Российская компания «НПО СтарЛайн» сумела довести скорость своего беспилотного автомобиля до 60 км/ч. Это очень высокая скорость для беспилотника даже на мировом рынке. Компания пока не собирается увеличивать этот показатель и сосредоточится на совершенствовании алгоритмов управления машиной. Директор направления «Умный автомобиль StarLine» Борис Иванов рассказал, что проект дальше будет развиваться, в том числе и на open source-комьюнити.
Новый беспилотник StarLine
ООО «НПО СтарЛайн» зарегистрирована в Санкт-Петербурге, ее выручка за 2017 г. составила 4,4 млрд руб., прибыль — 354,4 млн руб. Компании уже 30 лет, и сегодня она в равных долях принадлежит Темуру Аминджанову и Сергею Вильскому (данные сервиса Контур.Фокус). Основной бизнес StarLine связан с автомобильной сигнализацией и системами безопасности, а беспилотный автомобиль — это перспективный проект компании, который она развивает за счет собственных средств, не привлекая внешних инвесторов. Сколько стоит проект, компания не раскрывает, но речь идет о сумме в несколько миллионов долларов.
Система управления, разработанная в StarLine, установлена на автомобиле Škoda. Машина сама едет по заданному маршруту, «видит» разметку, светофоры и дорожные знаки, распознает и объезжает препятствия, пропускает пешеходов и выполняет различные маневры. Это происходит за счет камер, радаров и дополнительно установленного лидара, которые позволяют беспилотнику распознавать объекты перед собой в диапазоне до 180 градусов. Радар может собирать данные в дождь, в снег, а лидар не может. Зато радар не очень хорошо видит статику: он не «понимает», стоит или двигается объект, это может сделать лидар. Это совершенно разные датчики, информация с которых позволяет «умному» автомобилю работать во всех условиях. Радары достаточно устойчивы и информативны: они позволяют «видеть» машине на 100-150 метров, на 45 градусов и разрешение по азимуту цели порядка 2 градусов.
В дальнейшем StarLine собирается установить несколько лидаров для лучшей работы, а также (в некоторых случаях) стереокамеры. Стереокамера, в отличие от обычной камеры, позволяет строить карту глубины и оценивать расстояние до объекта. Вся собранная с датчиков информация собирается и анализируется в центральном вычислителе машины, где составляется карта движения. StarLine работает над тем, чтобы данные составлялись в правильную, безопасную карту движения. На данный момент скорость машины со StarLine ограничена 60 км/ч.
«Мы пока дальше не лезем, нужно досконально освоить эти скорости», — комментирует Борис Иванов.
Как беспилотник принимает решения?
Глобальный планировщик движения — это навигатор, он дает точки, по которым нужно проехать машине. Навигаторы, разработанные, например, компанией «Яндекс», уже встраиваются в бортовые компьютеры автомобилей, реализуемых на рынке РФ. Но навигатор не имеет никакой информации по ситуации на дороге: где автомобиль находится, где ограждения, где идут пешеходы и пр. Это задача локального планировщика, который получает информацию от датчиков — с камер, радаров и лидара, воспринимает окружающую обстановку, распознает, классифицирует препятствия, имеет информацию о карте, где беспилотник находится, то есть просто перепрокладывает маршрут. Локальному проектировщику, например, нужно решать такие задачи: есть препятствие — объезжай его слева, если слева дороги нет — объезжай справа, если справа дороги нет — стой; задачи берутся из базы типовых решений.
Алгоритмы распознавания, компьютерное зрение, нейросети StarLine берет из существующих. Но нейросети дают лишь понимание того, что находится перед автомобилем, а вот что с этим дальше делать — задача разработчика беспилотника. Просто на нейросеть, обученную на работе водителя, полагаться опасно. У водителей могут быть не только хорошие, но и опасные навыки и привычки вождения. То есть компании нужно писать алгоритмы движения, которые позволят решать беспилотнику задачи на основе алгоритмов распознавания. И тут есть проблема — как сертифицировать эти алгоритмы, или созданные нейросети. StarLine видит выход в том, чтобы сертифицировать отдельные алгоритмы.
Пример одной из сложнейших задач — «задача вагонетки». В случае неизбежного столкновения с внезапно возникшим пешеходом автомобиль должен объехать человека и врезаться, скажем, в бетонное ограждение, чтобы пожертвовать пассажиром, или машине нужно пожертвовать пешеходом? Если пешеход идет по пешеходному переходу, придется пожертвовать водителем, если нет — пешеходом. Алгоритм поведения беспилотника в этой ситуации не может игнорировать правила движения, но принять такое решение очень сложно. Пока никто из разработчиков умных машин не знает, как решить задачу.
Тесты и новый проект
На фестивале Geek Picnic, который проходил в Москве в Коломенском с 11 по 12 августа, StarLine показала свой беспилотный автомобиль и предложила гостям фестиваля протестировать его. Беспилотник StarLine протестировал и корреспондент журнала «Инвест-Форсайт». Желающих проехаться в беспилотнике было довольно много, и сама поездка заняла всего одну минуту. Она проходила в замкнутом пространстве, без препятствий, на очень низкой скорости — около 10 км/ч. В автомобиле все время находился разработчик на пассажирском кресле для организации и контроля за поездкой. Машина запускалась с компьютера. Но когда StarLine завершит разработку своего продукта «умный автомобиль», то система будет встроена в машину, которая сможет управляться голосом.
StarLine в мае принял участие в тестовом проезде отечественных беспилотников на специально подготовленном участке трассы Новороссийск — Керчь в Краснодарском крае. Тогда в ходе испытаний автомобили смогли развить максимальную скорость — 40 км/ч, проехались по транспортной развязке, продемонстрировали распознавание дорожных знаков, объезд препятствий и торможение. Беспилотник также тестировался в Санкт-Петербурге. Сколько всего километров протестировали, в StarLine не смогли ответить, но «точно больше тысячи км».
В настоящее время StarLine запускает новый проект — разработку беспилотника на open source-комьюнити с привлечением специалистов-энтузиастов.
«У нас очень много задач, open source-комьюнити позволит нам ускориться», — объясняет Иванов.
Все свои разработки команда будет сразу же публиковать. Это обеспечит более быстрое развитие проекта и позволит создать команду, надеются в StarLine. Система управления беспилотным автомобилем StarLine будет внедряться совместно с автопроизводителем. Пока она не готова, и потому договоренностей с конкретными автопроизводителями у StarLine нет. По прогнозам, беспилотники появятся на дорогах в 2025 г.
Стоит отметить, что StarLine — не единственная российская компания, которая разрабатывает беспилотные машины. Сегодня этим занимаются «Яндекс», Cognitive Technologies, КамАз, Volgabus. Но StarLine — в числе компаний, достигших максимальной скорости своего беспилотника.
Автор: Наталья Кузнецова