ENG
Инвестиции, Мнение, Финансы

«Зеленые» облигации в России. Возможен ли рост по экспоненте?

Светлана Панова

Светлана Панова

Профессор департамента финансовых рынков и банков Финансового университета

«Зеленая» экономика, «зеленые» финансы, «зеленые» облигации… Эти слова постоянно звучат в выступлениях политиков, работах ученых и обсуждениях бизнесменов. Так что же это сегодня? Очередная модная тема или долгосрочный, научно-обоснованный и востребованный социумом и бизнесом тренд развития мировой экономики и финансовых рынков. 

«Зеленые» облигации в России. Возможен ли рост по экспоненте?

Термином «зеленый» применительно к области экономики называют все, что так или иначе связано с устойчивым развитием общества при сокращении потребляемых ресурсов и нагрузки на природную среду, а к «зеленым» финансам относят финансовые инструменты, обеспечивающие реализацию проектов, направленных на уменьшение или предотвращение воздействия производства на окружающую среду.

Среди «зеленых» финансовых инструментов выделяются «зеленые» облигации, первый выпуск — в 2007 году Европейским инвестиционным банком для финансирования проектов в области возобновляемой энергии и энергоэффективности, а с 2013 года среди эмитентов уже правительства, муниципалитеты и корпорации. Объем выпущенных с 2007 года «зеленых» бондов уже превышает полтриллиона долларов: да, немного, чуть более 1% от мирового долгового рынка, но каков рост! По экспоненте! И, несмотря на взрывной рост объемов эмиссии, «зеленые» бонды с хорошим рейтингом сложно купить на вторичном рынке, потому что они уже выкуплены институциональными инвесторами и держатся до погашения. Подтягивается и инфраструктура рынка «зеленых» облигаций, здесь и некоммерческие организации — Climate Bond Initiative (CBI), и Международная ассоциация рынков капитала (ICMA), разработавшая Green Bond Principles, подписанные институциональными участниками финансового рынка, под управлением которых находится почти сотня триллионов долларов активов, и биржи, уже 16, которые имеют сектор «зеленых» облигаций. Так что интерес инвесторов к качественным «зеленым» долговым инструментам, похоже, превышает предложение. А эмитенты? А эмитенты стараются удовлетворить имеющийся спрос, при этом расширяя клиентскую базу и улучшая свой имидж. При прочих равных условиях ответственные инвесторы все чаще выбирают проекты с понятными целями в области сохранения благоприятной окружающей среды.

Интерес велик, а значит, есть и мошенничество — greenwashing, когда за «зеленые» облигации, статус которых подтвержден независимыми экспертами, выдаются обычные облигационные выпуски, нанося тем самым урон идее ответственного «зеленого» финансирования.

Научное сообщество тем временем занимается решением вопроса о наличии «зеленой» премии в принципе, ее размера и определяющих факторов. Пока вопрос однозначно не решен, а так как нет двух абсолютно одинаковых облигационных выпусков, сравнение «зеленых» и «незеленых» облигаций напрямую невозможно.

Валюта, в которой выпускаются «зеленые» облигации, — преимущественно евро и доллар, хотя эмитенты развивающихся стран выпускают и в национальных валютах. Почти все эмитенты «зеленых» облигаций относятся к категории эмитентов инвестиционного класса, лишь незначительная часть имеет неинвестиционный рейтинг. Более половины средств от выпуска «зеленых» облигаций направляется на проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии и энергоэффективностью.

Посмотрим по регионам: Европа впереди — 193 эмитента из 22 стран с общим объемом выпуска почти двести триллионов долларов. А среди стран однозначный лидер — США. Ситуация в США отчасти парадоксальна — страна выходит из Парижского соглашения по климату, которое предполагает борьбу с глобальным потеплением, а объемы эмиссии и число эмитентов «зеленых» облигаций — самые большие в мире, и в их числе крупнейший эмитент «зеленых» облигаций — компания Fannie Mae, занимающаяся рефинансированием и секьюритизацией ипотечных кредитов.

«Зеленые» облигации в России. Возможен ли рост по экспоненте?

Надо сказать, что в развитых странах — Франции, Германии, США — значительную долю эмитентов «зеленых» облигаций составляют муниципалитеты, ведь кому как не им знать истинные запросы населения в экологически благополучном развитии своих территорий. Второй страной по объему эмиссии «зеленых» облигаций является Китай, но среди китайских эмитентов преобладают финансовые институты, в первую очередь крупнейшие банки, а в апреле 2019 года крупнейший банк Китая успешно разместил первый «зеленый» выпуск облигаций, связанных с проектом «Один пояс, один путь».

Хотя в 2018 году «зеленые» облигации на несколько миллиардов долларов были размещены и местными органами власти Китая с помощью независимых корпораций — Local Government Financing Vehicles, созданных местными администрациями или государственными агентствами для реализации общественных потребностей.

Как регулируются «зеленые» облигации? Фрагментарно. В большинстве рассмотренных стран рынок «зеленых» облигаций в первые десять лет развивался и регулировался без заметного участия государственных органов, основываясь на инициативах участников финансового рынка.

В США национальное регулирование отсутствует, а эмитенты ориентируются на добровольные Green Bond Principles и стандарты климатических облигаций, разработанные CBI. Тем не менее при отсутствии системы регулирования на государственном уровне США демонстрируют пример стимулирования и эмитентов, и инвесторов «зеленых» облигаций. Это программы выпуска облигаций со специальным налоговым режимом, распространяющиеся на правительственные агентства и другие публичные институты, например правительства штатов или муниципалитетов, реализующие проекты, связанные со снижением нагрузки на окружающую среду.

В Японии эмитенты «зеленых» облигаций субсидируются в форме грантов для покрытия расходов, связанных с получением внешнего заключения, верификацией, консультаций, разработкой инструмента. Условием является соответствие облигаций Принципам «зеленых» облигаций ICMA, Стандартам зеленых облигаций АСЕАН или Стандартам Climate Bonds Initiative.

В Европейском Союзе существуют меры государственной поддержки выпуска и обращения «зеленых» облигаций в виде налоговых льгот; компенсация расходов на внешнюю экспертизу и включение в ломбардный список прописаны как возможные, а реальное их применение — решение на уровне конкретных государств.

Только в Китае с самого начала инициатива исходила со стороны государства. «Озеленение» финансовой системы Китая было избрано одним из ключевых направлений развития 13-го пятилетнего плана, утверждённого в марте 2016 года. Развитие «зеленых» финансов отражено в плане по реформированию структуры финансовой системы, а с 2018 года «зеленые» облигации и «зеленые» займы включены в ломбардный список.

Какой путь будет реализован в России? Бизнес-сообщество уже дало свой ответ на вопрос о необходимости развития «зеленого» финансирования, подтверждением тому открытие 12 августа 2019 года Сектора устойчивого развития Московской биржи для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально-значимых проектов.

В декабре 2018 года состоялся первый выпуск «зеленых» облигаций в России, основанный на принципах «зеленых» облигаций ICMA, российским эмитентом ООО «Ресурсосбережение ХМАО», входящим в группу компаний в сфере обращения твердых коммунальных отходов. Эмитентом-первопроходцем в «зеленых» облигациях, статус которого полностью подтвержден в соответствии с международными правилами, стала компания РЖД, выпустив в мае 2019 года «зеленые» евробонды, а в ноябре 2019 года ПАО КБ «Центр-Инвест» выпустил «зеленые» облигации, являющиеся до сих пор единственными, включенными в Сектор устойчивого развития Мосбиржи. Предварительно на 17 декабря запланировано размещение «зеленых» облигаций АО «Коммерческая недвижимость финансово-промышленной корпорации “Гарант-Инвест”», планируется второй уровень листинга.

Мало? Не мало, а практически нет. Почему? Развитие «снизу» — в рамках существующего Бюджетного кодекса невозможен выпуск суверенных и муниципальных «зеленых» облигаций, «сверху» — осложняется неурегулированностью статуса «зеленых» облигаций и неясными преференциями для корпоративных эмитентов, хотя в рамках национального проекта «Экология» заявлена компенсация части купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий».

Что хотим? Рост по экспоненте, как в мире? Тогда или удаление препон для инициативы «снизу», или меры государственной поддержки «сверху», как в Китае. Или у нас есть другой путь? Тогда какой?

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Нравятся материалы «Инвест-Форсайта»? Подпишитесь на рассылку «Самое интересное сегодня»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья