ENG
Стартапы

Аккумуляторы как у «Теслы»

Владелец компании Neosun Energy Илья Лихов готовится запустить в России производство литий-ионных аккумуляторов, не уступающих по своим характеристикам накопителям от Tesla. Об этом бизнесмен сообщил «Инвест-Форсайту». Появление подобных автономных энергосистем способно изменить мировой рынок энергетики.

От солнечных батарей до накопителей электроэнергии

Илья Лихов с 2014 года живет в Гуанчжоу, в Китае, где его компания Neosun Energy производит солнечные батареи. Крыша австралийского мола, административного здания во Вьетнаме или небольшое сельхозпредприятие в Йемене самостоятельно производят электроэнергию на солнечных батареях, сделанных Neosun Energy. Компания строит солнечные электростанции различной мощности уже в 14-ти странах мира.

«В процессе работы мы поняли, что потребителю нужна не просто генерация энергии: важно и ее сохранение, то есть нужны эффективные и долговечные аккумуляторы. Сейчас мы наблюдаем бум на рынке накопителей в Европе и Северной Америке при одновременном их дефиците. Tesla и другие компании не справляются с объемом заказов, и заказчикам часто приходиться ждать свои батареи по году-два», — рассказывает Илья Лихов.

Российский рынок и энергошеринг

Сейчас Лихов выбирает производственное помещение, рассматривая площадки в Новосибирске, Подмосковье и в Грузии. Летом планирует дать старт производству. Накопитель Neosun ESS работает по технологиям, близким к тесловским. Так, накопитель для дома — не просто аккумулятор, но высокотехнологичный гаджет, который включается единожды и работает без перебоев, потому как обеспечен всем необходимым: контролем заряда, инвертором, системой онлайн-мониторинга и пр. То же самое относится и к аккумуляторам для промышленных систем. Средняя цена аккумуляторов для промышленных потребителей без силового оборудования — около $500 за кВт/ч (это ниже средних российских цен), для домашних систем цена пока не определена.

Литий-ионные аккумуляторы еще в разы дороже свинцово-кислотных батарей, но и служат в разы дольше — до 20 лет. Средний срок службы традиционных батарей — 3-5 лет. Но у литий-ионных аккумуляторов более высокая энергоэффективность, более широкий диапазон рабочих температур, а также компактный размер.

Объем инвестиций в производство на первом этапе составит около 20-25 млн руб. В течение первого года производитель намерен выйти на общий объем отгрузки в 5 мВт/ч и отбить вложенные средства в первый же год.

«Мы рассчитываем, что производство в России позволит получать заказы от российских госкомпаний, муниципальных служб, военных и МЧС, — объясняет смысл работы в России бизнесмен, — в Китае себестоимость была бы примерно такой же, но в России сегодня отдают предпочтение локальным производителям, а нам бы хотелось принести на рынок продукт мирового уровня».

Однако основной рынок сбыта — не Россия, а страны Евросоюза, Ближнего Востока и СНГ: прежде всего промышленные и добывающие предприятия, а в Европе еще и частные домовладения.

Дело в том, что в России нет рынка частной генерации в том смысле, что у нас невозможно самостоятельно продавать излишки электроэнергии, как это происходит в мире. Сегодня даже на Украине частники могут инвестировать в небольшую собственную генерацию, продавать электроэнергию и зарабатывать. В России же крупные энергохолдинги не хотят работать с небольшими частными стартапами. Это ключевое препятствие для развития новой энергетики и современной инфраструктуры в России. В России автономная энергетика нужна в первую очередь отдаленным поселкам (например, в Якутии), добывающим компаниям, работающим на дизель-генераторах в регионах, где нет инфраструктуры.

Модули для систем на стандартной (19 дюймов) серверной стойке

Электроэнергия для них обходится дорого — под 30-40 руб. за кВт/ч, поскольку солярку приходится завозить издалека. В Москве для промпредприятий 1 кВт/ч стоит около 3 руб. Установка литий-ионных аккумуляторов позволяет экономить до 50% дизельного топлива.

Автономные энергосистемы подходят и для майнеров криптовалюты, поскольку их бизнес критически зависит от электроэнергии. Майнеры могут работать, используя автономные электростанции в любом удобном для них регионе и таким образом становиться независимыми от государства. Для российских майнеров это важно, потому что ситуация может обернуться как в Китае, где майнинг фактически запрещен из-за высокого потребления электроэнергии.

«Лиотех» — не конкурент

В России основной производитель литий-ионных аккумуляторов — компания «Лиотех», входит в холдинг «Роснано». На их аккумуляторах электромобиль может проехать около 80-100 км, а потом заряжаться 10-12 часов.

«Мы готовы предложить решение, при котором электромобиль будет заряжаться всего несколько часов и сможет проехать до 500 км», — говорит Лихов.

Сегодня все автобусы и почти все такси в китайском Шеньжене — электромобили, которые могут проехать 500-600 км на одном заряде. При этом электромобиль тратит 30 руб. на 100 км, эксплуатация аналога на ископаемом топливе обходится в 10-15 раз дороже.

Кроме того, у «Лиотеха» нет законченного продукта, продолжает Лихов. Законченный продукт — это самодостаточная и готовая к использованию система, которая, кроме ячеек аккумулятора, включает BMS (обеспечивает контроль заряда каждой ячейки индивидуально, что в разы повышает эффективность и ресурс батареи), инвертор и др. Именно такую готовую к использованию систему и хочет предложить компания Neosun Energy.

Автор: Наталья Кузнецова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья