков столкнулись со значительными убытками, более 60% были вынуждены сокращать штат, 10% и вовсе прекратили работу, напоминает генеральный директор АО «Экспоцентр» Алексей Вялкин. Текущая ситуация тем более не может не отразиться на положении дел в отрасли.

Генеральный директор АО «Экспоцентр» Алексей Вялкин. Фото: Пресс-служба АО «Экспоцентр»

«Многие зарубежные компании — операторы или участники выставок — либо ушли с российского рынка, либо приостановили деятельность», — уточняет Алексей Вялкин.

При этом, если раньше, несмотря на непростые периоды в экономике, отрасли удавалось самостоятельно адаптироваться к вызовам, сейчас другая ситуация, и без помощи отрасли обойтись будет непросто, согласен первый заместитель руководителя АО «Экспоцентр» Сергей Селиванов.

Поддержку на максимум

Участники отрасли уже подготовили перечень мер поддержки, в настоящее время он находится в Минпромторге России, отметила исполнительный директор Российского союза выставок и ярмарок Елена Ублиева. Документ включает 18 мер поддержки, в том числе речь идет о смягчении налоговой нагрузки. Принципиально важным остается утверждение профильного отраслевого законодательства.

Но также приоритетом сегодня могут стать прямые меры поддержки индустрии, в том числе это могло бы стать прямое субсидирование участников рынка, отмечает президент Союза «Торгово-Промышленная Палата Ярославской Области» Наталья Рогоцкая. Такие механизмы уже реализованы в Санкт-Петербурге, их имело бы смыл распространить и на другие регионы. Такая поддержка выглядит более эффективно в сравнении с льготным кредитованием. На региональном уровне было бы не лишним поддержать создание конгрессно-выставочных площадок.

Президент Союза «Торгово-Промышленная Палата Ярославской Области» Наталья Рогоцкая. Фото: Пресс-служба АО «Экспоцентр»

«Очень нужна государственная поддержка, системные меры, которые бы позволили спасти отрасль», — отмечает Наталья Рогоцкая.

В поддержке нуждаются и участники выставок, для которых мероприятия оборачиваются серьёзной финансовой нагрузкой. Выходом могло бы стать перераспределение средств, выделяемых на поддержку участия бизнеса в зарубежных выставках. Их получателями в режиме софинансирования могут быть участники российских мероприятий, отмечает Сергей Катырин. Поддержать деловую активность российских компаний поможет и наращивание объёмов финансирования, масштабировать которое стоило бы на как можно большее количество участников рынка.

Также поддержать отрасль мог бы своеобразный госзаказ на выставки, полагает Андрей Усенко, президент Союза «Вятская ТПП». Речь в данном случае идёт о проведении крупных федеральных мероприятий с учетом уникальных компетенций и специфики, например: фестивалей, конгрессов, ярмарок. Это дало бы мультипликативный эффект для регионов, полагает Усенко.

В фокусе импортоопережение

Активизация конгрессно-выставочной деятельности станет серьезной поддержкой для отечественных компаний, переходящих на «рельсы» импортозамещения.

Так, только для параллельного импорта разрешен ввоз 96 товарных позиций, каждая из них может включать множество (до тысячи) наименований продукции, производство не меньшего объема продукции предстоит налаживать внутри страны, напоминает президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков. И чтобы только подступиться к решению проблемы перевода экономики страны в импортонезависимый формат, потребуется провести около 2 млн переговоров, ведь одна сделка — это как минимум десять предшествующих встреч.

Президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков. Фото: Пресс-служба АО «Экспоцентр»

«Именно конгрессы и выставки открывают уникальную возможность для реализации программы импортозамещения и импортоопережения в стране», — полагает Воронков.

Без «выставочного» ресурса процесс рискует растянуться на десятилетие.

«В период глобальной трансформации экономики именно конгрессно-выставочная индустрия призвана помочь компаниям выстоять и преодолеть экономические невзгоды», — резюмирует Алексей Вялкин.

Автор: Ольга Блинова


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья