Во время прошедшего в конце октября в «Сколково» форума «Открытые инновации» публике был представлен первый в России водородный автомобиль на базе «Лады». Его создала компания «Электротранспортные технологии» при участии Центра компетенций НТИ по технологиям новых и мобильных источников энергии и компании «ИнЭнерджи». Именно последняя компания, входящая в состав Inenergy Group, предоставила для автомобиля водородные топливные элементы — теоретически этот инновационный источник энергии может преобразовать всю российскую энергетику и автотранспорт.
Основатель компании Inenergy Group Алексей Кашин говорит о себе, что он с юного возраста был «компьютерным гиком» и еще в школьные годы знал, что будет заниматься компьютерами. И действительно: он смог сделать быструю, можно сказать, головокружительную карьеру в сфере информационных технологий. Ему не было и 30, когда он занял пост руководителя IT-департамента Пенсионного фонда России и заседал за одним столом с чиновниками, которые были гораздо старше него по возрасту. Позже, уйдя с государственной службы, занимался IT-бизнесом.
Однако определенный переворот в жизненной стратегии предпринимателя произошел, когда в ходе получения степени MBA он поехал на стажировку в Германию. Там, общаясь с представителями различных секторов, он пришел к выводу, что энергетика больше, чем кто бы то ни было, сегодня нуждается в инновационных идеях. Возможности развития почти всех традиционных энергетических технологий исчерпаны.
Алексей Кашин рассказывает, что у него была возможность объездить ведущие европейские компании, занимавшиеся энергетическими технологиями, и он понял: самой передовой идеей на этом рынке является водородная энергетика, то есть водородные электрохимические генераторы.
Вернувшись в Россию, Кашин попробовал начать здесь собственный бизнес, связанный с производством водородных топливных элементов. Однако опыта не было — и, как признается предприниматель, в серии неудачных проектов он смог потратить практически все свои сбережения, которые остались от предыдущего бизнеса. Но он смог познакомиться с профессором Юрием Добровольским из Института проблем химической физики РАН (ныне профессор Добровольский — руководитель созданного при институте Центра компетенции НТИ по технологиям новых и мобильных источников энергии).
Вполне понимая перспективность новых направлений развития, ученый предложил бизнесмену сотрудничество. Новая компания Алексея Кашина возникла на базе Института проблем химической физики в подмосковной Черноголовке, ее первые сотрудники были научными сотрудниками этого института.
За 5 лет бизнес достиг впечатляющих масштабов: годовой оборот компании составляет около 1 млрд рублей. Вслед за топливными элементами в состав продукции вошли системы электропитания различного назначения, специализированные корпусные и монтажные изделия. У компании появились производственные площадки в Оренбурге, лаборатория в Екатеринбурге, офисы в Казани, Петербурге, Китае и Германии. В Inenergy Group работает около 300 людей, из них 65 занимаются научными исследованиями.
Парадокс созданного Алексеем Кашиным бизнеса заключается в том, что он «эксплуатирует» всеобщий интерес к водородной энергетике — при этом интерес, имеющийся в обществе, иногда превышает масштабы реального использования водородных источников энергии. Главным покупателем продукции Inenergy Group являются учебные заведения: вузы, школы и колледжи, для которых компания делает учебные установки, на которых учащиеся могут изучать водородную энергетику. Практическое использование водородных электрохимических генераторов энергии более узко, но, в частности, сейчас компания Кашина работает со связистами — в проекте по обеспечению автономными источниками энергии вышек сотовой связи, а также с газовиками — идея этого проекта состоит в том, чтобы аналогичные источники энергии питали телемеханику, обслуживающую газопроводы. Вообще, Алексей Кашин считает, что водородные батареи пригодятся (электрохимические генераторы) во всех технических устройствах, нуждающихся в автономных источниках энергии, — за исключением совсем миниатюрных, вроде мобильных телефонов и других носимых гаджетов.
По габаритам водородные батареи проигрывают литий-ионным, однако Алексей Кашин уверен, что со временем они станут незаменимыми для любых роботов, а также ездящих и летающих беспилотников — запас хода в электромобиле с водородным генератором больше, чем у аналогичных машин с иными типами энергоисточников.
Автор: Константин Фрумкин