ENG
Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Технологии

Здравоохранение в режиме онлайн: главные тенденции отрасли телемедицины на 2025 год

Влас Шишин

Влас Шишин

Руководитель направления по развитию телемедицинских систем компании «ЭлНетМед» (интеграционная платформа N3.Health)

По данным исследования Smart Ranking, в 2024 году сегмент телемедицины вырос на 35% по сравнению с 2023 годом и составил 30% от общего объема рынка medtech в России. Расскажем о причинах востребованности, технологических особенностях и ограничениях дистанционных медицинских услуг.

Изображение от freepik

Предпосылки к росту телемедицинских услуг

Государство обратило внимание на технологии оказания дистанционных медицинских услуг еще в середине 2010-х годов: так, в 2017 году в Федеральном законе №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» появилась статья 36.2 «Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий», а Минздрав выпустил Приказ № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». На рынке уже тогда начали появляться предпосылки для внедрения телемедицинских систем: в частности, возникла необходимость улучшения качества оказания медицинской помощи и мониторинга показателей здоровья пациентов, проживающих в удаленных и труднодоступных районах страны.

Однако главным фактором, повлиявшим на массовое распространение телемедицинских услуг в России, безусловно, стала пандемия COVID-19, когда в 2020–2021 годах физическое посещение врача для многих оказалось невозможным. Поскольку большая доля летальных случаев, вызванных коронавирусом, была связана с осложнениями у пациентов из групп риска, телемедицина стала важнейшим инструментом для выявления признаков заболевания и снижения уровня смертности: на определенный период дистанционный первичный прием даже официально приравняли к очному.

Сегодня ситуация стабилизировалась, но телемедицина по-прежнему востребована. По недавнему утверждению министра здравоохранения Михаила Мурашко, за последнее время количество телемедицинских консультаций в стране возросло в 5 раз. Мы считаем, что это связано как с социальными, так и с технологическими факторами.

Во-первых, люди на практике увидели пользу и оценили доступность дистанционного приема — эффективной альтернативы посещению клиники, которое не всегда удобно, а иногда и вовсе невозможно. В отрасли сформировалась культура потребления телемедицины, она начала восприниматься как услуга, облегчающая жизнь, — такая же, как курьерские сервисы или заказ такси через агрегатор.

Во-вторых, для коммерческих клиник телемедицина — одна из точек роста, дающая перспективы дополнительной выручки, связанной как с предоставлением самой услуги, так и с ростом уровня лояльности пациентов. Накопилась практика применения телемедицинских услуг — компании понимают, какие возможности у них есть и какие риски им нужно учитывать. Они готовы инвестировать в это направление, сотрудничать с разработчиками специализированных сервисов и информационных систем.

В-третьих, телемедицина во многом снимает территориальные ограничения как для пациентов, так и для врачей, повышает вовлеченность пациента в процесс лечения, улучшает качество и преемственность медицинской помощи, стимулирует развитие рынка труда. Например, квалифицированный медицинский специалист, проживающий в удаленном регионе, с ее помощью может получить больше возможностей для профессионального роста, а также для оказания помощи значительно большему количеству пациентов, даже если они находятся в другом регионе.

В-четвертых, в последнее время заметно улучшилось технологическое обеспечение телемедицинских услуг: на рынке появилось больше специального оборудования (носимых медицинских приборов, датчиков, средств видеосвязи и т. д.), государственные и частные медицинские организации внедряют многофункциональные медицинские системы, создают автоматизированные рабочие места для врачей. Влияет и развитие цифровизации в стране: расширяется охват сети высокоскоростной передачи данных, мобильные устройства становятся более продвинутыми и доступными, а граждане повышают уровень цифровой зрелости.

Актуальность телемедицины для российской системы здравоохранения подтверждается тем, что в апреле этого года вышел Приказ Минздрава России от 11.04.2025 №193н, который признает утратившим силу приказ №965н и утверждает новый порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. В частности, в нем оптимизированы алгоритмы дистанционных консультаций и наблюдения за пациентом, упомянуты системы поддержки принятия врачебных решений на основе технологий ИИ.

Основные нюансы телемедицины

Телемедицинская консультация (ТМК) сегодня может заменить очный прием врача. При этом у нее есть несколько важных ограничений. Так, если ТМК является первичной, в ее ходе врач не имеет права ставить диагноз (кроме ряда прописанных в законодательстве экстренных случаев), делать медицинские заключения и назначать лечение. Такой вид услуг может использоваться, например, для получения общих рекомендаций или для маршрутизации — врач может определить, нужна ли срочная госпитализация, вызов неотложной помощи или можно в плановом порядке обратиться на очный прием к конкретному специалисту.

Больше вариантов появляется, если дистанционный прием является продолжением очного обращения, в рамках которого врач уже поставил диагноз, назначил лечение, выписал рецепты. В таком случае он имеет возможность проконтролировать динамику лечебного процесса и скорректировать терапию, выполнить подбор новой дозировки лекарственных препаратов, уточнить назначения.

В рамках любого дистанционного приема пациенту должен быть предоставлен протокол телемедицинской консультации — подписанный электронной подписью врача юридически значимый документ. Только после этого, согласно закону, консультация считается завершенной.

Сбор, обработка, передача и хранение персональных данных должны быть организованы в соответствии с требованиями законодательства в сфере информационной безопасности, описанными в главе 2 Федерального закона 152-ФЗ «О персональных данных». Например, для процесса консультации и обмена данными (видео- и аудиопотока, передачи текстовых сообщений и файлов между пациентом и врачом) в медицинских организациях используются специальные защищенные каналы связи, а для хранения — надежные центры обработки данных, находящиеся внутри защищенного информационного контура. Сегодня на рынке есть много качественных сервисов, которые позволяют организовывать защищенный канал связи для общения врача и пациента, с применением отечественных средств защиты информации.

У клиники есть возможность подключить сервис телемедицинской консультации либо непосредственно через проверенного разработчика, либо через свою МИС. При выборе подрядчика важно учитывать такие критерии сервиса, как безопасность, удобство для всех участников (консультации «врач-пациент» и «врач-врач»), многофункциональность, то есть он должен закрывать все потребности и медицинской организации и пациента.

Перспективы телемедицины в России в 2025 году

По нашим прогнозам, в 2025 году отрасль телемедицины в России продолжит активно развиваться. Аналитики «СберЗдоровья» отмечают, что за последние 4 года спрос граждан на медицинские онлайн-консультации отоларингологов вырос почти в 19 раз, кардиологов — почти в 20 раз, травматологов — в 25 раз, а в целом те или иные сервисы телемедицины внедрили уже 85% крупных клиник в России. Эта тенденция будет сохраняться, а разнообразие технологий — расширяться. Уже сейчас различные поставщики занимаются предоставлением таких удаленных сервисов, как «медицинский консьерж» (посреднические услуги между пациентом и врачом), мониторинг беременности, психологическая поддержка, заказ услуг лабораторной диагностики и консультации врача по расшифровке результатов лабораторных и инструментальных исследований.

По нашему мнению, в ближайшие годы в отрасли здравоохранения будет всё жестче регулироваться вопрос безопасности персональных данных. Как вендоры телемедицинских систем, так и медицинские организации, и пациенты будут обращать больше внимания на обеспечение конфиденциальности при предоставлении удаленных консультаций.

Пользователи цифровых продуктов становятся более требовательными. Значение факторов удобства и функциональности системы для проведения телемедицинских консультации при выборе пациентом такого рода сервиса будет возрастать.

Также стоит обратить внимание на то, что, помимо формата взаимодействия «врач-пациент», телемедицинские технологии предусматривают и другие маршруты, например «врач-врач». На наш взгляд, этот маршрут в ближайшие годы будет так же активно развиваться. Дистанционное общение медицинских специалистов может применяться как при консультациях, так и, например, при сложных операциях — когда за действиями хирурга по видеосвязи наблюдает опытный коллега или врач другой специализации, готовый в любой момент дать квалифицированную рекомендацию.

Не случайно в новом Приказе Минздрава России от 11.04.2025 №193н, который вступает в силу с 1 сентября, большое внимание уделяется возможностям применения систем поддержки принятия врачебных решений на основе ИИ. Теперь они могут правомерно использоваться для проведения консилиумов врачей в режиме реального времени и отложенных консультаций, для получения и обработки данных о здоровье пациента, дистанционного наблюдения.


Таким образом, в России на сегодняшний день сформировалась широкая практика применения телемедицинских технологий, подкрепленная законодательной базой, которая учитывает современные технологические тенденции. По мере того как дистанционные консультации становятся функциональнее и удобнее, растет доверие к ним со стороны пациентов. Проведение консилиумов врачей с помощью телемедицинских сервисов — также перспективное направление, которое позволит улучшить качество и скорость оказания медицинской помощи. Однако стоит помнить, что телемедицинские услуги не смогут заменить первоначальный очный прием врача.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья