ENG
Стартапы, Технологии

«Яблочный» борец с рекламой

Будучи официально безработным, iOS-разработчик Салават Ханов начал писать приложение 1Blocker, блокирующее рекламу в iPhone. Через 4 года оборот продукта достиг 15,2 млн рублей. О том, что привело Ханова к созданию блокировщика и какие сложности пришлось преодолеть, чтобы приложение стало популярным, рассказывает «Инвест-Форсайт».

Приходилось прерываться в учебе

Салават Ханов интересовался мобильными приложениями со школы; в старших классах даже вел блоги на тему iPhone: один был посвящен приложениям, другой — обработке фотографий. После школы он поступил в Уфимский государственный авиационнный технический университет на специальность «программная инженерия» и параллельно начал изучать разработку приложений для iOS. Блоги пришлось продать, начинающего программиста сейчас больше интересовала возможность разрабатывать самостоятельно, а не писать о чужих продуктах.

Через два года Салават подал заявку на программу обмена студентов Global UGRAD в США и был принят в университет Миннесоты, из-за чего на основном месте учебы пришлось брать академический отпуск. Проучился в Америке семестр, показывал отличные результаты, участвовал в конкурсах и был даже занесен в список лучших студентов, но в родном университете этот семестр ему не засчитали.

«Университет решил не бросать, так как диплом пригодится хотя бы для получения зарубежной визы для работы, — вспоминает Салават. — Но я решил устроиться на работу разработчиком iOS и доказать своему вузу, что он несправедливо не засчитал мою учебу в США».

На время отпуска Салават Ханов уехал на родину, в поселок Уруссу, и занялся поисками удаленной работы. В «Яндекс» и Dropbox ему отказали, но удалось устроиться в новую компанию Lapka, которая занималась разработкой приборов для IoT, которые фиксировали температуру окружающего воздуха и другие параметры. В 2014 году Lapka организовала его участие в конференции для разработчиков Apple WWDC в США, поэтому молодому программисту не пришлось ни участвовать в розыгрыше билетов на это мероприятие, ни платить за билет. Так Салават окончательно решил заняться разработками для Apple. После конференции ему пришлось уволиться из Lapka: стали задерживать зарплату. Он вернулся в университет и устроился в компанию «В кармане», которая разрабатывала приложение для хранения банковских карт и сканов документов в смартфонах. Однако было слишком сложно совмещать учебу и работу; с работы пришлось уйти. В дальнейшем Салават Ханов решил работать не в компании, а самостоятельно, зарегистрировался как ИП.

Рекламе — бой

Летом 2015 года Салавату пришла в голову идея создать приложение для нового iPhone, который должен был выйти осенью.

«Я изучал документацию и думал, какие важные для пользователя функции мое приложение должно выполнять, — вспоминает разработчик. — Мне понравились две функции новой iOS — шагомер и блокировщик ненужного контента. Я попробовал сделать приложение для шагомера, но подумал, что особой нужды у пользователей в нем нет. А вот от навязчивой рекламы наверняка захотят избавиться многие».

Салават приступил к разработке приложения-блокировщика и работал над ним с утра до ночи без выходных. К середине сентября 1Blocker был готов.

«Поскольку решение о скачивании принимает пользователь, а не алгоритм, важно в первую очередь сделать приложение привлекательным и удобным для пользователя, а затем уже работать с алгоритмом», — говорит Салават Ханов.

Для привлечения внимания он сделал в характеристике яркие скриншоты с описанием необходимых функций крупными буквами. На скриншотах указано, зачем пользователям приложение, какие их проблемы решает. 1Blocker блокирует не только рекламу, но любой ненужный контент: виджеты, кнопки социальных сетей, баннеры и многое другое. В первую очередь предназначен для браузера Safari (в новой iOS как раз была предоставлена возможность устанавливать там блокировщики), работает и на разных приложениях для iPhone.

Продвижение без рекламы

Доделав приложение, Салават загрузил его в AppStore и погрузился в учебу. При этом он помнил о необходимости добиться скачиваний, но использовать рекламу для продвижения борца с рекламой противоречило его принципам. Разработчик решил использовать СМИ, поскольку в то время много писали про новый iPhone, и отправил по электронной почте письмо о своей разработке в издания TechCrunch, The Next Web и Mashable, причем предлагал писать не о нем, а только о приложении, для этого попробовать бета-версию. С ним связались журналисты, побеседовали, и вскоре вышли статьи о новом приложении. Позже стали писать и другие издания, в том числе такие крупные, как Lifehaker, The Washington Post, The New York Times. 1Blocker начали обсуждать в Twitter, пошло активное скачивание. За первый месяц приложение загрузили 260 000 раз, оно принесло прибыль в $78,6 тыс.

Редакция The New York Times для своих статей даже провела эксперимент: в течение двух часов журналисты открывали на полностью заряженном iPhone разные сайты — сначала без 1Blocker, затем с установленным приложением. Без блокировщика устройство потеряло 18% заряда, а с ним — 9%. Издание сразу же написало о том, что 1Blocker в два раза экономит заряд аккумулятора.

Полтора месяца после выпуска продукта Салават отдыхал и не делал никаких обновлений к нему. Потом, когда интерес пользователей к новинке пропал и число скачиваний уменьшилось, он решил заняться обновлениями.

Труды и результаты

Почти через год после выхода релиза Салават Ханов создал версию 1Blocker для Mac, а также выпустил обновление, в котором пользователи могли формировать свои критерии для блокировки и отправлять на другие iPhone, iPad и компьютеры Apple. Поначалу приложение работало по принципу freemium: бесплатно можно было блокировать либо рекламу, либо комментарии, либо трекер, платная же подписка давала возможность блокировать все что угодно. Через год создатель 1Blocker обновил приложение, выпустив полностью платную версию с дополнительными возможностями и усовершенствованным дизайном. Благодаря этому Салават смог не только оплачивать сервер и платить налоги, но и купить квартиру в Казани. Однако пользователи были сильно возмущены, многие даже отказались от блокировщика и скачали другие: за новое приложение пришлось платить даже пользователям, недавно купившим предыдущую версию.

В 2019 году Салават опять сделал подписную модель: бесплатно можно использовать один фильтр, а платная версия включает все возможности. Параметры обновляются каждые 4 дня. За 2019 год 1Blocker принес 14 млн рублей прибыли. В том же году Салават Ханов решил нанять помощников и выставил вакансии на Head Hunter и Habr. Так он нанял специалиста техподдержки и разработчика. Оба работают удаленно — из Санкт-Петербурга и Москвы, сам Салават отошел от разработки и занялся менеджментом. Пока создатель 1Blocker не намерен расширяться:

«Пользователей продукции Apple много, еще есть кому устанавливать наш блокировщик. Наша цель на ближайшие год или два — добиться фичинга 1Blocker в AppStore (попадания в тематические подборки. — Ред.)».

Автор: Кристина Фирсова

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья