ENG
В мире, Стартапы, Технологии

Японское чудо: роботы-аватары и машины-повара

Роботы-аватары, или роботы телеприсутствия, — развивающаяся в Японии область сервисных роботов, с помощь которых можно проецировать своё присутствие в другом месте. Японцы видят в интерактивных машинах способ борьбы с одиночеством. Например, в форме аватара можно посещать конференции во время пандемии… Но область гораздо глубже: дети с ограничениями физического здоровья могут посещать уроки, люди с инвалидностью — подрабатывать официантами. Аватары с управлением глазами помогут лежачим больным общаться с близкими и заботиться о себе. 

Борьба с коронавирусом ускорила развитие сервисных роботов. Общество увидело, что RaaS (от англ. Robot as a Service, робот как услуга) могут расширить человеческие возможности и избавить людей от утомительной и повторяющейся работы, удовлетворить социальные потребности. Роботы-стерилизаторы дезинфицируют больницы и самолеты, роботы-доставщики осуществляют бесконтактную доставку. Ведущим производителем как промышленных, так и сервисных роботов много лет подряд является Япония. Пандемия ещё подогрела интерес всего мира к последним разработкам японского роботостроения. О том, каких роботов делают в Японии и каких уже используют сами японцы, — в обзорном материале бизнес-журнала Forbes.

Роботы для лечения одиночества

Роботы-аватары, которых иногда еще называют роботами телеприсутствия, позволяют пользователям удаленно управлять интерактивными машинами и проецировать свое присутствие на удаленное место. Японский стартап в области робототехники OryLaboratories (г. Токио) создает роботов-аватаров, которые могут принести пользу не только тем, кто работает из дома во время пандемии, но и людям с хроническими заболеваниями, которые не могут выйти из дома или больничного учреждения.

Они создали настольного коммуникационного робота OriHimeBiz, который работает через смартфон, планшет или ПК. Высота OriHime около 20 см, он оснащён камерой, микрофоном и динамиком, имеет изящный обтекаемый дизайн и может двигать головой и руками. Дети с ограниченными физическими возможностями использовали OriHime для виртуального посещения уроков. В другом случае учитель, страдающий боковым амиотрофическим склерозом, использовал его для участия в выпускной церемонии своих учеников. Операционный директор и соучредитель OryLaboratories Юки Аки говорит, что ее стартап посвящен борьбе с одиночеством.

«После пандемии OriHime все чаще используются решения задач социального дистанцирования. Пользователи, например, хотят посещать конференции в форме аватара. Его также использовали для приветствия выздоравливающих пациентов с COVID-19 в Японии, — рассказывает она. — Я хотела решить проблему одиночества. Инструмент для выполнения этой миссии оказался роботом, но он также мог быть чем-то совершенно другим».

Страсть к роботам-аватарам появилась у Юки в студенчестве, когда она заболела туберкулезом и не могла посещать школу, что, по её словам, сделало её очень одинокой. Затем она приняла участие в соревновании для молодых энтузиастов науки, где выиграла приз, но, самое главное, познакомилась с другим лауреатом Japan Science & Engineering Challenge (JSEC) Йошифудзи Кентаро, ныне генеральным директором Ory. Он рассказал ей о своей идее расширить человеческие способности с помощью роботов; после разработки прототипа, будучи студентами колледжа, в 2012 году они основали стартап OryLaboratories, в котором сейчас работают более 20 сотрудников.

Стартап сейчас предлагает два типа роботов и один сервис. Помимо OriHimeBiz, разработан мобильный робот OriHime D высотой 120 см, что примерно соответствует размеру ученика начальной школы. Управляемый удаленно, он может переносить такие предметы, как подносы и напитки. Его уже использовали в качестве аватара официанта в кафе. Им управлял мужчина, который не может работать по состоянию здоровья. Впервые в жизни он имел возможность испытать, каково это — работать в сфере услуг. С помощью робота телеприсутствия он смог заработать деньги, на которые купил подарок своей матери, которая заботится о нём.

В числе продуктов стартапа ещё есть устройство связи OriHime eye — для пациентов, которые могут двигать только глазами, пальцами или другими частями тела. Его можно использовать для общения с близкими или для управления такими роботами, как OriHimeD.

«К 2050 году мы хотим иметь роботов для ухода за больными, например аватары с управлением глазами, которые помогут людям заботиться о себе в старости, — говорит Юки. — Вы можете посещать курсы повышения квалификации или посещать школьные собрания с помощью своего робота. Мы представляем себе мир будущего, в котором роботы-аватары станут продолжением вас самих и помогут вам преодолеть ограничения физического тела». 

Стартапом заинтересовалось правительство Дании и привлекло OryLaboratories для создания роботов для использования детьми, находящимися дома или в больнице.

Роботы-повара готовят шарики такояки и лапшу соба

Еще один токийский стартап, который ожидает повышения спроса во время пандемии, — Connected Robotics, ориентированный на недостаточно обслуживаемый, но потенциально огромный рынок: автоматизированное приготовление еды (японской кухни). Его первый робот — OctoChef: машина, которая может приготовить до 96 такояки за 15–20 минут (такояки — традиционная японская закуска: шарик из теста с нарезанным осьминогом). Робот-повар OctoChef использует искусственный интеллект, компьютерное зрение и совместный робот-манипулятор.

Генеральный директор и основатель Connected Robotics Саванобори Тецуя. Саванобори родился в семье рестораторов и в детстве мечтал иметь собственный ресторан. Но его также привлекали робототехника и информатика — эти предметы он изучал в университете. В студенчестве он выиграл главный приз на Startup Weekend Robotics и присоединился к акселератору, который спонсировала пивоварня Kirin.

Саванобори полагает, что японской промышленности требуется больше рабочих, но рынок труда сокращается и стареет. Помочь могут роботы, которые возьмут на себя сложную и долгую работу над горячей плитой (температура порой доходит до 200 °C).

Стартап Connected Robotics был основан в 2014 году. Сегодня роботы по приготовлению такояки OctoChef уже установлены в нескольких ресторанах по всей Японии. А в 2020 году компания создала еще один тип робота-повара, который может делать лапшу соба. Среди продуктов Connected Robotics есть и ряд других машин, связанных с питанием, в том числе робот по производству мягкого мороженного и робот, который может приготовить бекон и яйца на завтрак.

«С помощью нашей технологии управления и компьютерного зрения мы смогли сделать роботов, которые могут двигаться плавно, быть адаптивными и гибкими. Это особенно важно в таком ограниченном пространстве, как кухня», — говорит глава стартапа.

Он подчёркивает, что, использование интеллектуальных машин на кухне коммерчески выгодно. Например, можно сэкономить 50% на трудозатратах при приготовлении лапши соба.

Но Connected Robotics хочет, чтобы роботы делали больше, чем просто готовили еду на кухне. Стартап сотрудничает с государственной Организацией по развитию новой энергетики и промышленных технологий (NEDO), решая задачу по загрузке и разгрузке посудомоечных машин. Вместе они создают робота, одна рука которого будет предварительно мыть посуду и загружать её в посудомоечную машину, а другая рука — выгружать и складывать чистую посуду. Продукт появится на рынке Японии весной 2021 года. В первые два года стоит цель установить 100 роботизированных систем, а затем выйти за границу в такие регионы, как Юго-Восточная Азия.

«Хотя есть некоторые роботы, которые могут делать гамбургеры, спагетти или пиццу, пока нет других компаний, которые серьезно относились бы к приготовлению японской кухни, — говорит Саванобори. — Мы хотим распространять японскую культуру, демонстрируя наши уникальные технологии».

Стоит отметить, что стартап был выбран для программы правительства Японии J-Startup и привлёк более $9 млн от инвесторов, включая Global Brain, Sony Innovation Fund и 500 Startups Japan.

Автор: Екатерина Воробьева

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья