ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Агрегатор для онлайн-образования

В XXI веке все большей популярностью пользуются системы онлайн-образования. Многие школы и вузы переходят на дистанционное обучение, а именитые корпорации проходят все курсы и тренинги онлайн. Особенностями создания одной из таких образовательных платформ поделился Евгений Антипов, сооснователь портала «Смотри.Учись».

Платформа для видеокурсов

Сооснователь образовательного портала «Смотри.Учись» Евгений Антипов более 16-ти лет занимается инвестициями. За это время накопился опыт работы в разных областях: FMCG, медицина, промышленность, телеком. Однажды пришли клиенты, которые хотели купить образовательные активы за рубежом, Евгений зашел в специализированную базу данных, скачал отчет JP Morgan на 120 страниц и взял его с собой на дачу почитать. Дошел до главы «Онлайн-образовательные активы» и удивился. В России в 2013 году об онлайн-образовании никто особо не говорил, а в мире за 2013 год сделок в этой области было проведено на сумму более $100 млрд.

Так появилась идея создания портала, который станет Amazon в области практического онлайн-образования. Неважно, чему хочет научиться человек: йоге, бизнес-английскому, воспитанию детей, интернет-маркетингу, управлению магазином одежды или менеджменту. Кроме того, модель Amazon позволяет заменить одной площадкой более узкие остальные. То есть человек, который пришел сегодня за курсом по управлению персоналом, завтра захочет курс по фитнесу — он найдет оба варианта на одном портале, и это безусловное преимущество универсальной платформы.

Дальше Евгений и его команда поняли, что не хотят расти только собственными силами. Подразумевалось, что любой преподаватель, эксперт или инструктор, придя на платформу, может сам создать свой видеокурс или онлайн-школу и совместно с компанией «Смотри.Учись» зарабатывать на этом. Это очень важно, потому что рост за счет собственной команды всегда ограничен, у маркетплейса же рост не ограничивается внутренними ресурсами, а изменяется по экспоненте за счет внешних источников. А преподаватели, создавая свою онлайн-школу, становятся заинтересованы в ее успехе и, соответственно, продвижении. Таким образом, продвигая свою школу, они продвигают весь портал в целом.

У портала «Смотри.Учись» два основателя: Евгений Антипов и Виктория Кулик. Евгений работает инвестбанкиром, в компании параллельно отвечает за стратегическое видение и развитие портала, за организацию и поиск новых ключевых партнеров, структурирование совместных проектов. Виктория имеет большой опыт операционного управленческого консалтинга, в частности в таких компаниях, как Deloitte, BCG, Ростех, в «Смотри.Учись» она также отвечает за это направление.

Не курсы, а школы

Евгений и Виктория нашли дизайнера и команду разработчиков и приступили к самому главному — созданию продукта. Первоначально было решено адаптировать для создания «Смотри.Учись» систему дистанционного обучения с открытым кодом Moodle, именно эту систему используют вузы для дистанционного обучения своих студентов. Но от идеи в итоге отказались — поняли, что когда идет речь о коммерческом портале с удобным и красивым интерфейсом, Moodle не подходит. Помешали серьезные ограничения в адаптации дизайна и сложная для восприятия система тестов, а также отсутствие системы работы с платежами и мотивирующих механизмов (реферальные и бонусные программы, системы статистики популярности курсов и инструкторов).

Дизайнера нашли в Великобритании, программистов в России. Не обошлось без сложностей: в нашей стране было мало команд с опытом разработки высоконагруженных коммерческих порталов. Прежде чем найти нужных людей, основатели столкнулись с несколькими проблемами. Во-первых, конкуренция за талантливых специалистов: лучших забирают компании-гиганты (Mail.ru Group, Yandex, Microsoft, Google, «ВКонтакте» и др.). Во-вторых, отток качественных программистов за границу, где и платят больше, и уровень жизни выше. Стояла сложная задача: сделать современный портал с богатым функционалом (тесты, системы вознаграждения, вебинары, сертификаты, создание комьюнити учеников, реферальные программы и т.д. ), а не просто площадку для публикации видеокурсов. Например, в планах реализовать идею гибкой бонусной системы: если человек приводит друга на портал — ему начисляются бонусы, если поделился курсом у себя в соцсетях — тоже, потом он на эти бонусы берет еще курс и так далее. Бета-версия «Смотри.Учись» была запущена летом 2016 года на собственные деньги основателей. Портал работал, но на нем не было ни одного курса. «Смотри.Учись» предлагал эксперту для размещения: запуск онлайн-курсов без стартового капитала и технических навыков, размещение видеоуроков без абонентской платы — эксперт платит только комиссию с учеников, фактически оплативших курс.

Самым большим заблуждением на этапе запуска стала ориентация на продвижение отдельных курсов. Каждый видеокурс, а это в среднем 1-1,5 часа видеоконтента, стоит в диапазоне 1000—1500 рублей. При продаже одного курса привлеченному пользователю компании остается около 50% — 750 рублей. Маленькая сумма для платного продукта, учитывая расходы на продвижение, операционные расходы.

Потратив определенное количество ресурсов, основатели поняли: так это не работает. Продвигать отдельно часовые или полуторачасовые курсы — во-первых, затратно, во-вторых, неэффективно. Они сфокусировались на продвижении авторских онлайн-школ с ценником от 8000 до 70 000 рублей. Соответственно, стало больше пространства для дальнейших инвестиций в маркетинг и продвижение, в рост. Сейчас осознанно делается ставка на продвижение конкретных онлайн-школ: часть посетителей будут покупать полные программы, часть — по отдельным курсам. Также решили делать ставку на известных экспертов: приходя на портал, они приводят с собой свою аудиторию. Сейчас на портале более 800 видеокурсов и 17 онлайн-академий.

Партнеры и клиенты

Одними из первых были созданы курсы от Alex Fitness, крупнейшей сети фитнес-центров. Например, курсы невероятного качества от чемпиона мира по плаванию — съемки шли несколькими камерами одновременно: и над водой, и под водой. Или курсы от замечательного спикера Артема Курзова, одного из лучших профессионалов по открытию и управлению фитнес-клубами. Большое количество видеокурсов созданы с помощью компании «Профессионариум», объединившей экспертов лучших профессионально-технических учреждений страны. Например, видеоуроки по ремонту, которые помогают человеку самостоятельно разобраться во всех тонкостях и сделать все самому: от установки забора и ремонта лестницы до 3D-моделирования.

Совместно с партнерами из Fashion Consulting Group запустили первую в стране онлайн-академию по моде и ритейловым технологиям. Там можно научиться и дизайну одежду, и профессии байера, и управлению магазином одежды — тому, что сегодня действительно востребовано. Сейчас команда «Смотри.Учись» запускает программу по дизайну интерьера совместно с санкт-петербургским Университетом технологий и дизайна.

У компании, по сути, два типа клиентов. Есть ритейловая часть портала — здесь клиенты обычные люди, которые хотят чему-то научиться, получить квалификацию, освоить новую профессию, научиться зарабатывать на дому, делать что-то своими руками и т.д. Если говорить о клиентах корпоративной платформы — это малый и средний бизнес. Для каждого типа клиентов свое предложение. Например, для малого бизнеса привлекательна возможность выбрать сотрудникам любые обучающие видеокурсы на портале от лучших спикеров. Для крупного и среднего бизнеса будет интересна высокая технологичность платформы: возможность обучать одновременно сотрудников по всей стране, проводить вебинары и тестирования.

У «Смотри.Учись» есть целый пул надежных и авторитетных партнеров: «Метриум», Alex Fitness, Fashion Consulting Group, бизнес-школа RMA, СПБГУПТД, Professionarium, сеть центров раннего развития «ЯСАМ», Российская Федерация северной ходьбы, Yoga.ru, event-агентство Red`s GO, «Шоколадница», «26-й кадр», академия Tandem, такие известные личности, как Михаил Литвак, и многие другие.

Команда

На старте в «Смотри.Учись» было 4 человека: 2 сооснователя и 2 разработчика. Потом команда выросла до 6 человек — пришли еще 2 разработчика. Сейчас это и маркетологи, и PR-специалисты, и группа по созданию контента, и люди, которые отвечают за взаимодействие с экспертами, и техническая поддержка, и постоянно растущая команда по работе с корпоративными клиентами — всего порядка 15 человек.

По мнению Евгения Антипова, онлайн-образование — не та отрасль, где уже сформирован набор компетенций успешного менеджера, где уже много успешных историй и легко найти нужного человека. Это новая отрасль, в которой нет готовых кадровых решений. Приходится полагаться на собственное чутье, пытаясь понять, что мотивирует человека, что для него важно. Для руководителя важно выстроить правильную атмосферу в коллективе, хорошо понимать особенности каждого члена команды, уметь максимально делегировать и приучать людей брать на себя ответственность, при этом выстроить механизмы контроля происходящего. В целом возможности команды в стартапе определяются не количеством людей (условных исполнителей).

Портал аккумулирует все функции в одной: видеоуроки и вебинары, корпоративный онлайн-университет для компаний с функцией конструктора курсов и работы со SCORM-форматом файлов, запуск собственной онлайн-школы без дополнительных затрат на ее продвижение, бонусная система и реферальные программы, центр профориентации. К концу 2018 года компания планирует выйти на показатели посещаемости ресурса 2-3 млн в месяц, работают над созданием англоязычной версии портала.

Автор: Вячеслав Рудаков

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья