ENG

Перейти в Дзен
Стартапы, Технологии

Виртуальная реальность для реального лечения

Возможности виртуальной реальности активно использует не только сфера развлечений, но и медицина. Братья Забабуро из Минска сначала собирались продвигать VR-технологии в игровой индустрии. Но знакомый врач-ортопед подсказал неожиданное применение созданного ими аппарата — тренажер для реабилитации после травм.

Развлечения — это не игрушки

Электроникой Андрей Забабуро увлекся еще в детстве. На уроках делал платы то для приемника, то для радиоуправляемой машинки. Вместе с младшим братом Сергеем они все карманные деньги тратили в магазине «Электроника». В десятом классе половину денег, заработанных во время каникул, отдали за дисковод для собранного своими руками компьютера «Спектрум». После окончания школы оба брата получили высшее техническое образование. Андрей стал инженером-электронщиком, Сергей — специалистом по машинам и механизмам. В 2005 году братья решили использовать знания для получения прибыли. Первым бизнесом стало производство аттракционов — батуты с автоматическим счетчиком времени, родео «Дикий бык», катапульта. За три года работы компания продала более 300 аттракционов.

Кино с эффектом погружения

В конце 2000‑х Андрей и Сергей решили попробовать свои силы в многомерном кино. Они увидели перспективы в усовершенствовании кинотеатров 5D. Дорогостоящие и громоздкие кинотеатры, которые в то время существовали на рынке, не могли обеспечить полноценный эффект присутствия. В 2009 году братья выпустили собственную модель многомерного кинотеатра «СтереоЛайф». Его цена была в 3-4 раза ниже, чем у конкурентов ($15 тыс. против $45-60 тыс.), работал от розетки 220 V (другие модели были рассчитаны на 380 V) и занимал всего 20 м2.

Сложнее всего было решить проблему адекватного погружения в виртуальную реальность. Даже небольшие отклонения от запланированных параметров приводили к перекосу платформы и ухудшению картинки. Проблема была решена с помощью создания более гибких программных алгоритмов. Кроме этого, создатели добавили спецэффекты, например водяные брызги и ветер. Все ролики для своих кинотеатров Забабуро снимали сами — это позволяло не зависеть от поставщиков и значительно снизить себестоимость контента. Кинотеатры пользовались успехом. По словам Андрея, «СтереоЛайф» окупался максимум за три месяца. Всего за пять лет было продано более 600 кинотеатров.

Не останавливаться на достигнутом

Интерес к виртуальной реальности в мире продолжал расти, а VR-шлемы расширяли возможности использования технологии. Поэтому Забабуро занялись разработкой интерактивных симуляторов. Сначала это были мини-кинотеатры «Рифтер» на два места и игровой симулятор «Флаер». А потом Андрею пришла в голову мысль внедрить виртуальную реальность в тренировки и совместить физическую активность с геймингом.

Возникла идея аппарата, на котором можно заниматься лежа, управляя движением в виртуальном пространстве руками. Первый прототип VR-тренажера Flyser братья собрали сами за пару дней из фанеры и труб в конце 2018 г. Внешне устройство напоминает скамейку для тренировок по тяжелой атлетике, укрепленную внутри металлической рамы. Конструкцию несколько раз дорабатывали, чтобы сделать ее прочнее, а угол наклона — больше. Именно третий прототип стал основой всех дальнейших разработок.

Устройство сразу же запатентовали и отправились на выставку в Орландо (штат Флорида, США). Flyser произвел фурор. Многие посетители неоднократно подходили к стенду, чтобы позаниматься на тренажере. Уходили уставшие, но довольные. Следующим шагом стала поездка на конференцию CES‑2019 в Лас‑Вегас. Здесь все оказалось не так просто: организаторы не поверили, что тренажер создан недавно, и отказывались предоставлять место рядом с другими стартапами. Пришлось высылать видеоролики с датами, по которым можно было отследить время создания устройства и процесс его усовершенствования. Там была продемонстрирована версия, которую планировалось использовать в медицине — для лечения фобий и восстановления после травм.

Лечиться играя

Использовать виртуальную реальность для лечения и реабилитации братьям предложил один из партнеров, врач-ортопед по образованию. Он увидел в этом возможность сделать восстановительные процедуры более интересными и эффективными. Забабуро, сами ведущие активный образ жизни, оценили перспективу идеи и модифицировали тренажер для медицинских целей.

Один из плюсов виртуальной реальности — она снимает психологические барьеры, в том числе страх боли. Нередко движения во время восстановительной гимнастики вызывают неприятные ощущения, и пациент боится выполнять их. Даже если он понимает необходимость упражнений, часто подсознательно не доводит их до конца. Например, руку требуется согнуть на 90°, а он сгибает только на 60°. Погружение в виртуальную реальность помогает снять внутренние блоки и сделать восстановительные процедуры эффективнее.

Помимо этого, Flyser позволяет отслеживать активность движений человека и корректировать программу занятий. К тому же сам процесс не выглядит скучным или утомительным, а напоминает увлекательный квест. Сейчас тренажер дает возможность проводить восстановление после самых разных травм: разрыва и растяжения связок, переломов и прочих.

Первым аппарат согласился протестировать минский реабилитационный центр «Симметрия». Врачи используют его для лечения мышц верхнего плечевого пояса и исправления сколиоза у детей. Программу запустили в начале 2019 года, поэтому полноценные выводы о результатах делать пока рано. Однако сотрудники центра отмечают положительный эффект. По окончании тестирования медики дадут рекомендации, что улучшить в VR‑контенте, чтобы эффективно прорабатывать определенные группы мышц.

Реабилитационная версия тренажера конструктивно отличается от спортивной или игровой. Конфигурация ручек позволяет менять форму и ширину хвата, есть дополнительные утяжелители. Можно выполнять упражнения и на тягу, и на жим. Есть также резиновый жгут для надежной фиксации пациентов.

Прибыль и расходы

Сейчас братья предлагают свои тренажеры медицинским и реабилитационным центрам бесплатно. Взамен они просят конструктивную обратную связь — информацию о том, насколько эффективно устройство в терапии, как его стоить модернизировать, как адаптировать игры именно под процесс реабилитации.

На продвижение устройства Забабуро тратят около $10 тыс. в месяц. Старт продаж запланирован в 2019 г. Пока есть два варианта реализации: продажа оборудования (ориентировочная стоимость устройства с контентом составит $6,5 тыс.) и сдача его в аренду с одновременным оформлением подписки на контент (цена за годовое использование одной методики по планам будет стоить $1‑5 тыс.). Планируется, что контент (те самые ролики, которые пациент видит в VR‑шлеме) будет обновляться автоматически — через интернет. Данные сохраняются в облаке, поэтому сам пациент или его лечащий врач всегда будут иметь к ним доступ, смогут сравнить результаты и оценить прогресс. Также разрабатывается возможность создания сети, в которой люди смогут играть друг с другом.

Поскольку для разработки и модернизации устройства используются средства компании, Андрей не берется оценить размер вложений. Основную статью расходов составило участие в выставках — несколько десятков тысяч долларов. Сейчас братья ищут инвесторов для разработки контента. По словам Андрея, речь идет о нескольких миллионах долларов. Требуется создать методику, которая помогала бы разрабатывать конкретную группу мышц, и лишь затем внедрять ее в виртуальную реальность. При этом сам шлем может быть достаточно простым, потому что реабилитация не требует высокого качества графики.

Автор: Ксения Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья