ENG

Перейти в Дзен
Интервью, Технологии, Это интересно

Вадим Король: Население России нуждается в коррекции зрения

По прогнозам ВОЗ, уже к 2025 г. более 70% россиян будет иметь плохое зрение, а всего в мире около 2,5 млрд человек, испытывающих проблемы с глазами. Очки используются для коррекции зрения с давних времен, и внешне этот аксессуар менялся мало. Поэтому многие до сих пор думают, что современные технологии обходят медицинскую оптику стороной. Вадим Король, глава группы Essilor в России, развенчивает этот миф, рассказывает о возможностях и преимуществах современных линз и об особенностях бизнеса медицинской оптики. Essilor — ведущий мировой производитель очковых линз и оптической техники.

Вадим Король: Население России нуждается в коррекции зрения

Социальная миссия медицинской оптики

— Essilor — один из мировых лидеров по созданию оптики. Какую стратегию для дальнейшего развития вы выбираете?

— Глобально в мире компания Essilor и дальше будет фокусироваться прежде всего на разработке новых линз для очков и инновационных приборов для оптометристов и офтальмологов. Такой фокус особенно актуален после слияния и создания EssilorLuxottica в 2017 году, благодаря чему были объединены усилия исследователей обеих компаний. Стратегия группы компаний Essilor в России определяется глобальной миссией — улучшение качества жизни путем улучшения зрения. Поэтому вся работа направлена на развитие российского рынка оптики, на повышение уровня знания потребителей о важности коррекции зрения. По нашим данным, около 20% населения России нуждается в коррекции зрения, но не получает её. Причины, почему люди не идут к врачу, — разные. В первую очередь это неразвитая культура регулярных медицинских обследований в принципе и тем более в контексте заботы о зрении. Люди часто обращаются к офтальмологу, только когда нарушения начинают доставлять сильный дискомфорт в повседневной жизни. Есть и культурные причины, например: многие просто стесняются носить очки и стараются свести их использование к минимуму, даже если испытывают серьезные проблемы со зрением.

Поэтому необходимость в охране здоровья зрения и формирование культуры гигиены зрения крайне велика. Чтобы мотивировать людей к проверкам, мы уже более пяти лет реализуем социальную программу «Crizal. Четкий взгляд на мир». Она позволяет пройти экспресс-проверку зрения онлайн или бесплатно обследоваться в ближайшем салоне оптики по всей России. Помимо этого, мы взяли на себя ответственность за повышение знаний и улучшение компетенций оптометристов. Поэтому регулярно обучаем сотрудников оптических сетей, рассказываем им о новых подходах и технологиях, чтобы они могли обеспечивать высокий сервис для потребителей.

— Каким образом ведется просветительская работа о необходимости коррекции зрения?

— Мы объясняем людям, почему необходимо своевременно начинать заботиться о зрении, даже если явных проблем еще нет. Рассказываем о гигиене зрения и важности регулярных визитов к офтальмологу. Кроме того, приходится развенчивать заблуждения. Например, что использование очков может ухудшить зрение. Также мы объясняем, что правильно подобранная пара линз для очков существенно улучшит качество жизни и прослужит несколько лет, поэтому итоговые затраты оказываются не такими серьезными.

Кроме рассказов о необходимости коррекции, мы рассказываем и о профилактике нарушений зрения. Например, о гигиене при работе с гаджетами. В 2015 г. компания Essilor основала благотворительный фонд для борьбы с проблемами зрения. В России главное благотворительное направление для Essilor — помощь нуждающимся детям с нарушениями зрения. Проект проходит с участием Андрея Малахова — амбассадора бренда Crizal.

Инновации в медицинской оптике

— В 2013 году Essilor представили особое покрытие для линз очков Crizal Prevencia. Одна из последних разработок — это индивидуальные мультифокусные линзы Varilux S Series. Расскажите, над чем работаете сейчас? Каких ожидать от вас сенсаций в офтальмологии?   

— Varilux S Series — уже далеко не самая последняя разработка Essilor, за это время мы выпустили ряд новинок. В прошлом году мы представили мультифокусные линзы Varilux X, по нашему мнению, не имеющие равных с точки зрения дизайна. Также мы запустили линзы с особым покрытием Sapphire, которые, наряду со всеми достоинствами покрытий семейства Crizal, обеспечивают высокую прозрачность и практически незаметны для стороннего наблюдателя. Они почти не дают бликов, и глаза человека отлично видны. Это очень важный эстетический аспект. Уже в этом году мы запустили новые индивидуальные линзы Kodak и продолжаем расширять портфель очковых линз Nikon, которые представляют собой лучшие достижения японской оптики. В скором времени мы ожидаем выхода новых версий покрытия Crizal, которые позволят еще больше защитить линзы от внешних воздействий. Помимо этого, мы работаем над расширением линейки линз с фотохромной технологией Transitions, которые затемняются на солнце, появляются новые цвета и зеркальное затемнение.

В области создания инструментов для определения рефракции мы планируем запуск революционных измерительных приборов, которые выводят проверку остроты зрения на фундаментально другой уровень. Есть и специальные разработки. В 2017 г. компания создала линзы для участников Специальной Олимпиады России. В ней принимают участие люди с особенностями интеллектуального развития. Для них разработали ударопрочные пластиковые линзы с дополнительной защитой от воды, грязи и бликов.

— В области офтальмологии совершено уже очень много открытий, Essilor занимается созданием корригирующих линз на протяжении 170 лет. Как вы считаете, можно ли говорить о разных поколениях линз? 

— Безусловно, поколения меняются, потому что технологии производства линз постоянно совершенствуются. Но это довольно сложный и при этом ускоряющийся с каждым годом процесс, поэтому четко выделять границы поколений сложно.

Главные усовершенствования происходят с материалами, из которых изготавливаются линзы. Сейчас практически все очковые линзы пластиковые или так называемые органические, в то время как раньше они изготавливались из стекла. В этом смысле это абсолютно разные поколения продуктов. Мы видим заметный прогресс и в дизайне линз, покрытий, и в развитии фотохромной технологии. Например, мультифокусные линзы, которые помогают хорошо видеть на любых расстояниях без смены нескольких пар очков, практически вытеснили бифокальные линзы, которые мы помним еще по советским временам.

— Как считаете, в каком направлении сейчас идет развитие офтальмологической оптики? Какая она — офтальмология будущего?

— Прежде всего стоит отметить, что офтальмология и оптометрия — всё же разные отрасли, хотя и связанные между собой. Но, в общем, развитие оптики и оптометрии двигается в направлении усложнения дизайна линз и защитных свойств покрытий и линз. Коррекция зрения становится все более точной, что особенно заметно в новых дизайнах мультифокусных линз. Кроме того, все работают над совершенствованием методов измерения зрения. Я думаю, скоро наступит момент, когда вы сможете в автоматическом режиме определить все параметры своего зрения.

Оптика как бизнес

— На сегодняшний день в России компания имеет собственное производство по изготовлению рецептурных линз и создает новые рабочие места. Вы планируете и дальше продолжать сотрудничество?

— Да, мы планируем расширение нашего локального производства. Это позволяет нам уменьшить сроки поставки линз, быстрее реагировать на запросы потребителей, ведь мы в России производим линзы под заказ, которые учитывают индивидуальные особенности каждого человека.

— В чем особенности рынка оптики по сравнению с фармацевтическим?

— Первая особенность связана с так называемым потоком покупателей. Понятно, что средний чек на качественную оптику значительно превышает чек на медицинские препараты. Но таблетки от простуды или от головной боли люди покупают достаточно регулярно. Средний срок службы очков — 1-2 года, то есть если не происходит никакого форс-мажора, покупатель возвращается в салон раз в несколько лет.

Многих инвесторов, которые раньше не сталкивались с рынком медицинской оптики, сразу привлекает наценка на изделия. Она действительно достаточно высокая по сравнению, например, с фармацевтическими препаратами. Но при этом надо понимать, что в наценку закладывается, например, обучение персонала, содержание и работа мастерских по индивидуальному изготовлению линз. Управление запасами в оптике и фармацевтике также отличаются. Все это необходимо учитывать тем, кто хочет заняться оптикой или вложить в бизнес средства.

— Раньше была очень популярна связка аптека-оптика. Как с этим обстоит дело сейчас?

— Действительно, нередко в одном помещении можно увидеть аптечные препараты и медицинскую оптику. Но в основном это продажа готовых очков по бюджетным ценам. Надо понимать, что недорогие очки — не оптика в технологическом смысле слова. Они могут помочь скорректировать зрение, но полноценными оптическими приборами их назвать нельзя. Если же говорить про настоящую оптику, то это требует серьезных вложений в персонал и оборудование по диагностике зрения.

— Какие еще особенности рынка медицинской оптики?

— Наш опыт показывает, что люди, которые купили и оценили качественные очки, стараются в дальнейшем выбирать более дорогие линзы, им уже сложно отказаться от них и вернуться к бюджетным вариантам. Об этом уже можно говорить как о тренде. Если раньше покупатели больше обращали внимания на оправу очков, а при выборе линз ориентировались исключительно на то, чтобы им подходили диоптрии, то сейчас обратная тенденция. Люди все чаще интересуются, какие стоят линзы, с какими свойствами, для них это становится важным при выборе прибора. Оправа же отходит на второй план.

Другой нюанс связан с особенностями российского законодательства. Поскольку очки относятся к медицинским препаратам, их требуется регистрировать. И если с линзами это оправдано, то в отношении оправ такое требование выглядит странным. Тем более что, к примеру, солнцезащитные очки не относятся к медицинским приборам, и те же самые оправы для них регистрации уже не требуют. Для оформления всех документов требуется несколько месяцев, что затрудняет введение нового ассортимента.

— Какие есть различия в рынке России и Европы?

— Приведу такой пример. Прогрессивные линзы, которые используются при возрастной дальнозоркости и позволяют одинаково хорошо видеть и на ближние, и на дальние расстояния, в Европе занимают примерно треть рынка. В России цифры значительно ниже — у нас ими пользуется только 1% людей. Причем многие про них не слышали и не представляют, какие преимущества они дают.

— Ваша компания поддерживает стартапы? Если да, то какие? 

— В России мы специально не занимаемся поддержкой стартапов, хотя сотрудничаем с локальными разработчиками линз, уже давно существующими на рынке. Мы фактически стали единственной компанией в России, которая активно занимается продвижением линз для предотвращения развития миопии (перифокал), и мы очень ценим это сотрудничество.

Беседовала Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья