ENG
Перейти в Дзен
В мире, Интервью

Андрей Прохорович: С наскока в Китае ничего не получится

На долю Китая сегодня приходится около четверти всех единорогов мира. Ничего удивительного, ведь именно инвесторы Поднебесной тратят все больше денег на вложения в прорывные технологические проекты — так, именно из Китая родом самый дорогой стартап мира, компания Bytedance, работающая в области искусственного интеллекта. Могут ли технологичные проекты из России претендовать на свой кусок китайского венчурного пирога, какие барьеры предстоит преодолеть на данном пути и, главное, откуда черпать информацию о китайском рынке, рассказывает Андрей Прохорович, генеральный директор Eurasia Development Ltd — консалтинговой компании, осуществляющей трансфер технологий между Россией и КНР.

Андрей Прохорович: С наскока в Китае ничего не получится

Жажда технологий

Андрей, долгое время Китай воспринимался tech-стартапами как производственная база. Это справедливо сегодня? 

— Китай уже давно намного больше, чем просто производственная база. Что нужно любому стартапу? Это клиенты (т.е. здесь есть рынок и охват) и финансы (инвестиции и платежи от тех же клиентов). И то, и другое Китай может дать. Добавим к этому жажду (спрос) к новым технологиям внутри Китая, причем как со стороны государства, так и со стороны простых потребителей. Сегодня Китай одновременно и производственная база с суперинфраструктурой, и колоссальный рынок с постоянно увеличивающимся средним классом. По прогнозу McKinsey, к 2022 году 76% городского населения КНР будет составлять средний класс. При текущем уровне урбанизации в 58% средний класс превысит 620 миллионов человек — это почти вдвое больше населения США. То есть Китай уже давно намного больше, чем просто производственная база.

Помимо растущего спроса, чем еще интересен рынок?

— Для ряда технологических областей (практически всего, что связано с «железом», начиная от дронов и гаджетов и заканчивая оборудованием во всех технологических областях) это еще и плацдарм для международной экспансии. И, конечно же, деньги. Если говорить языком цифр, Китай — это второй крупнейший венчурный рынок мира. По итогу 2018 г. в китайские стартапы (только на территории материкового Китая) инвестировано более $111 миллиардов.

В Китае есть спрос, рынок и даже деньги. Чего точно не стоит искать в Китае, чего не ждать?

— «Их полтора миллиарда — пусть каждый купит по одному гаджету или скачает приложение». Это заблуждение №1. Да, рынок большой, но сегментация и конкуренция здесь также очень высокие. Заблуждение №2. «Нас там ждут». Все страны мира сейчас стремятся выйти на китайский рынок. Если у вас 10 конкурентов на локальном рынке, умножайте это число на 220, думая про Китай. Не говоря уже про местных китайских игроков.

За идеями сегодня стоит идти в Китай? Или это вторичный рынок? 

— В Китае можно черпать идеи. Китай — суперконкурентный рынок; в этом горячем котле постоянно рождаются новые бизнес-модели. Например, российская компания «Бери заряд» взяла идею именно из Китая. Сегодня прослеживается четкая тенденция — западные компании копируют китайские решения. Те же Google и Facebook уже скопировали и внедрили китайские идеи и модели от Bytedance. Данный тренд будет только расти.

Самые значимые технологические прорывы, по вашему мнению, которые сегодня есть в Китае? 

— C точки зрения коммерциализации и монетизации Китай накрыло табуном новых единорогов. Только за 2018 год на территории материкового Китая появились 97 новых стартапов с капитализацией более $1 млрд. В США их появилось 54 за тот же период. Более всего единорогов появилось в индустриях Health&MedTech, PropTech, в автомобилестроении, AI, e-commerce, New Retail и даже логистике.

Но со стратегической точки зрения меня впечатляют прорывы и результаты, которых добивается Китай в области изменения генома человека. Я слежу за этим движением в Китае с начала 2016 г. Сама технология CRISPR Cas9 была создана группой ученых из США и Южной Кореи в 2012 г., Китай подключился к экспериментам в 2013-м и тут же вырвался вперёд. В 2014 году китайцы проводят успешные опыты на овцах, обезьянах и козах, а в 2015-м начинают эксперименты над эмбрионами человека. Один из мощнейших промежуточных итогов — это CRISRP-дети, рожденные в ноябре 2018 г. Какие последствия это будет иметь, можно представить только в футурологическом прогнозе.

Поднебесные правила игры

Не столь многим компаниям из России удается покорить рынок Поднебесной, почему? 

— Для успешных кейсов необходимо большое количество компаний, попыток входа и интеграций, которых пока не так много. Для сравнения: американские, японские и европейские компании уже более 30 лет работают в Китае. У них выработан инструментарий, методология, есть четкое понимание схемы работы. Российские игроки в основном идут наобум, не изучая рынок, законодательство, потребности, технологический уровень конкурентов. Отчасти это связано с постсоветской ментальностью — в России и СНГ не любят платить за профессиональную информацию, анализ, маркетинг.

Какие общие трудности ждут проекты при выходе в Китай?

— Традиционно одной из главных трудностей принято считать нехватку информации о рынке, а также культурные и языковые сложности. Однако столкнуться предстоит не только с ними. Например, стоит учитывать, что Китай находится вне мировой интернет-экосистемы. Здесь работают иные маркетинговые каналы, иначе работает GR, другие правила игры вообще и в каждой отдельной индустрии — все это нужно не просто знать: в это нужно глубоко погружаться, причем ещё до выхода на рынок. С наскока тут ничего не получится. Свою роль играют нехватка административной и консультативной поддержки, недостаток информации об организации бизнеса, а также недостаточный уровень финансовой поддержки. Так что всем, кто задумывается о выходе в Китай, стоит быть готовым к этим вызовам.

Eurasia Development с какими из барьеров помогает справляться?

— Прежде всего речь идет о комплексном подходе по разработке стратегии выхода на китайский рынок. Последний включает анализ рынка и законодательства, патентную разведку, защиту интеллектуальной собственности и транснациональный трансфер технологии. Еще одна составляющая — экспертная поддержка китайских специалистов высокого уровня (управляющие фондов, главы компаний-единорогов, чиновники и научные круги) и, конечно же, привлечение инвестиций. Мы имеем доступ к VC/стартап-экосистеме КНР, а также закрытым источникам информации, что позволяет просчитать все варианты развития, минимизировать риски и многократно увеличить шансы на успех при выходе в Китай. Мы знакомим с рынком и правильными людьми, прокладываем дорогу с указанием подъёмов, спусков и крутых поворотов, а идти по ней или нет — выбор за вами.

— «Додо Пицца» компания помогала выходить на рынок? 

— В 2016 г. сеть «Додо Пицца» открыла пиццерию в городе Яньтай (провинция Шаньдун). Сразу было понятно, что предстоит решить множество сложных задач. Совместно с Eurasia Development Limited компания провела исследование рынка, была подготовлена дорожная карта. Сформировали и русско-китайскую команду — понадобилась адаптация ИТ-системы, перевод документации, подключение и локализация на китайских серверах Dodo IS, решения требовали вопросы с оплатами через различные платежные системы. Но после попытки запуска пиццерии классического формата в Китае компанией было принято решение полностью изменить традиционную «западную» модель. В 2018 году появилась «пиццерии будущего» — в заведении нет касс, а оплата производится через приложение в WeChat. Для скорости выполнения заказа (сейчас это 3–4 минуты) используется специальная «предвыпеченная» по итальянской технологии основа. Тесто изготавливается вне пиццерии, что позволило экономить на площади кухни и выбирать более дорогие и выгодные локации. Адаптировали и меню (появились новые вкусы, например угорь с сыром тофу и утка с мандаринами).

Гид по инвестициям

Нужны ли стране инвестиции из-за рубежа, в том числе из России?

— Любая страна, любая экономика (даже такие, как США и КНР) заинтересованы в инвестициях. Поэтому инвестиции из любой страны, включая Россию, здесь приветствуются. Но умные инвестиции приветствуются и поощряются вдвойне. Человеческий капитал, капитал талантов, капитал интеллектуальный — высоко востребованные «инвестиции».

— Каких инвесторов здесь ждут? Кто в принципе может инвестировать в китайские проекты?

— Любые инвесторы хороши; вопрос лишь в том, хватит ли у иностранных инвесторов ресурсов для работы на китайском рынке, есть ли четкое понимание рынка, связи, правильные люди и выработанная стратегия. На наш взгляд, перспективы очень большие, следовательно, это выгодно. Мы (Eurasia Development Limited) идём в сторону создания в КНР венчурного фонда, поскольку понимаем рынок, его потребности и какую ценность мы можем принести всем участникам процесса (инвесторам, компаниям/стартапам, покупателям). Кстати, стоит обратить внимание, что в китайские стартапы инвестируют не только китайские фонды, а фонды со всего мира, и активность США это четко доказывает.

В какие ниши, отрасли в Китае стоит инвестировать? 

— В Китае существует лист запрещенных и ограниченных видов иностранных инвестиций, а правила для всех иностранных компаний едины. Поэтому инвестиции из РФ допустят ровно туда же, куда допустят инвестиции из Израиля, США, Японии или Германии. Наиболее востребованными сферами, куда стоит вкладывать инвестиции в Китае, сегодня являются: AgriTech, BioTech, EcoTech, AI&BigData, New Energy, NewMaterials, e-commerce&NewRetail, Robotics, Microprocessor, Microelectronics&microchips.

Чтобы детально изучить отрасли для инвестиций, стоит обратиться к профессиональным консалтинговым организациям, которые владеют списками поощряемых видов иностранных инвестиций. В 2019 г. он, кстати, существенно обновился. Но данный вопрос не так прост, как кажется. Зачастую разрешенные и поощряемые виды иностранных инвестиций могут превратиться в ограниченные или, хуже того, запрещенные, например на этапе получения какой-либо специальной лицензии. Поэтому очень важна грамотная юридическая и законодательная проработка, которая будет включена в стратегию развития компании в КНР.

Русский TechNode может быть полезен инвесторам и стартап-проектам?

— TechNode выступает своего рода мостом для импорта информации о закрытом китайском рынке. Более того, его запуск как раз и был обусловлен необходимостью решить эту задачу. Я начал попытки трансфера технологий между Россией и Китаем ещё в 2003 г. (и лишь в 2012 г. под это была создана компания (ED) с пониманием вектора движения и комплексом услуг), но на подобные идеи в России реагировали тогда крайне негативно. Уже тогда мы чётко понимали, что причина всему — банальный страх, порождённый незнанием, непониманием рынка, правил игры. Устранить его было возможно, лишь регулярно информируя российских игроков, что же реально происходит в Китае. Сначала мы создали страницы в Facebook, потом корпоративный блог, в итоге пришли к профессиональному медиа. Сегодня на страницах издания размещаются переведенные с китайских источников и собственные материалы, некоторые из которых можно найти только на китайском языке. С одной стороны, TechNode — это эффективный способ рассказать миру о технологиях и стартап-экосистеме в Китае. С другой — мощнейшая экосистема: холдинг включает шесть бизнес-единиц, помимо медиа, это корпоративные инновационные услуги (TN Inno), брендинг и услуги организации мероприятий (TN Events), база данных экосистемы стартапов (TN Data), финансовые услуги и венчурный капитал (TN VC). TechNode также является эксклюзивным партнером TechCrunch в Китае.

Кстати, а проекты из России могут рассчитывать на китайские инвестиции? 

— Безусловно, китайским компаниям интересны российские технологии. Официально мы начали заниматься трансфером технологий с Китаем в 2012 году, уже тогда был спрос на наши разработки, вот только в России мало кто с нами хотел разговаривать — все боялись и не понимали Китай. Стойкий стереотип — «скопируют/ украдут» — устойчив до сих пор, хотя градус страха и непонимания значительно снизился.

Но рассчитывать на китайские инвестиции в высокотехнологические проекты, которые де-факто и де-юре остаются в России, не стоит. Россия — страна повышенных рисков (валютные, бизнес-, непрозрачные правила игры). Если китайцы инвестировали в стартап в США или Израиле, а проект прогорел, то это произошло по понятным причинам: маркетинг, технология, команда, конкуренция. В России же ситуацию сложно просчитать, поэтому в Россию инвестиции практически не заходят. Другое дело, если вы сами идете в Китай, тут шанс привлечь инвестиции гораздо выше.

Беседовала Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья