ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Интервью

Вадим Дробиз: Пандемию зальют пивом

Пандемия коронавируса приведет к росту потребления пива и росту сегмента контрафактного алкоголя. При этом первым из кризиса выйдет виноделие — благодаря женщинам. О коронавирусе, рынке местного и зарубежного алкоголя, объемах производства, поставках, влиянии пандемии на структуру потребления спиртного «Инвест-Форсайт» поговорил с Вадимом Дробизом, руководителем Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя. 

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. Владимир Астапкович / РИА Новости

— Как вы считаете, насколько серьезное влияние пандемия коронавируса может оказать на алкогольный рынок? 

— Во-первых, мы не можем рассматривать пандемию отдельно от социально-экономического кризиса. При этом хочу напомнить, что во все предыдущие кризисы, а это кризис 1998-го, 2008-го и 2014 годов, влияние их на алкогольный рынок было абсолютно одинаковым. Во-первых, растет потребление крепкого алкоголя и снижается потребление винодельческой и пивной продукции. Резкий рост рынка контрафакта — это обязательно. И, в-третьих, резкое снижение потребления импортной продукции в результате, как правило, роста курса доллара и евро.

Как долго это будет продолжаться? 

— Обычно из кризиса Россия, да и другие страны, кстати, тоже, выходит максимум за два года — уже через это время все возвращаются к своей прежней привычной модели потребления. Знаете, что интересно? Первым из кризиса выходит винодельческая отрасль — ее импортная часть, уже через полтора года. А происходит это потому, что вино в России — женский продукт: именно женщинами выпивается 90% вина. И женщина может отказать себе в «малой радости» максимум год. А потом уже начинает говорить себе самой, что «хватит терпеть», и начинает возвращаться к старым привычкам. Это касается не только вина, кстати, но и хорошего белья, дорогой косметики.

— А что с мужчинами? 

— Импорт крепкого алкоголя восстанавливается через полтора года, потому что мужчины в этом аспекте терпеливее. Подчеркну — импортный алкоголь у нас потребляет средний класс, как бы его границы ни были размыты; все остальное население потребляет отечественную продукцию.

— И пандемия на это не повлияла? 

— Повлияла. С одной стороны, ситуация должна развиваться классическим путем — рост потребления крепкого алкоголя, падение потребления вина и пива. Сейчас же, с учетом пандемии и особенно самоизоляции, которая может продлиться и больше месяца, есть ощущение, что кризис будут «заливать пивом». По сути, его будут употреблять понемногу целый день, не теряя работоспособности, тем более что многие работают на удалёнке. Да, крепкий алкоголь, водка, может быть, немного и вырастет, но немного совсем. А вот потребление вина должно упасть: на мой взгляд, женщины будут чаще выпивать легкое пиво и коктейли на базе крепкого алкоголя.

— А продажи растут? 

— В середине марта, помните, народ сметал с полок макароны, гречку и туалетную бумагу. При этом мартовский всплеск продаж в конце месяца не оказал никакого влияния на общий объем реализации алкоголя. Более того, по водке, например, продажи в рознице упали примерно на 0,5%. Продажи вина примерно на столько же выросли. Да, подросли продажи дорогого импортного алкоголя — народ понял, что из-за ослабления рубля и возможных проблем с логистикой нас, возможно, ждет дефицит и точно — рост цен.

— Что касается ассортимента и цен — не ждет ли нас серьезный дефицит и рост цен на иностранные вина? А что будет с российскими? 

— Да, я думаю, в апреле цены и на российский, и на импортный алкоголь вырастут. Но на сокращение потребления это влияния не окажет. По идее, они бы должны были вырасти еще в марте, причем сразу на 12–20%. Почему не выросли — потому что если бы стоимость алкоголя настолько подскочила в период, когда в магазинах были очереди за товарами не первой, но необходимости, торговым сетям точно «настучали» бы по голове.

— Для рынка контрафакта пандемия и самоизоляция — это благо или проблема? Что будет с теневым сегментом?

— Именно тот факт, что даже несмотря на то, что продажи марта в целом не выросли, даже несмотря на рост продаж в последнюю неделю месяца, говорит о том, что народ частично переключился на нелегальную суррогатную продукцию. Именно поэтому для нелегального рынка как раз пандемия и самоизоляция являются огромным благом, к сожалению. Это самое трагичное «пятно» на алкогольном рынке в этом контексте. Тем более уже говорилось о том, что практически у 60% населения нет сколь-нибудь серьезных накоплений.

— А почему переключился? 

— Всё просто — деньги потратили на макароны, туалетную бумагу и гречку. И еще, обратите внимание, в магазинах по продаже самогонных аппаратов их практически нет, все раскуплены.

— Рост потребления алкоголя в кризис — факт, и вполне объясним. Как вы предполагаете, не приведет ли это к ограничению продаж спиртного?

— Я не считаю это чем-то страшным — рост потребления алкоголя. Во-первых, это временное явление. Кратковременный рост потребления алкоголя не только у нас, но и во всем мире на 10% и даже 15% не является серьезной проблемой. Давайте переводить в цифры. Допустим, выпил человек 100 грамм алкогольного напитка. А в кризис выпил 115 грамм. Эти лишние 15 грамм ничего плохого не сделают в разрезе одного конкретного человека, хотя, конечно, если говорить о глобальных цифрах, можно посчитать, что рост серьезный. Но на самом деле из-за 15 грамм никто алкоголиком не станет.

У нас кстати, долго говорили о то, что последние 10 лет серьезно падает потребление алкоголя. А на самом деле — нет, никакого падения не было, у нас никогда не было 18 литров чистого алкоголя на душу населения, а было около 12 литров. Да, возможно, с 12 литров до 10 литров потребление и снизилось, но не за счет работы концепции, а за счет изменения демографической структуры населения. У нас стареет население, молодежи становится меньше. Поэтому даже если они выпили больший объем «в целом», если разделить его на население от 18 до 55 лет, у нас, я думаю, вообще никакого снижения потребления и быть не должно.

— Какие выводы должен сделать алкогольный рынок из этой пандемии?

— Алкогольный рынок будет себя чувствовать прекрасно, ну, может быть, за исключением люксовой сферы. В кризис прочищаются мозги, в меньшей степени начинает преобладать маркетинг, вся эта «шелуха». И все простое выиграет — конечно, в пределах разумного. Среднеценовая и недорогая продукция будет себя чувствовать превосходно. Чем интересен кризис? Есть такая поговорка: каждый сверчок — знай свой шесток. Так вот — каждый «сверчок» сядет на свой социально-экономический шесток. Каждый начинает потреблять то, что ему положено по социально-экономическому статусу.

Беседовал Тарас Фомченков

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья