Регионы / Статьи и аналитика

Воронеж мечтает о метро и трамвае

В последние годы проходят активные дискуссии о том, быть или не быть метро в мегаполисе Черноземья — Воронеже. Воронеж — город-миллионник, при этом относительно недавно в Воронеже приказал долго жить трамвай. Встает сложная дилемма, которую в последнее время муссируют аналитики транспортной отрасли: если построят лайт-рейл (тот же скоростной трамвай), то не быть ни метро, ни обычному трамваю. Если построят метро, восстановление трамвая будет под большим вопросом, но зато и горожане, и местные власти будут гордиться тем, что у них есть метро. Впрочем, опыт других российских городов показывает, что в обозримой исторической перспективе в Воронеже могут построить в лучшем случае 2-3 станции, потому что бюджет «обычных» миллионников в России не сравним с бюджетом Москвы и Санкт-Петербурга, возводящих станции метро относительно быстрыми темпами (да и то с опозданиями).

Кирилл Каллиников / РИА Новости

Город загубленного трамвая

Воронежу принадлежит антирекорд: это крупнейший город в Европе, в котором отсутствует городской рельсовый транспорт. О том, что с середины 20 века наблюдается тенденция уничтожать трамвайные сети в советских городах, всем известно, но Воронеж слишком крупный город для того, чтобы в 2009 году было принято решение прекратить трамвайное сообщение. Воронежский трамвай ведет свою историю с 1913 года, когда началось его строительство. Открыт он был в 1926 году. В ходе войны трамвайные маршруты были уничтожены в результате бомбардировок как немцами, так и своими же, но в ударные сроки были восстановлены. В 1986 году открыт уникальный по тому времени Северный трамвайно-автомобильный мост через водохранилище с исторической стороны города на промышленную, имеющий трамвайный ярус.

В 2001 году с благословения мэра Александра Ковалева начался демонтаж трамвайной системы. Реальной причиной таких действий, как говорят, было крышевание «авторитетными» структурами маршруточного бизнеса. Под раздачу попали и троллейбусные маршруты на левом берегу реки Воронеж. Значительная, если не большая, часть перевозок оказалась в сегменте частного транспорта, преимущественно маршруток.

В 2008 году обладминистрация и ВГУ предложили создать новую систему легкого рельсового транспорта на базе трамвайной системы Воронежа. Было предложено даже провести дополнительные линии в аэропорт и поселок Шилово. 7 апреля 2009 года компания «Мостгеоцентр» предоставила проект легкорельсового транспорта. Видимо, под этим предлогом через неделю трамвайное движение было прекращено полностью. Но из-за экономического кризиса проект легкорельсового транспорта был отложен на неопределенный срок.

Легкое метро или восстановление трамвая? 

6 января 2014 года мэр Александр Гусев сообщил, что Воронеж планирует строительство скоростного трамвая. На тот момент стоимость первых трех линий оценивалась в 18 млрд рублей, а срок проекта — в 3 года. Предусмотрены те же линии трамвая, которые были закрыты при Александре Ковалеве. Трамваи просто будут по ним ездить быстрее и, видимо, с меньшим количеством остановок, при этом еще не известно, что лучше. Предлагаемый проект абсолютно не был похож на скоростные трамваи в Волгограде или украинском Кривом Роге, он ближе все-таки к обычному трамваю. По сути дела, предоставлен план восстановления трамвайной системы города в несколько измененном варианте. Возникает вопрос: нужно ли вернуть городу трамвай в таком виде, при котором он будет ездить по тем же маршрутам, но без старых остановок? Может, нужно создать что-либо более конструктивное?

Полноценное метро

Планы построить в Воронеже полноценное метро озвучиваются администрацией уже давно. После ликвидации трамвая — и тому подавно. Вдруг выяснилось, что людям не по нраву пробки и засилье маршруток, остановки общественного транспорта, некоторые из которых отданы на откуп коммерческим структурам, находятся в бедственном положении. Пропускная способность Северного моста после ликвидации трамвая снизилась с 10 тыс. человек в час до 2 тыс. человек, на нем возникли пробки. В ответ на все эти жалобы граждан чиновники все чаще и чаще подключают фразу:

«У нас будет метро».

Хотя до ликвидации трамвая и сокращения троллейбусных маршрутов все было иначе. Окупаемость метро весьма сомнительна: есть печальный опыт Самары, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, по сути дела, это окупаемый вид транспорта только в Москве. Вместе с тем трамвай успешно окупается, например, в Краснодаре. Реальность такова, что метро мелкого заложения (в Воронеже планируется именно такое) стоит до 10 млрд рублей за км. Глубокого — 15-20 млрд; часть воронежского метро придется сделать, скорее всего, глубокого заложения. Трамвайные пути обойдутся максимум в 2 млрд за км (это если действительно считать по максимуму, с депо и эстакадами, как на Северном мосту или как в московском Бирюлево, но можно и сократить стоимость до 0,5 млрд за км).

Что планируется

В настоящее время существуют несколько планов метро в Воронеже. Пожалуй, самый грандиозный из них предоставила администрации проектная компания «Киносарг» в 2017 году, выигравшая тендер на разработку проекта скоростного транспорта. Проект рассчитан на 5 лет. Срок окупаемости 22,2 года с учетом времени строительства. План метро из трех линий не лишен смысл, поскольку существует три основных маршрута следования граждан. Другое дело, что метро из трех линий может существовать только в проекте: кроме Москвы и Санкт-Петербурга, другие российские миллионники не имеют больше двух линий. У Воронежа нет таких денег, чтобы ставить себя в один ряд с Москвой и Питером.

В 2019 году в администрации рассмотрели уже более реалистичный план строительства метро. Будут пять станций, 4 на правом берегу водохранилища, 1 на левом. Метро будет все-таки легким, на него потребуется аж 30 млрд рублей. Ясно одно: вместо полноценного метро воронежцам предложат легкое, а это значит, полноценного метро там уже не будет, как нет его, например, в Волгограде, где его замещает метротрам. Остается не ясным, что будет с проектом реанимации трамвая и как легкое метро будет с ним сосуществовать, ведь ресурс наземного транспорта не выработан — наоборот, его снизили в нулевые из-за коррупции в высших эшелонах городской власти.

Автор: Роман Мамчиц

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья