Интервью, Право, Финансы

Анатолий Аксаков: Что нужно для цифровизации банков

Что необходимо российскому банковскому сектору для полноценного участия в цифровой экономике? Об этом «Инвест-Форсайт» беседует с Анатолием Аксаковым — депутатом Государственной думы и председателем Совета Ассоциации банков «Россия».

Сергей Пятаков / РИА Новости

— С какими базовыми показателями российский банковский сектор подошел к эпохе цифровой экономики? Что сегодня уже сделано и применяется?  

— Бытует мнение, что мы отстали в технологиях. На самом деле, в том, что касается цифровых технологий, Россия сейчас находится на передовых позициях. На сегодня, например, Apple Pay используется российскими банками больше, чем в той же Америке, где Apple Pay, собственно, и был изобретен.

Корпорация МСП недавно реализовала проект, связанный с бизнес-навигатором. Теперь любой гражданин России более чем в ста городах может открыть страничку, назвать улицу, где хотел бы вести бизнес, и там сразу же появится информация, какое направление лучше развивать, всплывет бизнес-план, который позволит реализовать это направление, и даже получится присмотреть банк, куда можно обратиться, чтобы получить кредит и реализовать бизнес-идею. Этим проектом уже заинтересовались за рубежом.

А российский банк «Тинькофф», обслуживающий 7 миллионов клиентов из одного офиса, — самый большой онлайн-банк в мире.

За последние годы сделано многое: появилась национальная платежная карта МИР, развиваются бюро кредитных историй, банки получили пусть еще не полноценный, но все-таки доступ к информации о клиентах из государственных информационных систем, многократно ускорены расчеты через платежную систему Банка России, появилась возможность практически мгновенных переводов с карты на карту. Создана Ассоциация ФинТех, задачей которой является проработка новаций в области внедрения современных финансовых технологий, Банком России в рамках «регуляторных песочниц» реализуется ряд проектов, по итогам которых возможно появление новаций в области платежей, оформления договорных отношений, развития дистанционных каналов банковского обслуживания.

Так, ЦБ совместно с участниками финансового рынка создал национальную блокчейн-платформу «Мастерчейн» (инструмент взаимодействия между участниками финрынка, использующий технологию распределенных реестров). Она позволяет проводить платежи в режиме онлайн, оперативно подтверждать актуальность данных, а также быстро создавать финансовые сервисы. Все проекты на платформе «Мастерчейн» разрабатываются для оптимизации экономических затрат, для предотвращения киберпреступлений, для минимизации бумажного документооборота и создания надежной доверенной среды финансового рынка России.

Российские банки уже летом 2018 года запустят систему удаленной идентификации клиентов. Клиенты смогут открывать счета и вклады, делать переводы и получать кредиты в любом банке через интернет. Закон, в котором прописан этот механизм, в конце прошлого года подписан президентом.

Необходимо также отметить, что сейчас сами клиенты банков далеко не всегда достаточно готовы к цифровизации — так, например, снятие с банковских карт пока удерживает доминирующие позиции по сравнению с остальными операциями. Связано это как с уровнем финансовой грамотности и, как следствие, недоверием к использованию инструмента, так и с невозможностью расплатиться безналом в небольших магазинах.

— Что необходимо сделать для полноценного участия банков в цифровой экономике? 

— При опросе в 2018 году банки на мировом уровне признали, что основная проблема, которой они должны уделять пристальное внимание при цифровизации, — это кибербезопасность и защита данных.

На следующее по значимости место финансовые организации поставили развитие кадров и поиск талантов. Цифровая трансформация финансов требует абсолютно новых кадров. И наша задача как государства вкладываться в новые образовательные программы, создавать площадки, где молодые люди и люди, которые хотят получить переквалификацию, имеют возможность получить новую профессию. Необходимо совершенствовать систему образования, которая могла бы обеспечить цифровую экономику грамотными кадрами, востребованными рынком. Важно, чтобы у людей появилась мотивация осваивать новые направления, которые востребованы цифровой экономикой. К этому нужно привлекать и работодателей. Им самим выгодно, если сотрудники будут развиваться, получать дополнительные знания. А крупные банки, в том числе с государственным участием, могли бы создавать обучающие сервисы, курсы.

Другое важное направление — развитие цифровой инфраструктуры. Это не только пять ключевых государственных платформ: три существующих (идентификационная, платформа для обмена данными, единая государственная витрина в интернете) и две новые, гособлако и геоданные. Это, конечно, и новые сети передачи данных. К 2019 году ожидается определение стандартов в глобальном смысле сетей поколения 5G. В информационной инфраструктуре многое предстоит сделать с точки зрения развития широкополосного доступа, обеспечения цифрового равенства. При реализации новаций мы должны иметь в виду, что в России относительно низкие показатели доступности интернета — 70%, тогда как в европейских странах такое проникновение приближается к 90%. Поэтому для внедрения новых финансовых технологий необходимо сконцентрироваться на мерах по расширению доступности интернета.

Большое направление — формирование исследовательских компетенций и технологических заделов. Выбрано более 300 компаний, которые представляют большой пул наработок в таких сферах, как нейротехнологии и искусственный интеллект, кибернетические интерфейсы, квантовые технологии, квантовый компьютинг, технологии виртуальной и дополненной реальности.

Одно из ключевых направлений — большие данные. Здесь, мы видим, уже есть проблемы, уже есть судебные иски, когда некоторые компании, используя анализ больших данных, начали продавать так называемую пользовательскую информацию, которую оценили как персональные данные.

Помимо ускорения реализации уже начатого и активно реализуемого, о котором я говорил выше, необходим полный переход на электронный документооборот и электронные сервисы во взаимоотношениях с госорганами и Банком России. Это обеспечит снижение расходов на поддержание текущей деятельности не только банков, но и всех организаций, на архивное хранение бумажных документов, позволит повысить сохранность и неизменность документов, подлежащих длительному хранению.

— Нужна ли здесь дополнительная законодательная «подложка», и если да, то какая? 

— Все эти вопросы не могут быть оперативно решены без соответствующего законодательного обеспечения. Планом мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривается принятие более 50 законов по разным вопросам цифровой экономики, из них более 20 касаются финансовой сферы. На днях группой депутатов в Государственную Думу были внесены первые два законопроекта: «О цифровых финансовых активах» и «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». Они направлены на регулирование отношений, возникающих при использовании цифровых технологий, активов, инструментов, в том числе в инвестиционном процессе. Оба законопроекта направлены на активизацию использования современных цифровых технологий для стимулирования инвестиций в различные проекты, прежде всего венчурных и технологичных, проекты малого бизнеса, стартапы.

Они легализуют процедуру ICO для упрощённого привлечения инвестиций на основе краудфандинга, при этом обеспечивают защиту инвесторов от действий недобросовестных участников и мошенников, использования пирамидальных схем.

В весеннюю сессию нам также предстоит рассмотреть блок законов, связанный с антимонопольным законодательством, закрепление информации в качестве объекта гражданских прав. Необходимо как можно быстрее законодательно закрепить возможность цифровой отчетности, цифрового хранения, архивирования деловой и иной информации, в том числе во взаимоотношениях бизнеса и власти.

Предстоит установить также режим определения автоматизированных самоисполняемых сделок, смарт-контрактов, возможности заключения отдельных видов гражданско-правовых договоров.

Большой блок касается регулирования работы с данными: режимов обработки, агрегации, дезагрегации пользовательских и персональных данных. Необходимо четко прописать, что относится к персональным данным, а что к пользовательским, права и обязанности соответствующих институтов, которые работают на этом рынке.

Нам требуется национальный стандарт при работе с большими данными, который регламентирует формирование и обработку соответствующих массивов информации, но при этом необходимо, чтобы была технологическая нейтральность, чтобы регулирование больших данных не сдерживало развитие направления. Очень важно, чтобы мы гибко подошли к регулированию, позволяя бизнесу постоянно находить новые решения при работе с большими данными.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья