ENG
Перейти в Дзен
Блокчейн, Мнение

Законодательство о майнинге: регуляторный каркас создан, дело за конкретизацией в подзаконных актах

Артем Генкин

Артем Генкин

Доктор экономических наук, профессор, президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов», член Экспертного совета при Банке России по защите прав потребителей финансовых услуг, член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике при ТПП РФ, учредитель СМИ «Инвест-Форсайт»

C 8 августа 2024 года важная и перспективная индустрия получила значительно более прочную прописку в нормативно-правовом пространстве РФ. Российское законодательство пополнили три федеральных закона, регулирующие майнинговую деятельность и обращение криптоактивов:

  • закон № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования майнинговой деятельности);
  • закон № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления антиотмывательных правил для майнинга);
  • закон № 223-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о регулировании экспериментального правового режима для обращения цифровых валют и расчетов в ВЭД).

Стеллажи с фермами для майнинга криптовалют. Владимир Астапкович / РИА Новости

Отныне законодательно закреплены понятия «майнинг цифровой валюты», «майнинг-пул» и «оператор майнинговой инфраструктуры» и ряд иных.

При этом у нас возникает ряд вопросов, которые требуют детальной расшифровки в подзаконных актах с целью создания эффективного и понятного всем стейкхолдерам механизма функционирования данной отрасли.

Во-первых, новый пакет законов в целом разрешает обращение на территории РФ иностранных цифровых прав при соблюдении ряда важных условий и ограничений. Однако, пока в нем не разъяснено, где можно достоверно убедиться, допущены ли конкретные иностранные цифровые права в качестве цифровых финансовых активов к обращению на территории РФ.

В качестве решения мог бы выступать отдельный реестр, ведомый Банком России, доступ к которому может происходить по запросу интересующейся организации — например, того юридического лица, которое желает приобрести данные цифровые права и хочет убедиться, что это легитимно.

Во-вторых, еще продолжается дискуссия по поводу выбора модели налогообложения майнинга. Из экспертных дискуссий складывается впечатление, что приоритетно рассматривается вариант с налогообложением в момент реализации (а не, например, создания) намайненной криптовалюты.

Возникает вопрос, а что происходит при этой модели налогообложения, если на протяжении значительного срока, например, 5 лет, не происходит реализация намайненной криптовалюты? Эта криптовалюта может находиться в стейкинге, даже приносить доход, но при этом не облагаться налогом.

Возможное решение — дифференцированная ставка, размер которой будет тем больше, чем дольше не будет происходить реализация намайненной криптовалюты (и чем дольше придется бюджету ждать налогов от нее). Или, допустим, возможно ограничение срока тремя годами и принятие для целей налогообложения рыночной стоимости намайненной криптовалюты на конец третьего года с момента майнинга, если реализации так и не произошло.

Третий жгучий вопрос — тонкости правоприменения законодательства о рекламе. Запрещено рекламировать предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, деятельности криптобирж и криптообменников. Но что считать таковым? Как пример, активная гиперссылка или само упоминание криптовалюты будет ли приравняться к её рекламе? Несколько утрируя, обозначу проблему так: про конъюнктуру мирового рынка какао-бобов писать можно, но можно ли писать про рынок той или иной криптовалюты, про его конъюнктуру?

Определение «неограниченного круга лиц» тоже, на мой взгляд, должно быть конкретизировано. Можно ли, например, рассматривать пост в закрытом телеграм-канале или же предложение, адресованное исключительно квалифицированным инвесторам, в том смысле, который имеет этот термин в отечественном законодательстве о финансовом рынке, как предложение, которое не относится к неопределённому кругу лиц?

Полагаю, здесь необходимо дождаться разъяснений, прежде всего от Роскомнадзора, но немаловажно и то, какой политики станут придерживаться ведущие отечественные информационные и новостные агрегаторы.

Основные ответы отраслью получены, за что стоит благодарить и законодателей, и экспертное сообщество. Но и вопросов осталось немало.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья