ENG

Перейти в Дзен
В мире

Жандармы против фермеров: История одной проблемной концессии

Будущее аэропорта «Большой Запад» недалеко от французского Нанта — старейший экологический конфликт Франции. Сводится он к дилемме: строить новый аэродром в поселке Нотр-Дам-де-Ланд или расширять Нант-Атлантик. Героями этой «саги» стали уже четыре президента республики. Неужели Эммануэль Макрон сумел разрубить гордиев узел — таким вопросом задаются и простые граждане, и владельцы холдинга Vinci. Пока ясно одно — решение не обрадовало жителей Нанта.

Художник: Юрий Аратовский

Запутанная история

В 1963 году возникает идея создания международного аэропорта «Большой Запад» в рамках проведения децентрализации. Проект был частью так называемого плана создания «равновесных метрополий» в провинциях — в данном случае Нант и Сен-Назер. Мощностей действующего  аэропорта Нант-Атлантик не хватало для приема миллионного пассажиропотока трансатлантических рейсов; к тому же он не годился ​​для приземления национальной гордости — Конкорда.

В 1968 году участок был найден — окраина поселка Нотр-Дам-де-Ланд в 20 км от Нанта и 80 км от Ренна, где в середине 1940-х был американский аэродром, заброшенный после вывода войск союзников. Законодательно фиксируется «зона отложенного развития — ZAD», размером 1500—1650 га — будущая территория полувекового противостояния. Планируемое открытие — 1985 г. Муниципалитеты поселений голосуют за, тогда как жители и фермеры выступают против, даже в телерепортаже звучит: «Мы бы предпочли, чтобы его здесь не было». Передышку дает нефтяной кризис 1973 года, затем железные дороги разгоняются до 300 км/ч, в 1989 году в Нант приезжает скоростной поезд TGV…

В конце 90-х Жан-Марк Эйро, тогдашний мэр Нанта, лоббирует возобновление реализации проекта Нотр-Дам-де-Ланд, выступая против превращения Нант-Атлантик в «Большой Запад» из-за шумовой нагрузки, ухудшающей качество жизни и распугивающей покупателей недвижимости в Нанте. Им была достигнута и эфемерная победа, но дальше предстояли дебаты на 10 лет, а конец «Конкорда» опять тормозит проект.

Пришествие Vinci

Концессия во Франции в середине 2000-х вновь пышно расцветает в новой философии бизнес-процесса — государственно-частного партнерства (PPP). Строительство и управление общественно значимым объектом — сложный процесс, государство с радостью поручает его частным компаниям, компетентным профессионалам, осуществляющим эту миссию за возмещение расходов. По сути дела, для государства это — лизинг: инвестиционные расходы заменяются операционными, а в конце контракта — объект в его собственности.

В 2010 году Франсуа Фийон, премьер-министр, подписывает постановление о предоставлении концессии на 55 лет компании Vinci на эксплуатацию Нант-Атлантик и Сен-Назер и строительство и эксплуатацию аэропорта Нотр-Дам-де-Ланд, чье открытие планировалось на 2017 год.

В России компания Vinci была на слуху во времена борьбы за сохранение Химкинского леса при строительстве скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург.

ZAD — территория свободных фермеров

ZAD — символ экологического протеста, куда на защиту земель и лесов съезжаются люди со всей Франции. Никто из фермеров не собирался освобождать территорию, даже получив компенсацию за землю и постройки, и на пустующей бесплатной земле рождаются новые экологически чистые фермерские проекты. А Vinci становится ответчиком по массе судебных исков, постепенно решаемых, однако, в его пользу. Эта сага длилась бесконечно: за судами следуют апелляции, весной 2012 года государство грозит освободить земли, принадлежащие ему по закону, но фермеры устраивают голодовку перед префектурой Нанта — президент вынужден гарантировать неприкосновенность ZAD до конца рассмотрения всех апелляций. Но 16 октября 2012 года «задисты» просыпаются от звуков сирен, а Жан-Марк Эйро, уже премьер-министр, начинает операцию «Цезарь», но жестокие столкновения защитников и жандармов заставляют срочно её остановить. 4 года проходит в  массовых акциях протеста и судах, выносящих одно решение за другим, и в январе уже идет речь о выдворении жителей и фермеров, но президент Франсуа Олланд не желает портить окончание своего срока жесткими действиями.

Пришествие Макрона

Наконец президентом стал Эммануэль Макрон. Новый министр экологии Николя Юло — ярый противник Нотр-Дам-де-Ланд — лоббирует возврат к расширению Нант-Атлантик. Макрон соглашается на предложение министра, в итоге в выигрыше фермеры из  ZAD, в проигрыше — жители Нанта.

«Такое решение — это отказ от закона и демократии», — заявляет Джоанна Роллан, нынешний мэр Нанта.

Она также напоминает о 160 судебных решений о переносе аэропорта и референдуме, где 55% жителей региона высказались за Нотр-Дам-де-Ланд.

В 60-х годах Нант-Атлантик не просто так признавали непригодным для перерастания в «Большой Запад»: старый аэропорт зажат между жилым пригородом, разросшимся на 20% в ожидании его закрытия, и озером Гран-Льё, расположившимся на 655 га с неповторимой флорой и фауной, имеющим охранную грамоту. Строительство в такой местности — экологическая катастрофа для озера и падение уровня жизни граждан, купивших дорогое жилье с прицелом на экологию региона. Дело касается примерно 4-6 тыс. человек. При этом за 10 лет пассажиропоток Нант-Атлантика возрос более чем вдвое — с 2,4 до 5,4 млн человек, и только за последний год — на 15%.

«К 2040 году чтобы иметь возможность принимать 9 млн пассажиров, 80 тыс. взлетов-посадок, взлетно-посадочная полоса будет продлена, будет сделано всё, чтобы уменьшить шумовую нагрузку, — заявил Брюно Ле Мэр, французский министр экономики, — в противном случае будут выплачены компенсации».

Но первым делом необходимо выплатить неустойку компании Vinci. Специалисты оценивают компенсацию в €350 млн, что составляет 50% затрат на Нотр-Дам-де-Ланд, но министр экономики надеется, что сумма будет намного меньше.

Элизабет Борн, министр транспорта, оценила переоснащение Нант-Атлантик в €450 млн, сюда же вошли и расходы на улучшение подъезда к аэропорту.

Но возмущенные местные депутаты настроены решительно и требуют от правительства реальных транспортных компенсаций для сохранения динамики развития региона. Их требования таковы: в короткие сроки увеличить с двух до восьми количество прямых поездов, связывающих Нант со столицей, следующих туда-обратно, обеспечив этим удобную связь с аэропортом Шарля де Голля. Для этого необходимо расшить вокзал в Нанте и провести дорожные работы на общую сумму в €2 млн, продлить трамвайную линию для связи Нант-Атлантика с городом — €50 млн. А также реконструировать окружную дорогу и перекинуть мост через Луару… Неплохо для начала.

Будут и доходы

Государство выставило на продажу землю «зоны отложенного развития», ZAD, по цене €1800 за гектар — правда, земля с отягощением: часть захватчиков решила покинуть площадку, тогда как другая, воодушевленная победой, по-прежнему там остается. На территории действует сельскохозяйственный проект, занимающий не менее 500 из 1650 га, муниципалитеты готовы вступить в переговоры, но премьер-министр не желает видеть на этой земле псевдофермеров, настаивая на освобождении захваченных территорий к 1 апреля — окончанию «зимнего перемирия» — периода, когда во Франции нельзя никого выгнать из жилища. Специалисты считают, что ещё 15-20 лет, и ничего, кроме очередных потраченных впустую средств, не будет, и не стоит ли задуматься об обновлении аэропорта города Ренна.

А пока суд да дело, защитники поселка Нотр-Дам-де-Ланд несут ночной дозор в тревожном ожидании…

Автор: Екатерина Гадаль

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья