• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Мнение, Это интересно

Женщины чаще оказываются «бойцами»

Алина Валенсия – владелец консалтингового агентства «А-линиЯ», директор по бизнес-развитию компании Galactica Biotech 

Сегодня личность предпринимателя, его персональный бренд часто становится своеобразным символом, привлекающим клиента и создающим дополнительные преимущества для бизнеса. Поэтому психологические аспекты предпринимательства становятся все более важными. И в бизнес-обучении акцент все больше и больше делается на форматы развития личности, на постоянное профессиональное самосовершенствование. Однако, хотя бизнесменов и учат управлять командой, создавать стратегию, просчитывать финансовые модели, справляться с реальностью, когда она оказывается куда тяжелее, чем ожидалось, их не учат. Поэтому все чаще раздаются голоса, что бизнесменам необходим опыт ошибок – а заодно и опыт признания ошибок. Как сказал один из культовых бизнесменов современности, сэр Ричард Брэнсон:

«Если вы предприниматель и не делали ошибок, значит, вы не предприниматель».

Но одни справились, а сколько людей – нет?

Мы с моим коллегой профессором Карлесом Монерео провели достаточно масштабное исследование, в основе которого лежало понятие «критических инцидентов» – событий, которые оставили сильный эмоциональный след в душе предпринимателя и повлияли на его личность и бизнес. В исследовании приняли участие 430 бизнесменов из России, Испании, Ирландии, Великобритании, Нидерландов и других европейских стран с опытом в бизнесе от нескольких месяцев до более чем 50 лет. Была разработана анкета, вопросы которой касались как бизнес-опыта опрошенных, так и стратегий их реагирования на критические инциденты.

Нам было интересно посмотреть на типажи предпринимателей именно с точки зрения стратегий, которые они выбирают, чтобы справляться с ситуациями, сопровождающимися высокой эмоциональной нагрузкой. После тщательного анализа деловой и научной литературы, а также проведения экспертных фокус-групп мы выявили 4 полноценные типовые стратегии и соответствующие им типажи.

Первый тип – «инноваторы»: те, кто начинал дело, чтобы изменить окружающую реальность. Для них это не просто красивые слова, они действительно иначе видят мир: для инноваторов характерно нестандартное мышление, они выбирают оригинальные пути решения проблем.

Второй тип – «лидер, сфокусированный на своей команде». Проблемы он решает, используя интеллектуальные ресурсы коллектива, стремится мотивировать, вдохновлять и вести за собой людей.

Третий тип – «боец», который привык действовать в условиях жесткой конкуренции, привык в тяжелой борьбе на выживание завоевывать лидерство на рынке; критические ситуации он преодолевает благодаря жесткой дисциплине и выстраиванию четкой иерархии.

Четвертая стратегия – «оппортунист», который видит возможности там, где не видят другие, измеряет успех долей рынка и обратной связью от клиентов, постоянно находится в поиске скрытых ресурсов.

Каждый предприниматель характеризуется персональным набором стратегий, от которого во многом зависит успешность того, как он преодолевает бизнес-вызовы. Самое главное – применять эти стратегии грамотно, вовремя и релевантно сложившейся ситуации. К примеру, «бойцы» хороши в ситуациях прессинга, именно благодаря такой стратегии бизнесы остаются на плаву там, где тонут другие. А «оппортунисты» часто выводят бизнес в прибыль в условиях кризиса и находят новые возможности роста там, где другие видят лишь тупик и крах. «Лидеры», часто сами не обладая достаточной компетентностью в какой-либо отрасли, умеют вдохновить и собрать команду профессионалов. «Инноваторы» незаменимы в прорывных технологических отраслях. При этом большинство людей обладает так называемой доминирующей стратегией, которая является преобладающей в большинстве ситуаций и определяет их бизнес-поведение.

Проанализировав полученные данные, используя при этом как количественные, так и качественные методы анализа, мы выяснили, что наиболее популярными типажами являются «инноватор» и «лидер, сфокусированный на команде».

Кроме того, оказалось, что наиболее высокой эмоциональной нагрузкой для предпринимателей характеризуются ситуации взаимодействия с партнерами по бизнесу. Иногда при очном интервью воспоминания о таких событиях даже вызывали у опрошенных слезы – столь силен был «след», оставленный в душе предательствами, вскрывшимися несовпадениями ценностей, громкими выяснениями отношений или тихими, но чреватыми глубокими душевными ранами расхождениями. По результатам исследования вполне можно было бы снять душещипательный сериал. Лозунг «ничего личного, только бизнес» на поверку оказался неработающим.

Исследование показало наличие гендерных особенностей в поведении предпринимателей. Как ни удивительно, чаще всего тактику «боец» в бизнесе приходится применять именно женщинам. И, что характерно, бороться за свое место под солнцем приходится не только российским женщинам – такая тактика свойственна и бизнесвумен из западноевропейских стран.

Еще одна интересная зависимость – чем старше и опытнее человек, чем выше его уровень образования, тем больше он склонен к инновационным стратегиям. Появляется дух экспериментаторства, старые способы не кажутся эффективными, появляется свобода как в личном мировосприятии, так и в бизнесе. И при этом тем меньше человек склонен к стратегии лидера, фокусирующегося на своей команде. «Оппортунисты» также не склонны опираться на мнение своей команды и привлекать ее к решению проблем, почти не прибегают к стратегиям «бойцов» – они гораздо более гибко подходят к решению проблемных ситуаций и сконцентрированы на поиске ресурсов и скрытых возможностей для бизнес-развития.

Конечно, то, что одному бизнесмену приносит убытки, для другого служит поводом утвердить первенство и добиться успеха. Умение философски принимать происходящее, находить позитивное в негативе участники относили к одному из основных факторов успеха.

Так сложилось, что от человека бизнеса все ждут конкретных результатов, сама личность и ее проблемы остаются «за кадром», поэтому особенно важным для меня стала высочайшая эмоциональная вовлеченность бизнес-сообщества в данную тему, внимание к личности предпринимателя; за самим материалом исследования стоят конкретные люди и возможность развить и улучшить качество их бизнес-жизни.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»