ENG
В мире, Стартапы

Апгрейд супермаркета: новые тренды в ритейле

COVID-19 встряхнул мир розничной торговли. Во время пандемии ритейлу пришлось выйти из зоны комфорта. Последствия пандемии, скорее всего, сохранятся в ближайшие годы. Поэтому многие европейские и американские бренды взяли курс на бесконтактное обслуживание и персонализированный маркетинг, который сосредоточен на построении отношений с клиентом, а не на продвижении товаров. Бесконтактные «супермаркеты», индивидуальные рекламные предложения, сокращение пищевых отходов и «живые» продажи — будущее ритейла обещает быть очень интересным. 

Художник: Юрий Аратовский
Художник: Юрий Аратовский

Бесконтактный «супермаркет»

Каждому европейцу знакома ситуация, когда вечером закончилось молоко, а супермаркет рядом с домом уже закрыт. Основатели немецкого стартапа Smark Филипп Хоенинг (Philipp Hoening) и Макс Иттерманн (Max Ittermann) придумали, как решить эту проблему. В 2016 году они представили на рынке автоматизированную круглосуточную «станцию» без продавца и кассира — smarkBox. Заказать товары в таком «супермаркете» можно в приложении на смартфоне или через встроенный сенсорный экран. SmarkBox упакует заказ всего за минуту! Во время сборки роботизированная система также проверит срок годности продуктов. В ассортименте «станции» представлено свыше сотни товаров — от молока до пельменей, но предпочтение отдается местным фермерским продуктам.

Фото: сайт компании Smark

«Экологически чистая еда должна быть в более быстром доступе, чем другая», — описывает философию проекта Филипп Хоенинг.

Он и Макс Иттерманн знакомы со студенчества. Оба учились в Технологическом институте Карлсруэ. Идея smarkBox пришла им на последнем курсе — в 2014 году. Через три года стартаперы установили первую шопинг-станцию в Штутгарте. В 2019-м smarkBox открылся в Дитиконе (Швейцария). В этом году коронавирус ускорил рост проекта. Спрос на smarkBox, по словам Хоенинга, значительно вырос.

«Все покупки — от заказа до получения — совершаются бесконтактным способом», — поясняет он.

В период пандемии немецкий стартап привлек внимание не только ритейлеров. Месяц назад Campo и Mutschler Ventures вложили в компанию €3,1 млн.

Точный расчёт

«Оптимизация производства» уже давно стала трендом в инвестиционной сфере. Венчурный капитал активно вкладывается в стартапы, которые борются с сокращением пищевых отходов. Примерно треть продуктов питания, по данным ООН, каждый год попадает на свалку.

«Мы часто видим пустые полки магазинов, в то время как еда отправляется на свалку. Этот парадокс — результат того, что тысячи продуктовых компаний зависят от устаревшей разрозненной инфраструктуры. Недавняя пандемия только ускорила необходимость модернизации отрасли. Ее нужно сделать открытой, гибкой и совместной», — считает сооснователь нью-йоркского стартапа Crisp Аре Траасдаль (Are Traasdahl).

У него богатое предпринимательское прошлое: запуск цифрового развлекательного сервиса Thumbplay (сейчас iHeart Media), который в 2011 году купила Clear Channel.

Фото: сайт компании Crisp

В 2016 году он вместе со своим бизнес-партнером Дагом Лиодденом (Dag Liodden) продал за $360 млн другой свой проект — маркетинговую компанию Tapad. В том же году партнеры запустили открытую платформу данных Crisp. Ее задача — дать магазинам и продуктовым компаниям гораздо более точную картину покупательского спроса в течение следующего дня, недели, месяца или года.

Эта платформа основана на модели «программное обеспечение как сервис» (SaaS) — компания создает ПО, которое клиенты могут самостоятельно использовать. Доступ продается по подписке (пробный период и базовый пакет бесплатные — ред.). Crisp собирает данные со всех участников пищевой цепочки — поставщиков, производителей, дистрибьюторов и розничных продавцов. Все данные перепроверяются на несколько раз. При построении прогноза спроса учитываются разные факторы — сезонность, цены, маркетинговые кампании и даже погода.

«Crisp, по сути, рекомендует действия, которые приведут к меньшему количеству отходов и большей прибыли», — добавляет Аре Траасдаль.

Бета-версия Crisp вышла прошлой осенью. Производитель йогуртов Nounós Creamery вошел в тридцатку первых компаний, использующих платформу. Результаты оказались впечатляющими — холдингу удалось избежать перепроизводства и сократить расходы на 40%. С началом пандемии, утверждают в Crisp, число пользователей платформы увеличилось на 80%. Однако венчурный капитал поддерживал проект с момента основания — за четыре года Crisp получил $26 млн. Но в стартапе считают, что это только начало.

Видеошоппинг

Нью-йоркская предпринимательница Даниэль Ли (Danielle Li) уверена, что традиционные каналы продаж скоро уйдут в прошлое. «Живой» шоппинг — вот двигатель розничной торговли. Пандемия показала: покупки в прямом эфире дают потребителям то, в чем они нуждаются прямо сейчас — развлечение и чувство общности. Даниэль Ли начала работать над своим приложением Popshop Live раньше, чем Google, который недавно запустил аналогичный проект Shoploop, но гораздо позже, чем китайская Alibaba. По данным исследовательской компании iiMedia Research, число зрителей шопинг-трансляций в Поднебесной выросло на 10,6% в 2019 году — до 504 млн человек (!).

До того как запустить Popshop Live в 2018 году, девушка пыталась поднять на ноги другой свой проект — WilliamsburgLab. Он просуществовал больше года и закрылся. Popshop Live развивался семимильными шагами. С момента основания эта платформа потокового видео работала в полускрытом режиме: покупателям и продавцам нужно было получить приглашение и пароль для участия. Как проходят трансляции на Popshop Live? В прямом эфире ведущий (блогер или представитель магазина) рассказывает о бренде. Затем он примеряет одежду или, если это косметика, делает make-up. Зрители могут в любой момент трансляции пройти по ссылке и совершить покупку.

Фото: сайт компании Popshop Live

Для ведения прямых эфиров на Popshop Live есть все необходимые инструменты — геймификация, готовые шаблоны, фильтры и т.п. Приложение также обрабатывает платежи и предоставляет продавцам возможность отслеживать заказы для покупателей. До этого года Popshop Live активно пользовался малый и средний бизнес. На платформе продавались в основном нестандартные товары: японские аниме-фигуры, винтажная одежда, предметы коллекционирования и т.д. Так, магазин Japan LA, к примеру, продал за один эфир товаров на сумму $17 тыс.

В пандемию успех мелких продавцов заинтересовал крупных розничных игроков. Венчурный капитал вложил в стартап $3 млн. В общей сложности Popshop Live привлек $4,5 млн. Прямая трансляция, считает Даниэль Ли, может стать:

«Инструментом, который выравнивает игровое поле между корпоративными брендами и малым и средним бизнесом».

«Живые» продажи помогают небольшим магазинам рассказывать свои истории без крупных маркетинговых затрат. Предпринимательница предвидит день, когда появится новый рынок, «который позволит продавцам всех размеров и типов создавать свои собственные впечатления от покупок в режиме реального времени».

Наблюдай и властвуй

Швейцарский стартап Advertima обещает кардинально модернизировать ритейл. Компания разработала программное обеспечение, которое анализирует поведение человека в магазине. Платформа использует искусственный интеллект и 3D-зрение. Всю информацию она берет с датчиков, видеокамер и микрофонов. В Advertima утверждают, что в процессе анализа не используют распознавание лиц: программа собирает «минимальные анонимные данные». Система определяет пол покупателя, его возраст, настроение, движения и даже стиль одежды. Затем упорядоченные данные передаются ритейлерам, которые меняют «умное» пространство магазина под клиента — от выкладки товара на полках до рекламы.

«Наше видение — это мир, в котором люди сталкиваются только с информацией, которая им важна», — говорит основатель проекта Иман Нахви (Iman Nahvi).

Фото: сайт компании Advertima

Родители перевезли его из Ирана в Швейцарию, когда ему было 9 лет. Нахви получил степень магистра в области предпринимательства в Университете Санкт-Галлена. Он начал заниматься бизнесом еще в студенчестве. В его портфолио — два цифровых агентства, Digital Delight и Creative Friends, и компания такси. Advertima появилась на свет в 2016 году.

«Это мост между цифровым и физическим пространствами, — объясняет предприниматель концепцию проекта. — Мы предоставляем недостающий слой данных, который нужен розничным продавцам для персонализации покупателя». 

С момента основания стартап собрал $26,1 млн инвестиций. Последние $15 млн из этой суммы он получил во вторую волну коронавируса. Технология Advertima уже используется 14 компаниями в 8 странах мира.

Автор: Ольга Гриневич

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья