ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Можно ли заработать на удаленном лечении

Растущий рынок телемедицины в России, к тому же получивший с 1 января 2018 года законодательное регулирование, несомненно, остается привлекательным для отечественных инвесторов (подробнее читайте в материале «Инвесторы ставят на телемедицину»). Однако переизбытка игроков здесь по-прежнему не наблюдается — число участников, казалось бы, перспективной технологичной ниши, по самым оптимистичным оценкам, не превышает нескольких десятков, а значимых и заметных и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки. Что удерживает новых игроков от выхода на рынок, и на что рассчитывают его активные игроки?

Фото: www.publicdomainpictures.net

Пока без возврата

Чуть ли не основной проблемой в этом отношении могут стать сложности с монетизацией — пока на телемедицинском рынке России заработать практически никому не удается.

«Было ощущение, что приоткрылся гигантский рынок, что можно сделать простое решение и получить миллиарды», — уточняет директор по развитию сервиса «Доктор на работе» Илья Куприянов.

Однако по факту заработать на этом не получилось ни у кого, говорит он, а вот расходы исчисляются миллиардами. По итогам 2017 года уровень монетизации рынка телемедицины в России составил 1 млрд рублей — такую сумму участникам рынка, включая ИТ-сервисы, медучреждения и компании-партнеры, заплатили за телемедицину клиенты, подсчитали в «Мобильных Медицинских Технологиях».

«В горизонте 3-5 лет рынок может достичь 18 млрд рублей, это то, к чему мы реально можем прийти за данный срок. Быстрый ли это рост? По сравнению с развитием рынка доставки еды сегмент, наверное, не так активно растёт. Однако телемедицинские проекты, подобно другим нишевым бизнесам, могут стать полем, где вполне развернутся несколько сильных игроков», — уточняет Денис Юдчиц, генеральный директор ООО «Мобильные Медицинские Технологии» и руководитель проекта «Педиатр 24/7».

С точки зрения экономики телемедицина не та область, которая позволит заработать, считают в компании IPT Group (управляет сетью клиник «К31+», развивающей в том числе телемедицинские услуги).

«Денег, откровенно говоря, там нет. Например, уже четыре года в США говорят о «взрыве», который принесут телемедицинские технологии, однако ничего не произошло. По данным Американской Ассоциации Телемедицины, TelaDoc, крупнейшая американская компания, контролирующая 75% местного рынка, в 2016 году провела всего 1 млн 250 тыс. телемедицинских консультаций», — говорит председатель совета директоров IPT Group Сергей Нотов.

В пересчете на среднюю стоимость услуги в России (500 руб.) — это 625 млн руб.: тот самый кусок пирога, за который сейчас будут бороться игроки, уточняет он. В компании не возлагают существенных финансовых ожиданий на телемедицинский проект, а предел в 800 консультаций в месяц на 2018 год считают хорошим. По оценке IPT Group, выручка от телемедицинских услуг составит не более 1% в структуре доходов медицинского учреждения. Сложностей с монетизацией добавляют в том числе положения закона, допускающего в удаленном формате лишь повторные медицинские консультации.

«Текущая формулировка бизнесу неудобна», — говорит директор по развитию проекта «Телемедицина» DocDoc.ru Дмитрий Домарев.

По его словам, именно «первичная» телемедицина — основной рынок, именно на него, исходя из опыта других стран, прежде всего США, приходятся основные деньги. Вторичные же консультации сильно конфликтуют с реальным приемом.

Пересчитать по пальцам

Рынку откровенно не помешали бы новые и, желательно, сильные игроки.

«Игроков сильных очень мало, для нас как для агрегатора это не очень хорошо. Нам важно, чтобы пользователям было из чего выбирать, а пока на рынке два с половиной игрока, и они поделили рынок», — объясняет Дмитрий Домарев.

Препятствием становится в том числе большой объем инвестиций с длительной перспективой возврата. Минувшей весной директор по развитию сети «Доктор рядом» в беседе с «Ведомостями» Денис Швецов оценивал вложения в проект с нуля в 50 млн руб.

«Это дорого, к тому же это история для выносливых — тех, у кого есть возможность долго ждать, пока инвестиции окупятся», — говорит Дмитрий Домарев.

««Яндекс» идет на захват рынка, он может позволит себе отложить окупаемость хоть на 5 лет», — согласен Денис Юдчиц.

При этом, уточняет Домарев, не исключено, что многие потенциальные участники попросту заняли выжидательную позицию, и выход на площадку сильных игроков еще может ждать впереди.

«Каждый следующий игрок легко сможет предложить сервис чуть лучше и чуть дешевле, и при наличии ресурсов, желания и готовности работать в итоге «отожмет» долю рынка», — говорит Домарев.

Пока же, если представить, что нужно обслужить большое количество клиентов, например, Сбербанка (а их 80 миллионов), это будет большой проблемой, резюмирует он.

Страховой полис

Пожалуй, чуть ли не основным драйвером развития рынка удаленных консультаций может стать включение услуг нового формата в продукты страхового рынка. В тех же Штатах телемедицина получила мощный толчок развития именно после того, как в сегмент рынка зашли страховщики.

«В США прорыв на рынке произошел именно тогда, когда телемедицину включили, если говорить в наших терминах, в ОМС. Телемедицина взлетела сразу, поскольку пошел большой поток обращений пациентов и решился вопрос финансирования, компании стали хорошо расти», — уточняет Дмитрий Домарев.

В России сегодня речь идет о развитии услуг в рамках хотя бы добровольного медицинского страхования, что рано или поздно все равно произойдет, считает он. О надеждах и ожиданиях относительно включения телемедицины в ОМС говорит и Илья Куприянов, однако, подчеркивает он, очевидного движения в этом направлении на рынке так и не случилось. В «Докторе на работе» вообще не вполне верили в то, что в сектор придут частные страховщики, уточняет Куприянов.

Между тем, именно это и произошло: на рынке, даже несмотря на отсутствие закона, появились игроки, которые работают в рамках страховых продуктов.

Например, услуги Doc+ включают в программы ДМС страховые компании (на апрель 2017 года сервис сотрудничал с 26 страховыми компаниями, включая «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование»). А компания «Мобильные Медицинские Технологии» продает более 30 страховых продуктов — на рынке их реализуют страховые компании, банковские сети, ритейл. По данным компании, по итогам года их продукты (страховые полисы, в основе которых — сервис компании) приобрели более 200 000 человек; сейчас доля рынка «ММТ», по разным данным, оценивается в 70-80%. Например, ее продукты предлагает своим клиентам «Альфа-страхование», РЕСО, ВСК, «ВТБ-страхование» и т.д. 

«Основным драйвером рынка телемедицины является страховой бизнес, причем он может быть как государственным, так и частным, — считает Денис Юдчиц. — Пользователь зачастую редко является драйвером новых рынков; игроками, которые смогут сдвинуть с места рынок телемедицины, выступают скорее финансовые институты и компании».

Столкнулись с недоверием

С пользователями на рынке телемедицины пока все обстоит не вполне гладко — развитию сегмента мешает в том числе недоверие пациентов к услуге. Безусловно, определенный спрос есть — например, жители регионов активно пользуются сервисом «Яндекс.Здоровье», получая тем самым доступ к врачам Москвы и Санкт-Петербурга. Однако число консультаций все равно еще очень небольшое — так, в случае с «Яндексом» речь идет о порядка 10 000 в месяц по всей стране (стоимость первичной консультации — 99 рублей, последующей — 499 рублей)

«По факту лидеры рынка не могут похвастаться миллионами пациентов. На уровне страны идет речь о десятках тысяч консультаций, если же мы возьмем всех игроков рынка, не наберется и 100 000 пациентов», — говорит Илья Куприянов.

По оценке сервиса DocDoc.ru, всего в России к телемедицинским услугам, купив соответствующие полисы или пакеты услуг, «подключилось» около 700 тысяч пациентов, при этом в реальности воспользовалось ими менее 10%. Как показали результаты исследования компании Researchme, лишь 7% участников опроса слышали про закон о телемедицине в России, 36% что-то слышали об этом, но не знают точно, что такое телемедицина, а более половины опрошенных и вовсе узнали про новый закон от представителей компании.

«Чем дальше мы уезжаем от центра, тем более размытым для людей становится представление об удаленной консультации», — говорит директор по исследованиям Researchme Ольга Михайлова.

Люди скорее готовы перевести в дистанционный формат выписку рецептов и передачу персональных данных, все же сохраняя возможность очного приема у медицинского специалиста. Дистанционные же консультации для большинства если и выглядят приемлемо, то в бесплатном формате.

Не способствует повышению спроса на услугу и отсутствие единой схема биллинга — как будет осуществляться расчет за предоставленные услуги, ясности нет, и каждый игрок решает задачу по-своему. Также до сих пор непонятно, каким будет процесс разрешения спорных ситуаций, если клиент окажется недоволен качеством услуги, уточняет Алексей Чувилин, эксперт по продвижению решений департамента телекоммуникаций, КРОК.

«Услуга телемедицины станет особенно востребованна, если ее будут запускать сами медицинские учреждения, т.к. уровень доверия к ним, по сравнению со сторонними агрегаторами, существенно выше. Однако для многих больниц и поликлиник создать собственную ИКТ-инфраструктуру достаточно затратно», — говорит Алексей Чувилин.

Отчасти с методами онлайн-диагностики потенциальным пользователям телемедицины помогут познакомиться ближе проекты с киосками здоровья, запущенные несколькими игроками рынка — так, «Модуль здоровья» заработал в одном из офисов Сбербанка в Москве (пока для сотрудников организации). В нем можно пройти ряд обследований, в том числе снять кардиограмму и проконсультироваться со специалистом. Похожий проект анонсировал Doc+ в партнерстве с аптеками «Доктор Столетов» и «Озерки» (ГК «Эркафарм»).

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья