Возврат товаров из онлайн-магазинов давно превратился в настоящую головную боль для ритейлеров всего мира. Особенно остро проблема стоит в сегменте fashion — так, у европейских магазинов доля возвратов достигает 70%. В России проблема не менее актуальна — как отмечают в Data Insight, около трети российских ритейлеров считают проблему возвратов самым сложным логистическим процессом. В случае с обувью подобрать которую дистанционно в особенности сложно, проблему возврата предлагают решить стартапы, предлагающие услуги виртуальной примерки. Более того, они обещают научить интернет-магазины подбирать покупателям комфортную обувь заранее.
Магазин на диване
К идее разработки технологии виртуальной примерки основатели стартапа Imigize из Санкт-Петербурга пришли достаточно случайно. Принадлежащая им группа компаний «Времена года престиж» долгое время занималась производством под заказ и поставкой сувенирной продукции, в том числе изделий из кожи. Однажды внимание решили обратить на сегмент одежды и обуви — спрос на нее обещал быть особенно высоким в регионах.
«У нас были заказчики, наработанные связи и зарубежные поставщики, мы задумывали большой и интересный бизнес», — рассказывает генеральный директор Imigize Development Group Валерий Черник.
Однако компания столкнулась с непредвиденной сложностью. Производство одежды и обуви — в отличие от производства дорогой «сувенирки» — недостаточно кастомизировано, оно не может учесть любой каприз заказчика.
«Мы в итоге поняли, что удаленно производить и поставлять обувь и одежду, чтобы она идеально подходила нашим клиентам, попросту невозможно», — объясняет коммерческий директор Imigize Development Group Михаил Черник.
Конечно, в компании знали о существовании техники пошива обуви по индивидуальным меркам клиента Bespoke, более того, основатели лично общались с работающими по ней производителями — например, с Silvano Lattanzi, среди клиентов которого Джордж Буш, Арнольд Шварценеггер, Ричард Гир и даже президент России Владимир Путин. Другое дело, что быстро стало понятно: использовать ту вряд ли получится — методика остается крайне дорогой, к тому же серьезно увеличивает время производства.
А вот с помощью современных технологий 3D-моделирования и сканирования, считают в Imigize, покупатель сможет получить высокий уровень комфорта и в случае с продукцией массового производства: теоретически те позволят каждому подобрать обувь, идеально соответствующую параметрам его ноги, причем не только по длине и ширине, но также подъему, объему и т.д.
Сканируй это
Сегодня на рынке немало проектов, предлагающих услуги виртуальной примерочной с помощью «наложения» изображения обуви на проекцию ноги покупателя. Однако максимум, что позволяют сделать такие решения, — оценить стилистическое исполнение; даже в совокупности с информацией о размере оценить уровень комфорта не выйдет.
В Imigize предлагают иной подход — у уже изготовленной обуви будут измерять внутренний объем. Полученные данные сопоставят с трехмерной моделью ступни покупателя и на основе этого вынесут вердикт, подходит тому конкретная модель обуви или нет.
«Совместив 3D-модель ног потенциального покупателя с 3D-моделями внутреннего объема обуви, наш алгоритм подбора с высокой точностью сообщает через виджет обувного онлайн-магазина о том, какая обувь наиболее подходит покупателю, и, более того, оценивает, насколько комфортна будет данная модель», — говорит Валерий Черник.
Модель ступни предлагают делать с помощью лазерных сканеров (их можно, к примеру, устанавливать в магазинах или пунктах выдачи товаров), также можно воспользоваться мобильным приложением, позволяющим создать модель на основе фотографий с разных ракурсов.
Сложнее оказалось с измерением внутреннего объема. Казалось бы, производители могут и сами предоставить данные в том числе по размерам обувных колодок, однако компании не спешат делиться такой информацией. В Imigize же для обмерки обуви используют сразу несколько технологий, все из которых относятся к методам внутреннего неразрушающего промышленного контроля. В том числе стартап использует технологию томографии. Есть в компании и штат тестировщиков-примерщиков обуви, «показания» которых агрегируют в компьютерный алгоритм подбора и рекомендаций обуви, работающий с использованием нейронных сетей. Получается, кстати, довольно точно — если вначале показатель составлял около 30%, то сейчас приближается к 90% (по сравнению с примеркой в реальности).
«Мы используем инновационные технологические решения, которые в последнее время были разработаны и нашли применение в области неразрушающего промышленного контроля для авиационной промышленности и микроэлектроники», — говорит Валерий Черник.
По его словам, именно это позволит построить полноценную трехмерную модель внутреннего объема измеряемой обуви.
Сейчас компания запустила в Санкт-Петербурге Центр измерений внутренних объемов обуви в 3D-формате, мощности которого позволяют обрабатывать до 1 млн пар обуви в год. Всего в проект уже инвестировано более $2 млн, инвесторами выступили сами основатели компании.
«В центре реализован конвейерный метод измерений, а процесс построения 3D-моделей внутреннего объема обуви полностью автоматизирован. Все это позволяет достичь высокой скорости и низкой себестоимости всех операций», — говорят в Imigize.
Ярмарка решений
Imigize далеко не единственный стартап, работающий над технологией виртуальной примерки обуви. К примеру, в данной нише существовал стартап Fitanny, получавший гранты от фонда «Сколково» в 2013 и 2014 гг. (последний грант составлял 15 млн руб.). Правда, в настоящее время основатель стартапа Владимир Абрамов является учредителем компании по индивидуальному пошиву обуви «Интегро групп» под брендом «your shoes». Из сервиса виртуальной примерки одежды вырос стартап Try.Fit Вагана Мартиросяна. Минувшей весной €250 тысяч в последний инвестировала компания «1C», до этого в проект вкладывался бизнес-ангел Дмитрий Синицын, а также фонд Pulsar VC. В случае с Try.Fit речь также идет о создании 3D-моделей как самой обуви, так и стопы, в итоге можно подобрать подходящую пару. За рубежом пионером рынка стал стартап ShooFiter, еще в 2015 г. приобретенный Amazon. Сейчас активно работает на рынке компания Mifitto, предлагающая технологию сканирования обуви в закрытых коробках.
Интерес технологических стартапов и инвесторов к сегменту более чем понятен, ведь в случае удачи спрос на разработку обеспечен как со стороны производителей обуви, так и от игроков рынка e-commerce.
«Это интересно, это прикольно, это вовлекает людей, поэтому я уверена, что у нас сейчас на рынке будет точно так же, как в Америке, эта тенденция будет идти только на возрастание, набирать обороты, и спрос на такие разработки, конечно, будет расти и расти», — говорит маркетолог Мария Солодар.
Очевидно, что для продавцов обуви подобные сервисы могут обеспечить существенное снижение накладных расходов.
«Виртуальные примерочные способны повлиять на цены интернет-магазинов, так как у них могут существенно снизиться затраты на логистику», — согласен основатель группы компании «Орто-доктор» Роман Алехин.
К тому же магазинам прочат рост выручки — покупатели, получив удобный инструмент дистанционной примерки, будут увеличивать чек. Ну и конечно, технология дистанционной примерки может дополнительно стимулировать переток традиционных покупателей в интернет-магазины.
Производители и продавцы обувной продукции и правда показывают к технологически наработкам интерес. Так, Mifitto реализовала более 30 проектов с ритейлерами и производителями в Германии, столько же проектов на счету у компании в Австрии, в США пока таких проектов 5. В России Imigize сейчас реализует совместный проект по обмерке обуви с онлайн-магазином Wildberries, а также магазином спортивной обуви RunLab.
Невиртуальные барьеры
Тренд на развитие проектов по виртуальной примерке одежды и обуви связан с нежеланием людей посещать магазины и стремлением получить возможность примерить одежду, не выходя из дома, говорит директор по развитию бизнеса группы компаний VRTech Александр Ларионов. Другое дело, что сегодня проекты в данной сфере сталкиваются с множеством ограничений. Например, несовершенство компьютерного зрения; к тому же, чтобы система работала корректно, ее необходимо обучать, для чего требуется большая выборка.
«Только после качественной проработки система сможет правильно распознавать образ, параметры человека и даст возможность примерить одежду так, как это происходит в реальной жизни», — говорит Александр Ларионов.
Популярность этого гаджета по-прежнему ограничивает технология, отмечает руководитель направления электронной коммерции FASHION HOUSE Group Петр Крефт. Российским покупателям, пользующимся электронной коммерцией, полагает он, проще дождаться получения вещи дома и примерить ее, пока курьер ждет, нежели чем пользоваться примеркой в дополненной реальности.
В конечном итоге, пока все упирается в психологию покупателя, который, увы, не homo economicus, а человек обычный, а значит, не готов использовать технологии в этом контексте, объясняет генеральный директор Y Consulting Дарья Ядерная. Да и стоит попросту помнить, что большая часть активных покупателей в России — люди в возрасте от 35 до 60 лет, и далеко не всем из них нравится идея замещать продавца или собственно процесс шоппинга с выбором, раздумьями и примерками современными технологиями.
«Данные технологии, хотя и перспективны в контексте подрастающих поколений, а также ускорения скорости жизни, вряд ли станут доминантой в ближайшие годы», — резюмирует Ядерная
Эксперт напоминает об электронных книгах, которые, хоть и появились на рынке давно, до сих пор не вытеснили книги бумажные.
«Это решение будет технически работать, но женщин не заинтересует, — полагает генеральный директор компании «Электронные деньги» Дмитрий Чидиров. — Они всегда выберут красивое, а не удобное».
Автор: Ольга Блинова