ENG
Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Зачем реформируют институты развития

Андрей Енютин

Андрей Енютин

Руководитель консалтинговой компании «Енютин и партнеры»

23 ноября правительством России была анонсирована реформа институтов развития экономики, в ходе которой их количество сократится, а на базе ВЭБа будет создан крупный инвестиционный блок.

Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Часть институтов будет передана в непосредственное ведение ВЭБа: «Роснано», «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд развития промышленности, Корпорация МСП, Российский экспортный центр и Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Планируется ликвидировать следующие структуры: Фонд развития моногородов, АО «Особые экономические зоны», Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), Росинфокоминвест, Агентство по технологическому развитию, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Их функции будут перераспределены между тем же ВЭБом и другими органами федеральной исполнительной власти. Еще несколько институтов развития будут объединены друг с другом.

Не коснется реформа 12 стратегически важных институтов развития: «Роскосмос», «Ростех», «Росатом», «Росагролизинг», «Россельхозбанк», «Росавтодор», Агентство по страхованию вкладов, Корпорация развития Дальнего Востока и Корпорация развития Северного Кавказа, Российский экологический оператор, «Дом.рф».

Официально целью реформы названо повышение эффективности институтов развития и их переориентация на достижение национальных целей развития, сформулированных президентом. Реформа позволит также сформировать единые механизмы управления институтами развития и устранить дублирование функций.

В силу своей профессиональной деятельности мы много контактируем с различными институтами развития, подготавливая бизнес-планы и сопровождая проекты в ФРП, Фонде развития моногородов, Кор­по­ра­ции МСП, различных особых экономических зонах и территориях опережающего развития.

Ниже я попробую на конкретных примерах рассказать о недостатках в работе институтов развития с позиции человека, который с ними непосредственно взаимодействует.

Работа институтов развития излишне забюрократизирована

Например, несколько недель назад к нам обратилась компания, у которой стояла задача стать резидентом особой экономической зоны и получить финансирование Фонда развития промышленности. Сама процедура подготовки документов, их экспертизы и утверждения в каждой из этих организаций обычно растягивается на несколько месяцев, при этом документация, необходимая для предоставления в эти институты развития, существенно отличается. Все это если не отпугивает компании от работы с институтами, по крайней мере, отвлекает большие ресурсы на подготовку документов, всевозможные согласования и существенно затягивает сроки реализации проектов. Для предприятий будет очень удобно, если в ходе реформы появится возможность решать несколько задач одновременно; или хотя бы требования к документации будут унифицированы.

Переезд предприятий на территории с льготными режимами налогообложения

В последние годы на территории России было создано множество территорий с льготным режимом налогообложения. Это моногорода, особые экономические зоны и другие территории опережающего развития. На практике периодически приходится сталкиваться с ситуациями, когда некоторые предприятия просто меняют локацию, получая статус резидента и закрывая свои производства на других территориях. Таким образом, уже работающие и успешные производства получают существенные налоговые льготы.

Работа на показатели, а не на результат 

За последнее десятилетие в России было открыто большое количество территорий с льготными режимами налогообложения, что привело к дефициту потенциальных резидентов и включению туда организаций «для количества». Нам даже приходилось сталкиваться с заявками по принятию в некоторые территории опережающего развития на Дальнем Востоке шиномонтажа и кролиководческой фермы, что выглядит просто нелепо. Зачем это все нужно государству, не совсем понятно, но очевидно, что таким образом менеджмент созданных территорий с льготными режимами налогообложения решает свои задачи и добивается «красивых показателей».

Возможные итоги

Чтобы говорить о возможных результатах, нужно понимать, какие реальные задачи ставит правительство. Если реформа призвана улучшить контроль за расходованием выделяемых государственных средств и оптимизировать расходы, то наверняка этого удастся достигнуть. Если правительство хочет за счет более эффективной работы институтов развития стимулировать экономический рост, то за этим должны последовать другие шаги. В этом случае уже в ближайшей перспективе стоит ждать усиления роли Министерства экономического развития и разработки четких стратегий развития в тех отраслях, где у нас есть конкурентные преимущества. Все возможности по созданию условий для устойчивого роста экономики есть, дело за политической волей и планомерной работой.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья