ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Прогнозы

Взаимодействие науки и бизнеса в постиндустриальную эпоху

Владимир Иванов

Владимир Иванов

Заместитель президента Российской академии наук, заместитель председателя Научного совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивого развития ЕАЭС, член-корреспондент РАН

Резкий всплеск масштабов научных исследований во второй половине прошлого века позволил к настоящему времени создать и во многих случаях довести до промышленного применения качественно новые технологии. Созданные на базе этих технологий новые виды продукции позволили сформировать новые глобальные рынки, такие, например, как космические услуги, мобильная связь, фармацевтика и многие другие. При этом, если на начальной стадии своего развития эти рынки формировались исключительно за счет государственного влияния, то в настоящее время их развитие переходит в руки бизнеса. Ярким примером служит развитие рынка космических услуг и разработки космической техники.

Анализ протекающих процессов показал, что интенсификация научных исследований и развитие наукоемкой промышленности привели к резкому сокращению времени коммерциализации научных результатов. Это стало возможным в результате укрепления связей науки и бизнеса, что существенно сократило время, необходимое для доведения научного результата до конкретной продукции. На практике это выразилось в том, что в развитых странах соотношение финансирования науки из бюджетных и внебюджетных средств соотносится как 30/70, что принципиально отличает их от России, где картина прямо противоположная. Это свидетельствует о низкой востребованности бизнесом научных результатов, что, в свою очередь, препятствует развитию как бизнеса, так и страны в целом.

Современная модель взаимодействия науки и бизнеса исходит из того, что любая коммерчески привлекательная технология, тем более, когда речь идет о создании новых рынков, в своей основе имеет результаты фундаментальных научных исследований. Современные средства коммуникаций позволяют исключить из инновационной цепочки (инновационный цикл — замкнутый процесс, в общем виде включающий в себя стадии подготовки проекта, фундаментальных научных исследований, прикладных разработок, экспериментального производства, массового производства, реализации) посреднические структуры и выходить бизнесу на прямые контакты с наукой, исходя из собственных интересов. При этом необходимо учитывать закон, согласно которому с течением времени ценность фундаментальных научных результатов неуклонно возрастает со временем. Наиболее ярко это иллюстрируется законами Ньютона, которые лежат в основе создания всех современных конструкций, типы и количества которых постоянно возрастают.

Суть модели «наука-бизнес» заключается в том, что современный бизнес работает на сегодняшний день. Товар, который есть на рынке «сегодня», «вчера» был технологической разработкой, а «позавчера» получил научное обоснование в исследовательской лаборатории. Состояние бизнеса в стратегической перспективе зависит от сегодняшнего состояния фундаментальной науки. В то же время состояние фундаментальной науки зависит от заинтересованности бизнеса в стратегическом развитии. Следовательно, бизнес, заинтересованный в развитии, должен начать взаимодействие с фундаментальной наукой.

Очевидно, что в силу специфики и бизнеса, и фундаментальной науки, бизнес не может взять на себя полностью ресурсное обеспечение научных исследований. В связи с этим необходима разработка механизмов частно-государственного партнерства, обеспечивающего баланс интересов государства и бизнеса и определяющего степень и механизмы участия в научно-технологическом развитии.

Принципиальной проблемой здесь является отсутствие системы научно-технологического прогнозирования, что затрудняет определение вектора развития как науки, так и бизнеса. В этом случае и наука, и бизнес развиваются независимо, исходя из собственной логики и интересов. Кроме того, в отсутствие собственных прогнозных оценок бизнес вынужден использовать зарубежные и таким образом уже изначально занимать позицию не лидера, а догоняющего.

Ранее прогнозные исследования проводились в системе Российской академии наук (а до того — АН СССР). Структура и потенциал РАН позволяли (и позволяют до настоящего времени) обеспечить системный подход к решению этой проблемы. Выстроенная в последние годы система прогнозирования, включающая в себя длинную цепочку посредников, во-первых, приводит к неэффективному расходованию средств, во-вторых, снижает интерес ученых к этой работе. И, что самое главное, не дает системной оценки существующей ситуации, не позволяет выработать стратегические направления деятельности. Наиболее быстрым и эффективным способом решения этой проблемы, с учетом уже имеющегося как положительного, так и отрицательного опыта, является создание при участии бизнес-сообщества на базе РАН системы научно-технологического прогнозирования. При этом такая система будет иметь и опосредованную коммерческую ценность: даст возможность бизнесу определить стратегические направления развития и возможности формирования новых рынков, и самостоятельную коммерческую ценность.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья