ENG

Перейти в Дзен
Финансы

В России запустят систему быстрых платежей со смартфона

Менее чем через год в России заработает система быстрых платежей (БСП), которая позволит оперативно переводить денежные средства по номеру телефона, при этом неважно, в каком банке отправитель и получатель будут иметь счета. Пока утверждена лишь концепция будущей системы (например, нет информации о ее тарифах), зато известно, что ключевые роли в ней займут Центробанк и Национальная система платежных карт (НСПК). Презентацию системы провели 26 апреля в Ассоциации «Финтех», которая будет координировать ее работу и даже станет третейской площадкой в случае споров между участниками.

Владимир Трефилов / РИА Новости

Как рассказал глава Ассоциации финансовых технологий Сергей Солонин, система быстрых платежей появится в России уже в январе 2019 г. Сначала функционал будет доступен лишь частным лицам, но подключение юридических тоже в планах есть — уже в 3 квартале грядущего года с помощью БСП можно будет оплачивать товары в интернет-магазинах. В будущем переводы станут возможны также по адресу электронной почты и даже в мессенджерах.

Фактически речь идет об альтернативе существующей системе переводов с помощью банковских карт, а ориентирована услуга на растущую аудиторию пользователей мобильных телефонов. Предполагается, что доступ к системе можно станет получить через мобильное приложение банка на смартфоне, а операции не будут изначально привязаны к конкретному счету, например, карточному (выбрать счет, с которого спишутся средства, сможет сам отправитель). Но главное, система не будет привязывать отправителя и получателя к одному банку, что для рынка услуга уникальная — сегодня системы или сервиса, позволяющих в онлайне переводить средства между разными финансовыми учреждениями и видеть зачисления в режиме реального времени, в стране еще нет.

«Чтобы можно было использовать не только карты, но и мобильные устройства, мы и внедряем систему быстрых платежей, которая позволит вне зависимости от того, где открыты счета, проводить операции онлайн», — пояснила первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова.

Оператором и расчетным центром системы будет Центробанк РФ, а операционным платежным клиринговым центром — Национальная система платежных карт (НСПК).

«Это очередной вызов, но прорывные вещи как раз и случаются, когда вызов есть. Перед нами стоит сложнейшая задача: предстоит построить новую платформу, которая никак не связана с тем, что уже есть в карточном бизнесе», — отметил генеральный директор НСПК Владимир Комлев.

В разработке системы участвовали Альфа-Банк, Райффайзенбанк, ВТБ, Газпромбанк, Тинькофф Банк, Киви Банк, а также другие банки, уточнил Сергей Солонин (как пояснили позже в пресс-службе «Финтеха», участвовали все банки-члены Ассоциации, в том числе Сбербанк). С них предполагается начать тестирование и запуск системы, затем к ней смогут присоединиться и другие участники банковского рынка.

Ответить на вызовы

В целом система должна стать ответом на вызовы финансового рынка, где стремительно растет доля безналичных платежей. Если в 2015 г. последние составляли 24% в розничном товарообороте, то в 2018 г. в Банке России ожидают увидеть рост сегмента почти вдвое — до 45%. При этом, судя по опыту зарубежных стран, рост продолжится — так, аналогичный показатель для Сингапура составляет 61%, а для Швеции 90%.

Как уточнила Ольга Скоробогатова, система быстрых платежей станет для банков дополнительной возможностью для обслуживания клиентов.

«Мы думаем, что пользоваться системой будет все население страны, а войдут в нее все банки», — уточнила она.

Идея хорошая, а сервис действительно полезный, полагает председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров, другое дело, есть некоторые сомнения, что к заявленному времени он успеет заработать. Как уточняет Прохоров, НСПК работает в рамках карточной технологии, а значит, речь идет о существенной перестройке. К тому же, чтобы система стартовала, по-хорошему, нужно пройти такой же путь, который проходит сегодня Европа в реализации Второй платежной директивы: чтобы банки могли открывать свои API для возможности информационного обмена.

К тому же не факт, что верно выбрана «точка старта» — речь идет об обслуживании в СБП исключительно физлиц. Как напоминает Роман Прохоров, основные клиентские потребности в этом сегменте на рынке уже закрыты, прежде всего за счет Сбербанка, на который (по разным оценкам) приходится до половины рынка С2С-переводов.

«У физического лица не стоит сегодня проблемы перевести деньги другому физическому лицу, быстрые способы все реализованы. Да, можно говорить о комиссиях в случае перевода в другой банк, но тем не менее», — говорит Роман Прохоров.

По-настоящему же ключевой проблемой рынка остаются сроки проведения платежей между юридическими лицами. Именно с решения этой клиентской проблемы имело бы смысл начинать.

«Для юридических лиц такой возможности (быстрых платежей — ред.) нет вообще, и, по-хорошему, решать стоило бы эту реальную экономическую проблему», — полагает Роман Прохоров.

С тем, что запуск системы быстрых платежей — неизбежный и закономерный этап развития банковской системы, согласна и председатель правления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева (ее интервью ИФ о бесконтактных платежах можно прочитать здесь — ред.).

«Мы сами два года назад писали Банку России о том, что в мире реализуются такие проекты, как системы быстрых платежей», — уточняет Алма Обаева.

Для банковской системы, которая в будущем скорее всего превратится в один большой банковский супермаркет или аналог магазина на диване, это, наверное, хорошо, хотя и не все участники осознают подобное. Дистанционное открытие счетов, которое стало доступно не так давно для российских пользователей, шаг из этой же области. В Европе, говорит Алма Обаева, прогресс идет дальше: там уже есть документ, позволяющий клиентам переходить из одного банка в другой со своим номером счета, как это происходит сегодня с номером мобильного телефона.

Что касается анонсированной системы быстрых платежей для российского рынка, несколько странно, что именно Центробанк выступает в качестве ее оператора, отмечает эксперт, впрочем, ни банки, ни платежные системы сами этого так и не смогли реализовать. Другое дело, что вопросы вызывает как сам формат презентации будущей системы быстрых платежей, которая проходила не в Центробанке, так и полное отсутствие деталей и подробностей ее будущей работы.

«Наблюдательный совет Ассоциации «Финтех» утвердил концепцию системы быстрых платежей. Где документ, ее описывающий? Я бы очень хотела посмотреть на текст, остальное пока только слова», — говорит Алма Обаева.

Она напоминает, что, например, документы Банка России, которые касаются других участников рынка, должны регистрироваться в Минюсте.

Все анонсируется сильно вперед, уточняет Алма Обаева, а вот по каким причинам, остается только догадываться. В итоге на рынке пока нет общего понимания, каким образом будет работать система, по каким тарифам, а главное, как будет выстроен процесс идентификации будущих пользователей СБП и сможет ли он гарантировать им безопасность.

«Дьявол в деталях, а именно их пока нет», — резюмирует эксперт.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья