ENG
Интервью, Стартапы

Юрий Володин: «Гознак» как точка входа для стартаперов

В мире и России на технологическое развитие делается большая ставка. Чтобы максимально эффективно инвестировать в стартапы, запускаются акселераторы, а к ним привлекаются аналитики. Юрий Володин, руководитель корпоративного акселератора Goznak Startup Lab, рассказал, что происходит в сфере технологий. А также поделился инсайтами в области биометрии и идентификации, промышленных роботов, Big Data и ML, которые нашли стартапы путем рыночных исследований в начале акселерационной программы.

Корпоративные акселераторы и развитие стартапов

— В этом году состоялся первый корпоративный акселератор «Гознака». В чем вы видите его отличие от других подобных мероприятий и главную ценность? Какие цели ставили перед собой и каких удалось достичь?

— Главное отличие нашего акселератора заключается в индивидуальном подходе к каждому стартапу. В самом начале мы совместно с командами определяли возможные форматы сотрудничества, цели и гипотезы, чтобы построить для каждого проекта индивидуальную дорожную карту акселерационной программы. Такой персональный подход позволяет повысить эффективность акселератора. Кроме того, нам удалось вовлечь функциональных заказчиков внутри «Гознака» и призвать их к диалогу. Еще до начала программы мы создали несколько команд из клуба инноваторов «Гознака», которые взаимодействовали с наиболее релевантными их деятельности стартапами.

Мы ставили перед собой несколько целей. Во-первых, хотели провести срез рынка инноваций по интересующим нас сферам в рамках и традиционного бизнеса, и цифровых решений. Так появились направления, по которым мы отбирали команды: идентификация и биометрия, Big Data и Machine Learning, решения Track & Trace, новые методы обработки промышленных видов бумаг, промышленные роботы и RPA, печатная электроника.

Во-вторых, мы искали инновационные команды для долгосрочного сотрудничества в различных форматах, например: коммерческого заказа, совместных проектов, инвестиций или покупки компании. В современных условиях скорость проверки гипотез и технологическое превосходство — важнейшие конкурентные преимущества. Чтобы выигрывать в этой гонке, внутренних ресурсов компаний недостаточно. Поэтому корпорации обращаются к внешнему рынку.

Обеих целей нам удалось достичь. Финалисты акселератора закрыли четыре направления: Big Data и Machine Learning (ApRbot, DGT и PigData), роботизация (Custody Bot), печатная электроника (E-Style и TENFlecs), идентификация и биометрия (IRIS Devices, Credentia, o.vision и Videologic). Успешно завершившими акселерационную программу были признаны 4 стартапа (PigData, Custody Bot, E-Style и TENFlecs). Победители получили возможность дальнейшей реализации начатых проектов с «Гознаком» и партнерами.

— В 2019 году с отечественными стартапами было заключено 134 сделки общим объемом в 11,6 млрд рублей. Тем не менее пока 37% стартапов не получают дохода. Что, как вы думаете, мешает их развитию?

— На мой взгляд, здесь есть две проблемы. Во-первых, нехватка бизнес-опыта и компетенций. Некоторые стартапы слишком сильно сосредоточены на технологической разработке и забывают про рынок и потребности клиента. Основатели только 31% стартапов имели опыт развития собственного бизнеса, 12% — участвовали в других стартапах, 54% — работали по найму или в госсекторе. Другие команды пытаются заполучить как можно больше клиентов, несмотря на достаточно сырой продукт. Учитывая, что популярность B2G-модели (компания-государство) среди стартапов за год выросла с 2% до 25%, проблемой также становится нехватка опыта взаимодействия с госзаказчиком.

Второй момент — отсутствие заказов. Некоторые молодые компании занимаются решениями, которые пока не имеют практической реализации. В результате 55% стартапов в России не получают дохода или заработали менее 1 млн рублей за год. Например, в акселератор Goznak Startup Lab прошел стартап-завод TENFlecs с достаточно большим производством в Троицке. Он входит в РЦГЭ и занимается гибкой TFT-электроникой. Хотя с точки зрения конкретных продуктов технология стартапа пока не особо используется, мы видим в ней потенциал.

— Как показывают исследования, стартапы считают корпорации наименее эффективным способом развития, предпочитая им бизнес-ангелов, частных инвесторов. Это действительно так? 

— На самом деле корпоративный акселератор — один из наиболее эффективных инструментов поддержки инновационных команд. Несмотря на некоторое недоверие, все же 80% основателей стартапов сотрудничают с корпорациями или готовы попробовать такое взаимодействие. 72% российских стартапов нацелены на сегмент B2B, 35% — на B2SMB (маленький и средний бизнес), 25% — на B2G, и только 48% — на B2C. То есть в любом случае работа с компаниями предпочтительнее.

По данным исследовательских институтов, в 2019 году на мероприятия по корпоративной акселерации в России было потрачено 606 млн рублей, а общий объем сделок между стартапами и корпорациями оценивается в 2,5 млрд рублей. Всего их было заключено 23. И если самые распространенные направления корпоративных акселераторов Industrial Tech, EnergyTech, AgroTech, FinTech, Big Data и BioTech, то больше всего стартапов работают в Business Products & Services, AI, Big Data, EdTech, Internet Software & Services.

— Тем не менее привлечь к своему продукту корпорацию сложнее, чем частного инвестора, например почти 70% стартапов уверены, что уровень заинтересованности корпорации едва достигает среднего. С чем это связано?

— На эффективность взаимодействия большой корпорации и стартапа с инновационно-революционными идеями влияет вовлеченность и готовность к сотрудничеству у второй стороны. К сожалению, не все команды полностью вовлечены даже в собственный стартап — 64% основателей совмещают его развитие с другой деятельностью. Это значит, внимания ему уделяется меньше, чем нужно. Притом мы видим прямую зависимость прибыльности бизнеса от количества потраченного на него времени. Вывод очевиден.

— В чем ключевое преимущество корпоративных акселераторов для стартапов?

— В обучающей программе акселератора есть уникальная экспертиза корпорации-партнера или основателя. Если, например, продуктовому мышлению стартапы могут научиться сами, то работе со сложными госзаказчиками — нет. И подобный опыт может серьезно повлиять на их дальнейшее развитие. Кроме того, важный элемент взаимодействия со стартапами — привлечение экспертных аналитиков. Чтобы стартапы смогли определить технологическое видение проектов, мы обратились к Gartner — лидеру в области исследовании IT-сферы. При помощи их экспертизы мы углубились в отрасли, которые помогут командам лучше понять перспективы и будущее совместных с «Гознаком» проектов. Сами стартапы перед программой акселератора делали анализ своих рынков в формате кабинетных исследований и CustDev с целевыми аудиториями. В итоге мы получили три наиболее перспективных отрасли: биометрию, промышленность и Big Data с ML.

Gartner: «В 2018 году объем мирового рынка Big Data и бизнес-аналитики составил $171 млрд, а к 2026 году достигнет $512,04 млрд. Рост рынка стимулирует ключевая роль данных в повышении производительности и увеличении капитала. К концу 2024 года 75% организаций перейдут от пилотирования к внедрению AI, что приведет к увеличению потоков данных и инфраструктур аналитики в 5 раз. В РФ объем рынка составляет 10–30 млрд рублей, а к 2024 году достигнет 300 млрд рублей».

— АО «Гознак» вошло в список системообразующих организаций. Чем системообразующая организация отличается от стратегической и какие преференции дает предприятию такой статус? Есть ли от этого преимущества для стартапов, участвующих в вашем акселераторе?

— Статус системообразующей организации дает доступ к льготному кредитованию и государственным гарантиям. Здесь важно понимать: речь не о мгновенной помощи по первому запросу, а лишь о возможности на нее претендовать. Стратегические предприятия — это компании, акции которых находятся в федеральной собственности, а продукция имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов населения. Что касается преимуществ, прямых следствий вхождения «Гознака» в этот список для стартапов нет. Однако мы чувствуем себя уверенно и планируем продвигать совместные продукты под нашим брендом. Это дает инновационным командам доступ к «закрытым» рынкам и каналам продаж. Бренд «Гознака» — удобная точка входа на рынок госзаказчиков.

Технологические тренды и новые решения стартапов

— В своем акселераторе вы сделали ставку на решения для биометрии и идентификации. Почему именно эти направления и насколько они интересны для российского рынка?

— В 2018 году мировой рынок биометрии как способа идентификации составил $17,28 млрд. К 2023 году он достигнет $52 млрд, к 2027 году — $77 млрд. Биометрические технологии в России с 2016 года стремительно развиваются: среднегодовой темп роста составляет 36%. Самые популярные области применения биометрии на сегодня — «умные города», удаленная идентификации в банках, персонализация и маркетинг. Еще стимул к развитию, как ни странно, дала пандемия: сейчас растет спрос на технологии, позволяющие измерять температуру в толпе. У населения к биометрии очень осторожное отношение, это серьезно затрудняет развитие сферы. Но за ней будущее. Сейчас в России по инициативе государства создается Единая биометрическая система, которая может послужить драйвером для развития такого рода технологий.

— Можете поделиться интересными решениями, которые были представлены в рамках акселератора? Или перспективными направлениями в биометрии, которым стартапы уделили особое внимание?

— В сфере биометрии и идентификации идет битва за различные виды модальности и их сочетание. Одной из самых защищенных и перспективных считается идентификация по радужке глаза. Участник акселератора, резидент Фонда «Сколково» IRIS Devices реализует такую технологию в двух спектрах — видимом и инфракрасном. Кроме того, ожидается значительный рост технологий голосовой идентификации. Другое перспективное направление — идентификация личности в большом людском потоке.

— Еще одной заявленной на акселераторе темой стали промышленные роботы и RPA. Считается, что Россия по уровню роботизации промышленных процессов очень далека от Европы и Азии. Но если вы указали это направление, значит, наши корпорации в нем заинтересованы?

— Смотрите: в 2018 году объем мирового рынка промышленных роботов составил $11,3 млрд. По итогам 2020 года он должен достигнуть $18 млрд, в 2025 году — $24,5 млрд. На рост рынка влияет развитие автомобильной промышленности и ускоряющееся распространение робототехники в производстве продуктов питания, химикатов, резины и пластмассы, а также электроники. В РФ объем продаж промышленных роботов действительно составил лишь 3 млрд рублей в 2018 году — капля в море по сравнению с мировыми показателями. И на отечественных заводах установлено всего 0,25% промышленных роботов, из которых в стране было произведено всего 4%.

Но при этом в России есть перспективные стартапы, задействованные в робототизации промышленности и предлагающие действительно важные для России проекты. Например, участник нашего акселератора Custody Bot занимается роботизированными ломбардами, которые позволяют анализировать состав изделия, возможность скупки/продажи и контроля обращения металлов и драгоценных камней.

Другой важный тренд, который тоже продвигают наши стартапы, — применение коботов (коллаборативных роботов), которые позволяют роботам и людям эффективно работать вместе и к 2030 году займут почти треть рынка. Правда, здесь предстоит каким-то образом решить проблему высокой стоимости внедрения таких технологий — отчасти именно это создает низкий спрос на робототехнику в России.

Беседовала Кристина Фирсова

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья