ENG

Перейти в Дзен
Блокчейн, Мнение, Право

Законопроект о криптоактивах: плюсы и минусы

Дмитрий Жубрин — старший юрист юридической фирмы «Инфралекс»

Не остается в стороне от всеобщей эйфории и наш законодатель — Государственная Дума РФ приняла в первом чтении подготовленный Минфином России законопроект «О цифровых финансовых активах», тем самым сделав первый шаг в направлении создания нормативных основ для оборота криптовалюты.

Попробуем разобраться подробнее в том, чему посвящен законопроект и какие будут последствия в случае его вступления в силу. Оговоримся, что во многих случаях текст законопроекта, принятый в первом чтении, и окончательная редакция, подписанная президентом РФ на завершающей стадии законодательного процесса, имеют мало что общего.

К ключевым достижениям законопроекта, несомненно, следует отнести легализацию оборота криптовалюты и проведения ICO. Если законопроект будет принят, то проведение ICO по российскому праву перестанет быть мифом, а станет вполне реальным. Кроме того, законопроект содержит дефиниции основных терминов, что крайне важно для корректного правоприменения.

В случае принятия законопроекта криптовалюты и токены, объединенные общим термином «цифровые финансовые активы», официально станут имуществом, что на практике означает: такие активы могут быть предметом гражданско-правовых сделок, могут наследоваться, вноситься в уставный капитал компаний, передаваться в залог, на них может быть обращено взыскание и так далее. Нельзя забывать, что нормы налогового законодательства теперь будут в полной мере применяться к цифровым финансовым активам.

Законопроект регулирует две группы отношений: (1) выпуск токенов (проведение ICO), (2) обращение криптовалюты.

Выпуск токенов оформляется в два этапа: (1) опубликование эмитентом токенов инвестиционного меморандума (аналог white paper) и оферты, (2) заключение договоров, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями.

Эмитенту при выпуске токенов в соответствии с предлагаемым к принятию законопроектом нужно учесть следующие особенности:

  • У токена одного вида может быть только один эмитент;
  • Эмитент обязан раскрыть свою структуру собственников и бенефициарного владельца;
  • Эмитент несет ответственность за достоверность и полноту всей информации, содержащейся в инвестиционном меморандуме;
  • Физические лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, не вправе приобретать токены в количестве, превышающем значения, установленные Банком России;
  • Эмитент вправе предлагать токены потенциальным приобретателям или рекламировать их приобретение только после опубликования оферты;
  • Для приобретения токенов приобретатель должен открыть цифровой кошелек, что возможно только после прохождения процедуры идентификации. Такая идентификация может происходить только непосредственно, а не дистанционно, что неминуемо создаст сложности для иностранных инвесторов.

В части оборота криптовалют законопроект предусматривает возможность обмена токенов на фиатные деньги только через оператора, обладающего специальным статусом (аналог биржи). Обмен возможен только при наличии цифрового кошелька (читай: прохождения процедуры идентификации). Особо отметим, что законопроект не приравнивает криптовалюты к фиатным деньгам и не предоставляет ей статус законного средства платежа, хотя вряд ли на этот счет могли быть какие-то сомнения — ни одно государство не будет своими действиями создавать конкуренцию национальной валюте.

Параллельно в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в части признания цифровых прав новым объектом гражданских прав. Предлагаемые к принятию изменения должны составить фундаментальную основу для правового регулирования криптовалюты. Законопроект Минфина, в свою очередь, должен регулировать отдельные (частные) аспекты ICO и оборота криптовалют. Сейчас оба законопроекта не синхронизированы между собой, содержат ряд пересекающихся положений и оперируют различной терминологией. Очевидно, в таком виде эти законопроекты существовать не могут. По заверениям депутатов, ко второму чтению законопроекты будут приведены в соответствие друг с другом.

Резюмируя, отметим, что при принятии правового регулирования новых общественных отношений законодателю важно не «задушить» новый институт, установив такие границы, в которых он не может эффективно развиваться. Необходимо, напротив, создать такое правовое поле, которое подтолкнет отрасль к развитию. Получится ли у законодателя это в отношении криптовалют — вопрос, на который мы скоро узнаем ответ.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья