ENG

Перейти в Дзен
Регионы / Мнение

Валентин Малахов: К каждому километру дороги у нас индивидуальный подход

Липецкая область при строительстве, ремонте и проектировании дорожной сети применяет много инновационных технологий, и уже сейчас выполнение нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в регионе находится на уровне 85%. О том, где берутся кадры для работы с новыми технологиями в этой области, каким опытом регион готов делиться с соседями и из чего складывается стоимость километра дороги, деловому журналу «Инвест‑Форсайт» рассказал глава Управления дорог и транспорта Липецкой области Валентин Малахов. 

Валентин Малахов: К каждому километру дороги у нас индивидуальный подход

— Серьезная проблема для большинства регионов — внутренняя локальная дорожная сеть. Скажите, как обстоят дела с ее состоянием в Липецкой области?

— Долгие годы недофинансирования привели к тому, что к началу 2017 года менее 28% региональных автодорог находились в нормативном состоянии. Но региональная дорожная сеть постоянно улучшается — это связано с выделением дополнительного федерального финансирования. Сначала в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» привели в порядок ряд автодорог в Липецкой агломерации, а теперь масштабный ремонт на территории всей области ведётся уже в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Лишь в этом году планируется довести до норматива более 220 километров автодорог, а к финишу проекта в 2024 году — более 2 тысяч километров. В нормативном состоянии должны находиться не менее 47% автодорог области и не менее 85% — в Липецкой агломерации.

— А что со статистикой? Какова общая протяженность дорожной сети? 

— Общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области составляет 5 477,7 километра, 4 996,7 из них — с твердым покрытием. На них насчитывается 222 моста общей протяженностью 11,6 км и около 2,9 тысячи водопропускных труб общей протяженностью 47,5 км.

— Дорожное строительство — достаточно высокотехнологичная сфера. Применяют ли область новые технологии в этой сфере? 

— Да, причем уже на стадии проектирования. Проработка технических решений ведётся с использованием автоматизированных программных комплексов. При выполнении изыскательских работ в последние годы получило широкое применение современное геодезическое оборудование, основанное на применении спутниковых технологий.

При строительстве и ремонте автодорог хорошо зарекомендовали себя применяемые геосинтетические материалы, позволяющие продлить межремонтные сроки покрытий, замедлить процесс трещинообразования. При реконструкции автодорог у нас есть опыт применения способа укрепления грунтов методом высоконапорной инъекции. В зоне над водопропускными сооружениями применялись технологии армирования насыпи автомобильной дороги. При ремонте дорожного покрытия широко используются современные щебеночно‑мастичные асфальтобетонные смеси, для улучшения качественных характеристик вязкого битума применяются различные добавки и присадки. Применяется метод холодного ресайклинга при необходимости укрепления оснований дорожной одежды дорог.

Кроме того, в этом году устроен опытный участок асфальтобетонного покрытия, изготовленного с использованием полимерного вяжущего материала (PR PLAST), широкое распространение находят дорожные битумные эмульсии. В процессе производства работ применяются асфальтоукладчики со следящей системой. Внедряются 3D‑системы автоматизированного управления рабочими органами дорожных машин с применением приборов для определения географических координат по данным ГЛОНАСС/GPS и нивелирующие системы. Для обеспечения сохранности автомобильных дорог и предотвращения старения битума в покрытии применяются пропитывающие составы — они увеличивают срок службы дорожных покрытий.

— А где вы берете кадры, которые работают с этими новыми технологиями? 

— Безусловно, одним из главных движков развития отрасли являются технологии. Но не меньшее значение имеет развитие кадрового потенциала. У нас наработан богатый опыт взаимодействия с ЛГТУ — профильным вузом в части подготовки новых кадров для отрасли, исследовательских работ в части новых материалов. В перспективе стоит создание базовой кафедры при производстве — на ней молодые люди, будучи студентами, смогут погрузиться в производственные процессы, пройти мастер‑классы и обучающие программы с экспертами отрасли.

— Каким опытом в сфере дорожного строительства область могла бы поделиться или уже делится с соседями?

— Липецкая область одна из первых в стране вошла в приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» и готова делиться опытом с регионами‑новичками в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Также в управлении дорог и транспорта Липецкой области активно внедряются lean‑технологии, принцип которых основан на экономии ресурсов и времени. Есть положительный опыт по внедрению автоматизированных систем в дорожной отрасли. Одним из примеров является автоматизированная система управления наружным освещением «Кулон», которая функционирует уже на более чем 95% линий наружного освещения.

В 2017 году на постоянной основе на зимний период введена диспетчерская служба по контролю за состоянием автомобильных дорог, позволившая повысить исполнительность и оперативность выполнения работ по содержанию дорог подрядными организациями.

Наши двери открыты, мы готовы делиться этим опытом с нашими коллегами и в области, и в соседних регионах.

— Как движется реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на территории области?

— В 2019 году в Липецкой области проводится ремонт 56 участков региональных автодорог общей протяженностью 216,7 километра. Почти 5 километров должны быть реконструированы — на участках автодороги Липецк — Данков. Автодорога постепенно расширяется, выравнивается её продольный профиль — за счёт строительства насыпей исчезают крутые подъёмы и спуски, а значит, улучшается видимость на дороге, снижается аварийность.

В рамках нацпроекта реконструируются и ремонтируются мосты. В Елецком районе благодаря нацпроекту появился мост через реку Сосна между сёлами Черкассы и Талица, протяжённость сооружения вместе с подходами — 860 метров. В Чаплыгине завершается ремонт моста через Ягодную Рясу, в Куймани ведётся реконструкция моста, ремонтируется мост через реку Дон на автодороге Красное — Тёплое. Около 15 километров освещения автодорог появится до конца 2019 года — уникальность системы освещения в том, что все линии управляются с компьютера при помощи системы «Кулон». Отмечу, что в 2019 году реализация нацпроекта в Липецкой области вошла в завершающую стадию: сегодня выполнение дорожных работ находится на уровне 85%. Еженедельно ведётся приёмка новых объектов.

— Камнем преткновения для общества всегда является стоимость дорожного строительства. Многие считают, что цена километра трассы часто завышается. Можете ли вы подробно рассказать, из чего она состоит? Сколько стоит километр трассы в Липецкой области по сравнению с другими регионами?

— Стоимость дорожного километра — величина, зависящая от совокупности исходных данных. Например, километр строительства дороги в Щегловке обошёлся в 37 миллионов рублей, а километр реконструкции автодороги Липецк — Данков «46–47» обходится уже в 260 миллионов рублей. Нужно понимать, какую дорогу мы строим: если четвёртой категории — по полосе в каждую сторону, то цена километра будет одна, а если шестиполосное шоссе — совершенно другая. Необходимо учитывать ландшафт — удорожание вызовет строительство мостов, насыпей, отвод грунтовых вод. В населённых пунктах в смету дорожного строительства входит наружное освещение. Так что вывести универсальную формулу невозможно, к каждому километру дороги у нас индивидуальный подход.

Беседовал Тарас Фомченков

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья