ENG
Добавить в избранное
Интервью, Стартапы

Яна Бардинцева: Для удержания зрителя недостаточно хорошего видеоконтента

Проект Watchers — один из пока редких примеров, когда основатели бизнеса, выходцы из России, создают международную компанию, продукт которой востребован не только у нас, но и на зарубежных рынках. Созданная в Великобритании бывшим генеральным директором интернет-кинотеатра Okko Яной Бардинцевой компания должна помочь пользователям интернет-кинотеатров смотреть кино, сериалы и спорт вместе, общаясь друг с другом во время просмотра и слушая профессиональные комментарии. Появление данного стартапа — симптом очень серьезных перемен, которые сегодня происходят на рынке видеоконтента. Яна Бардинцева рассказала о перипетиях становления международного проекта и о новейших тенденциях в поведении пользователей видеоплатформ.

Сооснователь и СЕО онлайн-сервиса Watchers
Сооснователь и СЕО онлайн-сервиса Watchers

— Яна, как появилась идея вашего проекта?

— Идея проекта в том, чтобы социализировать онлайн-смотрение. За время пандемии практически весь просмотр фильмов и сериалов перешел в онлайн, а часть контента в принципе доступна только в онлайне. Один из самых популярных видов досуга — собраться с друзьями или семьей и пойти в кино — фактически перестал быть актуальным. Люди почти не ходят в кино, хотя раньше это было одним из важных событий недели или месяца.

Плюс ко всему прочему нас пандемия достаточно серьезно раскидала по свету: многие теперь работают из дома, переехали за город и не общаются со своими друзьями, знакомыми и даже членами семьи так часто, как раньше. А онлайн-развлечения сейчас не воссоздают тот социальный опыт, который был в офлайне. Ведь смотрите, почти никто не ходит в кино один — в кино мы посмотрели фильм, потом обменялись впечатлениями, обсудили. Это опыт совместного смотрения и обмена эмоциями. А в онлайне его нет.

Кто-то пытается смотреть кино вместе через Zoom, но это отчасти пиратство. Кто-то пытается включать видеоконтент у себя на девайсах одновременно, договариваться о времени просмотра, а потом сидеть и одновременно общаться в мессенджерах.

Люди ищут варианты социализации. Мы видим эти тенденции, изучили их, но универсального решения, которое бы помогало правильно, корректно и с технически приемлемым качеством организовывать совместные просмотры и общение во время совместного просмотра, до сих пор не существовало.

Когда я ушла из Okko, у меня уже было много идей относительно того, как социализировать онлайн-смотрение и как одиночный пассивный просмотр превратить в опыт социального смотрения. Мы собрались группой ребят, обсудили несколько идей — так родилась концепция Watchers.

Почему вы решили создать проект именно в Лондоне?

— Мы изначально понимаем, что наш рынок — весь мир. У нас нет никакой страновой привязки. Очень странно создавать онлайн-сервисы для отдельной страны — мы все в онлайне равны, это делает нас, по сути, гражданами мира. Онлайн-сервисы подобного рода нужно создавать сразу для широкой аудитории, чтобы иметь достаточно серьезный network-эффект, ведь наш сервис построен на том, что люди приглашают друг друга, и в результате у него растет аудитория. Поэтому мы начали с Европы, включив туда Россию, Турцию и Израиль. Дальше будут Штаты, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия. Возможно, мы пока повременим со странами Юго-Восточной Азии, потому что там есть своя специфика, но мы хотим, чтобы наш сервис был доступен абсолютно для всех людей по всему миру. Британскую юрисдикцию выбрали, потому что это позволяет нам общаться с основными европейскими партнерами.

Трудно было найти инвестиции для проекта?

— Весь период, начиная от идеи и заканчивая получением инвестиций, занял порядка 2–2,5 месяцев. В целом это средний срок, за который происходит привлечение инвестиций. При получении инвестиций самое сложное — это оформить идею, самому в нее поверить, просчитать бизнес-модель и сделать прототип. У нас в этот момент уже был готов технологический прототип, были первые кастдевы, была бизнес-модель, и под такой набор, если вы делаете что-то нужное рынку, обычно можно найти инвестора. О размере инвестиций я могу только сказать, что мы привлекли средства, которых нам хватит до конца 1–2-го кварталов. А дальше мы собираемся выходить на следующий раунд.

— Какая была главная техническая трудность при реализации вашего проекта? Трудно было найти разработчиков?

— Watchers — это приложение, которое позволяет смотреть фильмы, сериалы, спортивные программы и тому подобное на разных видеоплатформах и при этом общаться. Наше приложение создает к просмотру дополнительный слой, который обеспечивает синхронизацию проигрывания и коммуникацию: можно общаться голосом, можно писать текстом. Технически же просмотр контента у каждого пользователя происходит на его устройстве, в его учетной записи, в его кинотеатре. Допустим, несколько друзей собирают комнату, чтобы смотреть фильм какой-нибудь онлайн-платформы. Для того чтобы это сделать, у каждого из этих пользователей должна быть учетная запись в соответствующем кинотеатре — каждый из них имеет легальный доступ к своему видеоконтенту. А мы уже обеспечиваем синхронизацию и коммуникацию, в этом заключается наша b2c-модель.

Нужно было собрать MVP приложения; для этого нам требовались разработчики, которые достаточно хорошо разбираются в мобайле. У нас такие ребята были, мы достаточно быстро собрали команду, у нас очень продвинутый и грамотный СТО, его зовут Сергей Андрейченко. Команду собрали в основном через network. Те, кто пришел в компанию первыми, рекомендовали еще кого-то, кто-то пришел через открытый поиск. Я думаю, дефицита кадров у Watchers нет: вакансии мы закрываем быстро только потому, что людям нравится наша идея. Разработчики решают задачи, которые им интересны.

— Вы сказали, что это b2c-модель. А есть еще b2b?

— Да, одновременно с b2c-решением мы предлагаем SaaS-платформу для игроков Pay TV: для бродкастеров, IP TV, платформ video-on-demand. В данном случае Watchers — это решение white label, которое позволяет организовать и социализировать просмотр для аудитории этих игроков. Мы предлагаем мобильное приложение, десктоп-версию, а также приложение как секонд-скрин к большому экрану SmartTV. Сейчас большинство пользователей смотрит кино на большом экране, но в этот момент сидят в мессенджерах или соцсетях, в результате — отвлекаются от просмотра, становятся менее лояльными, более склонными к тому, чтобы переключиться на другую платформу.

Для этого решения, в котором мы являемся SaaS-платформой, нам требовались, конечно, уже другие скиллы. Это команда, которая умеет работать со SmartTV, ребята, которые способны делать интеграцию, так как в этом вопросе требуется другой набор компетенций. Поэтому сначала у нас была только команда, которая делала мобильную b2c-версию, а затем появилась вторая, интеграционная.

Тезис про то, что найти разработчиков сложно, поддерживаю полностью. Более того, если компания не делает что-то действительно интересное, не предлагает челленджей для разработчиков, которые способны повысить их квалификацию, ей придется существенно переплачивать: вдвое, а может быть, даже втрое по сравнению со средним по рынку. Тогда начинают играть роль только деньги, но и это ненадежно, потому что завтра придет кто-то другой, предложит больше денег — и разработчик от вас уйдет.

— Что значит интеграция с видеоплатформами? Вы будете присутствовать на их сайте?

— Есть два варианта. Первый вариант — видеоплатформа появляется в нашем b2c-приложении Watchers через webview. Мы выступаем в этом случае практически браузером, предоставляя дополнительные возможности социализации поверх просмотра, происходящего технически на площадке поддержанного через webview кинотеатра. В дальнейшем эти видеоплатформы появятся и в нашей десктоп-версии, которая выйдет через некоторое время. Однако для того чтобы просмотр происходил на большом экране, а социализация — в мобильном приложении Watchers, уже требуется интеграция; для этого у нас есть SDК, который встраивается непосредственно в SmartTV — приложение того кинотеатра, с которым мы работаем. Второй вариант — это полностью white label, описанный выше.

— Каков механизм монетизации вашего проекта?

— Для пользователей наше приложение абсолютно бесплатно. Мы работаем по SaaS-модели с платформами и предлагаем им наше решение для социализации своей аудитории. Соответственно, контракты у нас с компаниями.

— Вы планируете использовать селебрити для маркетинга вашего проекта?

— Мы скорее хотим, чтобы благодаря нашему проекту каждый мог стать селебрити. Если кто-то имеет большую аудиторию, это еще не означает, что он может удерживать внимание других людей на протяжении хотя бы 30 минут. В приложении Watchers можно организовать публичную комнату — просмотр для открытой аудитории. Наши стримеры создают комнату, приглашают друзей и подписчиков и ведут эфир: рассказывают интересные факты до начала просмотра серии или фильма, общаются с аудиторией в процессе просмотра, комментируют его.

Это интересный пользовательский контент поверх профессионального; для его создания нужно иметь определенную экспертизу, что не всегда коррелирует с размером аудитории, которая есть у тебя в Instagram или Facebook.

Если вам есть что сказать, мы рады видеть вас у себя на платформе и даже, возможно, в скором времени разработаем систему, которая будет поощрять такой опыт самовыражения. Есть много людей, которые являются экспертами в разных областях. Человек, который разбирается в астрофизике, может у нас на платформе провести совместный просмотр фильма «Интерстеллар». А кто-то очень круто готовит, любит кулинарию, он может вместе со своими друзьями или подписчиками приходить и смотреть разные кулинарные шоу, комментировать, обсуждать их. Какой бы экспертизой ни располагал человек, как правило, на эту тему есть хотя бы один фильм. И это очень здорово, когда ты просто можешь взять готовый контент и на его основе чем-то ценным поделиться с миром.

— В этой связи расскажите немного о вашем сервисе «Синефил».

Это виртуальный комментатор, который может комментировать разные фильмы и сериалы. «Синефил» — сервис, который написан и подготовлен профессиональными редакторами и экспертами в своем деле. Сейчас он выдает виртуальные комментарии обо всем, что эксперт посчитал интересным рассказать о фильме: это еще один слой контента, который может расширить опыт пользователя. Когда мы начинали готовить сервис, мы считали, пользователю будут больше интересны факты, которые напрямую относятся к фильму: кто в нем играет, кто режиссер, как шла подготовка к съемкам, то есть именно кинематографические темы.

По ходу тестирования на первых фильмах мы поняли, что пользователям интересно совершенно другое. Им интересно то, что действительно раздвигает границы их опыта. Наиболее популярны комментарии «Синефила» про использование музыки в фильмах: зрителям интересно узнать про саундтреки, которые они любят сохранять и затем слушать. Кроме того, люди очень любят разные «пасхалки», которых сами не замечают, потому что для этого нужно фильм несколько раз пересмотреть. Комментарии из смежных областей нравятся больше всего.

Конечно, не все фильмы можно прокомментировать. Видеоконтент должен иметь какую-то интересную основу, чтобы там было что комментировать, и, кроме того, мы не беремся за очень сложное кино, где все-таки хотелось бы оставить свободу авторской интерпретации.

— Как вы полагаете, какова мотивация ваших корпоративных клиентов, когда они решают работать с вашим сервисом?

— Рынок видеосмотрения, безусловно, растет, причем год к году и даже месяц к месяцу, если убрать сезонность. Но происходит это неравномерно. Больше всего растут глобальные игроки (их 3–4) — и гораздо более высокими темпами, чем все остальные. Потому для многих, даже крупных, платформ стоит задача дифференцироваться и, самое главное, удержать аудиторию. Потому что аудитория сейчас имеет 2, 3 или 4 подписки и легко мигрирует между разными сервисами. Совершенно непонятно, как бороться за пользователя.

Между тем исследования показывают, что чем выше уровень социализации контента, то есть чем больше фичей, которые позволяют социализировать смотрение, зашито в сам сервис, тем меньше требований к качеству и дороговизне контента пользователь предъявляет. И, соответственно, наоборот. Если у вас нет никаких инструментов социализации, вам придется максимально вкладываться в сам контент. Эта гонка за его стоимостью стала уже совершенно невообразимой, она не закончится никогда, потому что планку дороговизны и качества продкшна поднимают все выше и выше.

Поэтому мы в первую очередь интересны для больших, но не самых крупных платформ (не таких, как Netflix, Prime Video и Disney+), которые хотят удержать аудиторию. Кроме того, есть игроки, которые вышли на рынок до VOD-платформ: это IPTV, броадкастеры; им мы также интересны — им важно, чтобы пользователи могли получить дополнительный опыт, который их удержит. И вот мы как раз позволяем пользователям разговаривать о контенте прямо на платформе просмотра и привлекать к нему других людей. Мы помогаем растить бизнес и повышать лояльность пользователей.

— Есть ли у вас конкуренты или аналоги?

Если у сервиса совсем нет конкурентов, значит, скорее всего, он делает что-то не то. На рынке, безусловно, есть похожие сервисы, такие как прекрасный канадский сервис Rave. Есть и другие достойные конкуренты, каждый из которых имеет свою аудиторию, но отличается своей спецификой.

Эти сервисы полностью настроены на b2c, а мы предлагаем и SааS-решения. Это важно для игроков рынка киноиндустрии. И конечно, наша фишка — это «Синефил». Нашей европейской аудиторией он был встречен с большим восторгом: все говорят, что такого нигде не видели, это такая фича, которую все ждали. «Синефил» и наша способность предложить компаниям социализировать их аудиторию — то, что нас отличает. Я думаю, что и пользователи в России оценят наши преимущества.

Беседовал Константин Фрумкин

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наша страница в Facebook
Наши телеграмм-каналы:
Стартапы и технологии
Коронаэкономика
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья