В ноябре этого года мне и другим участникам команды стартапа Galactica Biotech посчастливилось выиграть конкурс «Planet: Tech» для наиболее инновационных компаний, вносящих вклад в развитие ресурсосберегающих технологий, и поучаствовать в масштабном мероприятии, объединившем инвесторов, крупный бизнес, стартапы и медиа в Лиссабоне, где в течение 4 насыщенных дней проходил WebSummit — крупнейшая технологическая конференция в мире. Побывав в гуще таких бизнес-событий, хотелось бы поделиться своими наблюдениями с читателями «Инвест-Форсайта».
Масштабы впечатляют
Более 50 000 участников из 170 стран, громкие имена спикеров, масштабная выставочная площадка и бесконечный нетворкинг дополнили солнечная и достаточно теплая для ноября португальская погода. На саммит приехали команды более 2000 стартапов, специально для которых была организована выставка. Разделение на зоны было хорошим решением: посетителям было понятно, где находятся компании разного уровня (стартап — альфа, зрелый бизнес — бета, и партнеры — стойки крупных компаний с мировым именем, таких как Mercedez Benz или Amazon). Выставка располагалась в четырех огромных павильонах, за 3 дня многим не удалось посмотреть и половины. Слишком много людей и большие пространства — плюс для позиционирования самой конференции, но минус для самих участников: чем больше разнообразие, тем сложнее найти то или тех, кто действительно нужен.
Лайфхак
Если у вас стартап, участвующий в выставках — тщательно продумывайте, каковы ваши основные цели. Просто позиционирование компании? Поиск инвестора или партнеров? Сузьте цель, так будет проще добиться результата. Кто ваш потребитель? А с какой целью он находится на выставке? Как он найдет именно вас? Делайте стойку яркой, ведь у вас множество конкурентов. Нашу, к примеру, было видно со стороны благодаря элементарному на первый взгляд решению — неоновому освещению баннера, чему наши соседи по секции очень завидовали. Как вы удержите внимание посетителя? Сувениры со смыслом плюс тот, кто стоит у вашей стойки, как он продвигает вас, насколько приветлив и т.п. Как успешно для обоих сторон завершите общение? Визитки, буклеты и пост-событийные письма новым партнерам.
Медиа и инвесторы
Также на мероприятии присутствовало более 2500 представителей медиа со всего мира, здесь как раз количество лишним не было. Саммит освещали такие издания, как The New York Times, Wall Street Journal, The Guardian и другие. За три дня нам удалось дать интервью трем изданиям — The Irish TImes, бизнес-журналу Барселоны и сообществу женщин-предпринимателей из Великобритании, при этом с каждым из представителей прессы завязывалось интереснейшее общение, помогающее раскрыть наш бизнес с новой стороны.
И самые долгожданные участники — в саммите приняло участие более 1400 инвесторов в области технологий; появление человека с синим бейджем «Инвестор» вызывало сильный ажиотаж; зачастую сами инвесторы терялись от такого наплыва компаний, находящихся в поиске инвестиций. И хотя наша компания не ставила целью привлечение инвесторов на данном мероприятии, мне удалось познакомиться с Франческо из Дублина — представителем компании, специализирующейся в области финансовых технологий.
По его впечатлениям, «на форуме слишком много людей и выставочных мест, практически не представляется возможным найти нужных людей и встретиться в нужном месте, при этом зона общения с инвесторами переполнена, что затрудняет спокойное общение, которое могло бы позволить перейти к конкретике».
Громкие имена
Саммит изначально делал себе рекламу за счет привлечения известных людей из мира политики и бизнеса. В мастер-классах приняли участие более 1200 спикеров, включая, президента Португалии Марселу Ребелу ди Соза, бывшего вице-президента США Альберта Гора, генерального секретаря ООН Антонио Гутерриша, главы компании Booking.com Гиллиана Танса. Особым ходом, сильно впечатлившим часть аудитории, состоящей из так называемых «гиков», была запись обращения к участникам Стивена Хокинга.
Вопрос в сухом остатке — каков эффект бизнесу от пафосных имен? Откровенно говоря, никакого: просто рекламная конфета для впечатлительных. Большим минусом выступлений, по мнению большинства участников, которые присутствовали на саммите, стала политизированность многих тем и особое желание спикеров обсудить американские выборы (что особенно возмущало американских участников) и другие политические события, заменяя главную задачу бизнеса, который, как известно, пока долго говорят политики, считает время как деньги.
Мне лично гораздо больше понравились мастер-классы от менее известных, но очень продуктивных людей из реального бизнеса, каждый день создающих свою бизнес-реальность — узнать о новейших трендах, задать вопросы тем, кто может реально направить тебя в бизнесе, получить ценную практическую информацию — самый лучший результат для участника. Практичным оказалось загруженное мобильное приложение и удобство заранее выбирать наиболее подходящие для своего профиля компетенций форматы и темы. Особенно впечатляла участников возможность сканировать бейджи друг друга, чтобы сохранить контактные данные, на фоне этого привычный формат обмена визитками выглядел некоторым атавизмом.
Еще одной качественной темой стала специально организованная секция «Часы менторов»: особо мне запомнилась наша встреча с директором подразделения Amazon Даниелом Пасом и его коллегами — абсолютная легкость в общении, позитивная атмосфера и конкретные решения — помощь с представлением потенциальным заказчикам из крупной компании в качестве лучшего результата такого взаимодействия.
А выдержит ли это Лиссабон?
Такой вопрос возникал у меня постоянно, начиная с момента, когда мы только прибыли в аэропорт, заканчивая ожиданием в часовой очереди в ресторан. Город, хоть и большой, совершенно не привык к такому ритму. Лиссабон — он размеренный, спокойный, со своими столетними желтыми трамваями, и возникало абсолютное ощущение диссонанса от такого наплыва людей. Безусловно, пополнение местного бюджета двигало навстречу организаторов саммита и город, но вот жители явно не были к этому готовы. Улицы в центре вечером были просто наводнены толпой, так как события саммита предполагали насыщенную вечернюю программу и креативные форматы «ночной саммит», «закатный саммит», «паб-саммит», за которыми, по сути, стояли привычные походы в паб, ресторан, ночной клуб и неформальное общение участников. Очереди в рестораны были просто огромными, а обслуживание — очень долгим.
При этом Португалия в ноябре, безусловно, замечательное место для бизнес-туризма, ведь одна из наиболее прекрасных возможностей увидеть мир и встретить интересных людей — именно посещение таких мероприятий.
Участие в таком саммите — удовольствие недешевое, реальная же оценка окупаемости при отсутствии на выходе крупных сделок обычно становится достаточно сложной. И все же — только на таких мероприятиях можно встретить нужных людей, только участвуя в разных форматах можно научиться выбирать именно те, которые принесут вашему бизнесу максимальную ценность.
Автор: Алина Валенсия, совладелец компании “Galactica Biotech”