Привлечение инвесторов в регионы — чрезвычайно сложная и многоуровневая работа, которая включает в себя такие разные вопросы, как создание инфраструктуры, доведение информации, изменение законодательства, предоставление налоговых льгот и т.п. Об этом «Инвест-Форсайту» рассказывает депутат Государственной Думы от Псковской области, руководитель регионального отделения РСПП Псковской области Александр Козловский.
Чем озабочены предприниматели?
— Александр Николаевич, первый вопрос вам хочется задать как руководителю регионального отделения РСПП: какие проблемы сегодня больше всего волнуют псковских предпринимателей? Это налоги, коррупция, инфраструктура или что-то еще?
— Вы правильно заметили, что налоговая среда, уровень коррупции и состояние инфраструктуры всегда были и есть во главе жизненно важных интересов предпринимательского сообщества. В налогах сейчас наметилось стремление к их упорядочиванию и стабилизации, искоренением коррупции на всех уровнях активно занимаются силовые структуры (также и в своих рядах, см. последние сообщения в СМИ), внимание к инфраструктуре и вложения в неё увеличиваются (см. национальные проекты). Все это относится и к нашей Псковской области и создает благоприятную среду для функционирования бизнеса.
Сегодня предпринимателей интересует получение более «дешевых» кредитных денег для развития своего дела, субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, доступ к государственному и муниципальному заказу, снижение количества проверок бизнеса в рамках контрольно-надзорной деятельности государства. Для предпринимательского сообщества области сейчас важно повышение инвестиционной привлекательности региона прежде всего за счет формирования развитой инфраструктуры (ОЭЗ, кластеры и технопарки) и привлечения не только «своих», но и сторонних инвесторов. Для предпринимателей в сфере реализации пищевой и промышленной продукции собственного производства очень важным является обеспечение равных возможностей в конкуренции с крупными торговыми сетями путем создания определенных преференций со стороны местных властей.
— Достаточна ли на сегодняшний день господдержка региональной промышленности?
— На сегодняшний день мер поддержки региональной промышленности достаточно много, но — как показывает практика предприятий, подающих заявки на их получение, — процесс достаточно сложен из-за значительного пакета требований к получателю таких преференций. Нужно совершенствовать механизм получения помощи, максимально упрощая доступ к ней, сокращая объем предоставляемых документов, уменьшая количество бюрократических процедур и согласований, предоставлять меры поддержки более широкому кругу нуждающихся в них предприятий.
Регионы и федеральный центр
— Для любого региона взаимоотношения с федеральным центром и его «казной» являются важнейшим вопросом. Помощи в каких проектах Псковская область сегодня хотела бы добиться от федерального центра? И есть ли надежда на такую помощь?
— Мы всегда выступаем за активное сотрудничество с федеральным центром в вопросах создания и развития особых экономических зон, кластеров и технопарков и стараемся использовать в этом деле всю палитру мер поддержки, предусмотренных государством. Например, это подтверждается нашей деятельностью по созданию и функционированию ОЭЗ «Моглино» — территории для реализации инвестиционных проектов, наделенной специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30-40% ниже общероссийских показателей.
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Моглино» была создана в соответствии с Постановлением №729 правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 года на территории Псковского района Псковской области.
Инициатива её создания исходила от Андрея Анатольевича Турчака, тогдашнего губернатора области, а ныне секретаря Генерального совета партии «Единая Россия». Он стоял у истоков создания кластеров (технопарков, особых экономических зон) как новых форм хозяйственных объединений и как никто другой разбирается в механизмах их работы. Можно сказать, Андрей Анатольевич заложил в ОЭЗ «Моглино» те незыблемые основы, которые и на сегодняшний день способствуют достижению высоких экономических показателей и дальнейшему интенсивному развитию этой передовой конгломерации.
Теперь Андрей Анатольевич — одно из высших должностных лиц федерального уровня, обладатель уникального опыта и наивысшей квалификации, эксперт при принятии важнейших государственных решений и законодательных изменений по кластерной тематике — держит в зоне своего внимания и заботится о развитии кластеров (технопарков, ОЭЗ) в общероссийских масштабах. Несмотря на свою занятость, Турчак по-прежнему продолжает уделять большое внимание нашему региону и своему «детищу» — ОЭЗ «Моглино».
Создание и функционирование Псковского электротехнического кластера также было бы невозможным без федеральных мер поддержки, установленных для таких образований. В декабре 2018 года, выступая на сессии Псковского областного Собрания с традиционным бюджетным посланием к депутатам регионального парламента, губернатор Псковской области Михаил Ведерников отметил:
«Сейчас скорость развития Псковской области во многом зависит от решений федерального центра и уровня оказываемой с его стороны поддержки. Наверное, одной из самых важных наших побед стала договоренность с правительством Российской Федерации об изменении минимального уровня софинансирования со стороны области при участии в федеральных программах. Мы добились введения льготного режима софинансирования в размере 1%, что в значительной степени расширяет наши возможности по участию в госпрограммах и привлечению новых средств в регион».
Как привлечь инвестора?
— На ваш взгляд: что в самую первую очередь должны делать региональные власти для привлечения новых инвесторов? Решение каких проблем тут является первоочередным? И насколько успешно эти первоочередные проблемы решают в Псковской области?
— Как я уже говорил: в последнее время появилось большое количество инструментов, которые помогают регионам предпринимать максимальные усилия по привлечению инвестиций. Имеется закон, в рамках которого регионы наделяются полномочиями снижать региональную часть налога на прибыль до 10%. Введен в работу так называемый специальный инвестиционный контракт, являющийся системообразующей вехой в развитии инвестиционного климата. Предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по рублевым и валютным кредитам на реализацию инвестпроектов. Инвесторы могут претендовать и на получение инженерных субсидий.
Одним из наиболее интересных и эффективных способов привлечения инвестиций в регионы стало создание особых экономических зон (ОЭЗ) или аналога — территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР). Эти инструменты не просто позволяют получить готовую основную инфраструктуру по льготным ставкам; налоговые, таможенные и амортизационные льготы, но способствуют существенному снижению административных барьеров.
Организации новых инвестиций в регион должны способствовать и индустриальные парки. Кроме того, существует большое количество институтов развития, которые помогают с гарантиями, финансированием или лизингом. В частности, Региональный фонд развития промышленности (РФРП), Фонд развития и финансирования предпринимательства, Региональная лизинговая компания, гарантийные фонды, а также группа Российского экспортного центра.
На мой взгляд, первоочередной задачей в деле привлечения инвесторов в регион должна стать широкая работа по доведению до них четкой и понятной информации об имеющихся инвестиционных площадках (ОЭЗ, ТОСЭР, технопарки, кластеры), о наличии в них инструментов господдержки и специальных условий. Для решения этих задач создан Инвестиционный портал Псковской области, на котором в качестве основного проводника по инвестиционной сфере Псковской области представлено Агентство инвестиционного развития области. На его базе создан также Государственный фонд развития промышленности Псковской области. В рамках поддержки промышленных предприятий производится заемное финансирование проектов, реализуемых по приоритетным направлениям российской промышленности, на производство новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим или экспортным потенциалом.
Насколько успешно решаются проблемы по привлечению новых инвесторов в Псковской области — покажет время, но на сегодняшний день у меня есть вполне взвешенное мнение, что этот процесс идет планомерно и с хорошими промежуточными результатами.
Законодательство и инвестклимат
— Какие из законопроектов, находящихся сегодня в работе в Государственной Думе, на ваш взгляд, сильнее всего повлияют на деловой климат?
— Как вы знаете, в январе этого года правительство утвердило план по трансформации делового климата. Его цель — упростить ведение бизнеса в разных сферах экономики. Всего затрагиваются 12 направлений. План долгосрочный, и для его реализации предстоит еще многое сделать. На мой взгляд, всё, что делается в законодательной сфере для улучшения ситуации по этим направлениям, способствует улучшению делового климата в России. Сейчас в Госдуме находится достаточно большой пакет законов и изменений к ним, способствующий снижению бюрократических барьеров, упрощению процедур, ускорению проведения положенных по закону мероприятий, сокращению временных интервалов и нормативов по вышеуказанным позициям, что в итоге ведет к изменению делового климата в лучшую сторону. Очень большая работа в Госдуме ведется сейчас по изменениям в Закон 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Думаю, большое значение для улучшения делового климата будут иметь изменения в закон «О промышленной политике в РФ» в отношении регулирования специальных инвестиционных контрактов (СПИКов), рекомендованных Комитетом Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Законопроект, внесенный правительством РФ, направлен на совершенствование механизма СПИКов в целях развития высокотехнологичного производства и стимулирования импортозамещения. В частности, уточняется предмет СПИКа, вводится конкурсный отбор участников специнвестконтракта и увеличивается предельный срок действия такого контракта.
Беседовал Константин Фрумкин
Интервью подготовлено в партнерстве с Ассоциацией кластеров и технопарков России.