ENG
В мире, Стартапы

Всем спать: Технологии решают проблему недосыпа

За последние 50 лет люди стали спать хуже. Сегодня недосыпание считается эпидемией. Проблему пытаются решить производители матрасов. К 2022 году, согласно P&S Market Research, мировой объем этого сегмента рынка достигнет $38 млн. Но каким бы удобным матрас ни был, он не может кардинально повлиять на сон и подстроиться под индивидуальные особенности человека. Поэтому в индустрию сна пришли «умные» технологии — будильники, приложения по мониторингу сна и обучению правильному засыпанию и даже робот-подушка.  

Shleep в помощь

Свыше трети американцев хронически не высыпаются. В отчете за 2016 год Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) назвали недосыпание «проблемой общественного здравоохранения». Невыспавшийся человек очень быстро устает и увеличивает риск несчастного случая по отношению к себе или окружающим на 70%.

«Недосыпание является мировой эпидемией, влияющей на треть населения не только в Северной Америке, но и Европе. В частности в Великобритании, Германии и Канаде, — говорит руководитель проекта по циркадным ритмам, эксперт по вопросам сна компании Shleep Елена Цымакуридзе (Elena Tsimakouridze). — Около 20% людей в этих странах спят 6-7 часов каждую ночь (рекомендовано — 7-9 часов). Мы не имеем точной статистики по России, но, согласно косвенным данным, около 47,5 млн россиян тоже спят недостаточно».

Основательница Shleep Элс ван дер Хелм (Dr. Els van der Helm) более десяти лет изучала сон в Калифорнийском университете в Беркли, в Гарвардской медицинской школе и Нидерландском институте нейробиологии. В начале 2017 года ее исследования вылились в приложение по улучшения сна Shleep. Елена Цымакуридзе познакомилась с доктором Элс ван дер Хелм в 2016 году во время учебы в интернатуре Гуэлфского университета и, узнав о проекте, сразу присоединилась к команде.

Что предлагает проект Элс ван дер Хелм? Скачав приложение для iPhone и Android за €9,99 в месяц (или €5,57, если заплатить сразу за год €69), пользователи получают индивидуальный план по улучшению сна. В его основе лежат неврологические знания и многолетние исследования влияния недосыпа на человеческий мозг. В дополнение идут короткие видеоролики с простым инструктажем. Достаточно тратить на их просмотр 5 мин в день, чтобы сделать правильное засыпание полезной привычкой, утверждают в стартапе.

«На протяжении всей ночи в спальне должно быть прохладно (18-20°C), тихо и темно, — Елена Цымакуридзе приводит общие рекомендации. — Для этого нужно проветрить/оставить окно приоткрытым, вставить в уши беруши и повесить «черные шторы». Чтобы легко заснуть, надо расслабиться — за 15-20 минут до сна выключить телевизор, отложить устройства и закончить умственную работу. Мы рекомендуем медитировать, читать бумажную книжку, принять душ. Важно вставать в одно и то же время, включая выходные, и стараться спать по 7-9 часов каждую ночь».

В Shleep не раскрывают экономические показатели проекта, но говорят, что активно продвигают продукт среди корпораций. Приложением пользуются в The Huffington Post, Deloitte, Facebook, Spotify, McKinsey & Company и пр. Эти компании первыми сообразили, что с помощью технологий по улучшению сна своих сотрудников можно уменьшить экономические потери. Согласно исследованию CDC, не высыпающиеся работники приносят США убытки в размере $400 млрд каждый год. В пересчете на дни, утверждает отчет Rand Europe, это около 1,2 млн потерянных впустую рабочих дней.

Будильник под матрасом

В 2017 году, помимо Shleep, на рынок вышел голландский стартап Circa. В отличие от производителей фитнес-браслетов, в которых есть функция мониторинга сна, и мобильных приложений, основатель проекта Ханс Броувер (Hans Brouwer) отказался от идеи носимого гаджета и представил «умный» автономный будильник с сенсором, который необходимо разместить под матрасом. Это дополнение к основному устройству работает по известному в медицине принципу баллистокардиографии: чтобы понять циклы сна пользователя, датчик фиксирует его ёрзанья в кровати и частоту дыхания.

Путь Ханса Броувера от задумки Circa до первого рабочего образца занял около 5 лет. После окончания в 1982 году факультета прикладной физики в Техническом университете Делфта он пришел на позицию менеджера продакт-маркетинга в Philips. В 1985-ом устроился менеджером в ASMI, а два года спустя перешел в ES2. Здесь Броувер тоже начал карьеру с позиции менеджера, но за пять лет дорос до управляющего директора филиала в Великобритании. В 1990-е Ханс занялся серийным предпринимательством. Он основал восемь компаний — пять из них до сих пор живы и выпускают под его руководством продукты в сфере банковской безопасности и интернета вещей («умные» термостаты, телефоны, шлюзы). В прошлом году проекты Броувера вывели на рынок ряд новых продуктов для high-tech сферы и медицинской индустрии.

Идею «умного» будильника Ханс вынашивал несколько лет. Первый прототип он разработал в 2014 году. Но после встречи со специалистом по интерактивному дизайну и однофамильцем Янником Броувером (Yannick Brouwer) на Голландской неделе дизайна решил сначала собрать команду, чтобы «заточить» функционал гаджета под запросы индустрии сна. В 2017 году в Circa собрали первый опытный образец и разработали стратегию продвижения. На старте Ханс Броувер финансировал проект из личных накоплений.

«Такие сложные электронные продукты, как Circa, не разрабатываются меньше чем за несколько сотен тысяч евро», — подчеркивает Янник Броувер.

Кампании на краудфандинговых площадках Kickstarter и Indiegogo, по его словам, в стартапе рассматривали скорее как канал продаж, чем способ привлечения инвестиций. Тем не менее «умный» голландский будильник собрал €117 056 на Kickstarter и €132 976 на Indiegogo. Объем предзаказов на устройства в Circa не раскрывают.

«Мы начнем производство первой партии устройств в мае-июне. Сейчас проект находится на последнем этапе индустриализации, — поясняет Янник. — Продукт будет производиться в Восточной Европе, где нам удалось найти правильный баланс между ценой, качеством, простотой связи и логистикой».

Полный комплект

Чем Circa отличается от других «умных» будильников? Он не только будит в нужное время, включая любимую песню или радиостанцию (у устройства есть DAB+, HD Radio и Internet Radio), а помогает заснуть. Если мучает бессонница, можно включить звуки природы, либо белый, розовый или коричневый шум: например, капающий кран или гул метро. В гаджет также встроен «ассистент по дыханию». Это медленно пульсирующий свет, за которым нужно следовать, чтобы расслабиться перед сном и замедлить дыхание.

В паре с будильником идет тонкий сенсор, предназначенный для размещения под матрасом. Он измеряет мельчайшие движения и дыхание, анализирует информацию и составляет циклы сна. С его помощью за 30 мин до «звонка» Circa ищет лучший момент, чтобы разбудить пользователя на стадии легкого сна. Помимо этого, будильник мониторит качество сна в течение нескольких ночей и предоставляет отчет владельцу. А когда приходит время спать, отправляет напоминание на телефон. Его также легко подключить к системе «умного» дома: достаточно скачать голландское приложение Triggi.

У Circa большой разброс цен — от €159 за будильник до €8000 за 50 штук. На Kickstarter и Indiegogo покупатели могли заказать устройство за €159 вместо €249 (стоимость устройства в рознице).

«Сегодня очень популярны приложения для улучшения сна и другие продукты, подключенные к смартфону. Это означает, что люди должны брать телефон с собой в спальню — хотя многочисленные исследования показывают, что он мешает засыпанию, — говорит Янник Броувер. — Наш продукт улучшает сон, будит людей в нужное время и помогает им наладить режим сна, не нарушая его. Другим важным аспектом для нас является конфиденциальность. В отличие от Amazon, который создал «умного» помощника с микрофонами и камерой, направленной на спальню, мы ценим приватность».

Голландский стартап не ограничивается Нидерландами. Его цель — выйти на мировой рынок.

«Эта ниша быстро растет и стремительно меняется, — добавляет Янник. — Недавно на рынок вышли несколько крупных игроков. В паре небольших компаний появились интересные разработки. Чтобы достичь успеха, по нашему мнению, продукт должен быть неинвазивным и действительно повышать значимость сна».

В постель с роботом

Стартап Circa не одинок в поисках решения проблемы недосыпа. Джулиан Ягтенберг (Julian Jagtenberg), 24-летний сооснователь голландского проекта Somnox, считает, что недосып — результат глобальной экономики 24/7. На создание робота-подушки его подтолкнули личные обстоятельства.

«Член моей семьи и несколько друзей пристрастились к снотворному с вредными побочными эффектами», — объясняет он.

Ягтенберг окончил Технологический университет в Делфте и некоторое время работал инженером-робототехником в Институте робототехники при университете. В 2013 году во время учебы он запустил два проекта, не связанных со сном: обмен книгами Binder и ежегодные симпозиумы для студентов по прокачке лидерских качеств Studenten hebben dorst. Идея робота-подушки Somnox пришла Ягтенбергу в 2015 году. Первый опытный образец два года проходил различные испытания — в тестировании участвовали 5000 добровольцев. Конечный вариант Джулиан разработал совместно с Royal Auping, производителем матрасов в Нидерландах. Объем вложенных в продукт инвестиций в стартапе не раскрывают — за исключением средств, поднятых на краудфандинговых площадках. В 2017 году проект собрал €200 274 на Kickstarter и €247 118 на Indiegogo.

Робот Somnox в форме арахиса через множество датчиков имитирует человеческое дыхание. Его ритмы построены на основе буддисткой методики «осознанного» дыхания. Когда пользователь прижимает робот-подушку к себе, то подсознательно начинает дышать с ним в унисон и таким образом быстрее засыпает. С помощью приложения для Android и iOS в нем также можно включить тихий равномерный стук сердца, колыбельную или инструкцию для медитации. Чтобы датчики (сенсор CO2, акселерометр, микрофон и др.) могли отправлять обновления в режиме реального времени и настраивались под запросы конкретного пользователя, в программное обеспечение добавлен алгоритм искусственного интеллекта (AI).

Сейчас голландский стартап собирает предзаказы — €499 за робота. Производство первой партии запланировано на июнь, а доставка покупателям — на сентябрь.

«Некоторые люди могут подумать, что странно ложиться спать с роботом, но я считаю, мы только начали менять индустрию сна», — говорит Ягтенберг.

На фоне привычных металлических или пластиковых роботов Somnox, обшитый мягкой тканью, покажется плюшевым медвежонком. В будущем предприниматель намерен создать портфолио роботов разной формы. Его миссия звучит очень амбициозно: улучшить качество сна во всем мире, сделав снотворное пережитком прошлого.

Автор: Ольга Гриневич

Фото предоставлены Circa и Shleep 

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья