ENG

Перейти в Дзен
Технологии

По Хамовникам ездят беспилотники

Прототип беспилотного автомобиля, технологию для которого разрабатывает «Яндекс.Такси», совершил успешную поездку в феврале этого года по московскому району Хамовники. Антон Слесарев, разработчик беспилотного «Яндекс.Такси», рассказал на Robotics Forum в «Сколково», как и с какой скоростью ездит беспилотное такси. 

Валерий Мельников / РИА Новости

Как это работает

«Яндекс.Такси» сегодня работает в 298 городах, у сервиса 400 000 водителей. Уже сегодня прототип такого такси ездит со скоростью около 40 км/ч, что является неожиданно хорошим результатом, по мнению экспертов. Однако сколько всего километров пробежал прототип беспилотника, Антон Слесарев не раскрывает.

Как работает беспилотный автомобиль? Машина перемещается из точки А в точку Б по заранее спроектированному маршруту. Камеры, радары, лидар, приёмники GPS/GLONASS и прочие сенсоры, установленные на беспилотном автомобиле, собирают данные, чтобы составить виртуальную карту дороги, по которой он поедет. Эти данные собираются в разное время суток, чтобы получить информацию о разном освещении объектов. Получившаяся карта намного подробнее карт «Яндекса». Все эти устройства делают тысячи изображений на 360 градусов вокруг машины, потом их склеивают в одну 3D-карту. Без этой 3D-карты беспилотный автомобиль просто не поедет.

Оборудование беспилотного автомобиля весьма внушительно. Радар с помощью радиоволн определяет, где находится автомобиль, с какой движется скоростью, а также какие машины находятся рядом. Камеры дают видеокартинку, по ней программа может установить, где находятся другие машины, люди и объекты, выявить границы проезжей части, распознать знаки и разметку. Лидар установлен на крыше автомобиля, крутится и сканирует пространство лазерными излучателями — дальномерами. На основе данных об отражениях лучей составляется трёхмерная карта, с помощью которой вычисляются точные расстояния до тех или иных объектов вокруг машины. Лидар — самый дорогой (около $75 тыс.) и ключевой компонент в беспилотном автомобиле. Сегодня идет настоящая борьба между производителями за то, чтобы сделать лидар более дешевым и надежным, в том числе за счет того, чтобы он не крутился.

Собранные данные заливаются в облако, потом их размечают с помощью сервиса «Яндекс.Толока» (машины помечаются прямоугольниками), потом методом машинного обучения эти данные собирают и загружают в машину.

«Если на пути беспилотника внезапно появилась яма, которой не было, машина остановится и скажет: «Мир не соответствует карте, переходите в этом месте на ручное управление», — говорит Слесарев, — отчасти это касается и разметки, хотя мы будем дальше быстро апдейтить карту. Но если пустой пакет летит в воздухе, мы, наверное, его испугаемся».

Беспилотник «Яндекс.Такси» оснащён мощным графическим процессором Nvidia GeForce GTX, камерой и лидаром фирмы Velodyne. Программное обеспечение, которое заставляет беспилотное такси двигаться, полностью разработано в «Яндексе». Это система распознавания (она распознает объекты на дороге) и нейронные сети, которые собирают данные и позволяют управлять автомобилем и пр.

Сергей Гунеев / РИА Новости

Через 3-7 лет беспилотное «Яндекс.Такси» будет ездить по улицам Москвы. Через десять лет половина машин будет беспилотными, по мнению разработчика «Яндекс.Такси».

«В Хамовниках — завтра», — шутит Слесарев.

Высокая скорость

Первые испытания, которые показал «Яндекс», прошли на закрытой территории, вторые — возле офиса компании в Хамовниках, в феврале после сильного снегопада, когда люди ходили по дороге. В машине находился пилот, но вмешаться в работу беспилотника ему не пришлось: машина полностью справилась с тестовым заданием. В этот день машине удалось ездить со скоростью около 25 км/ч. Антон Слесарев отметил, что водители не делают поправку на то, что рядом едет беспилотник, не проявляют какой-то особой осторожности. На презентации в «Сколково» Слесарев продемонстрировал видео, где беспилотное «Яндекс.Такси» иногда ехало со скоростью 40 км/ч.

Антон Усачев, генеральный директор ООО «Уличные Лазеры» (занимается разработкой лидаров на основе акустооптики для различных приложений, в том числе для беспилотной техники), скептичен по поводу такой скорости.

«В мире сейчас отсутствует действующий прототип лидара, способный обеспечивать безопасное движение по дорогам общего пользования на скорости свыше 10 км/ч».

Системный аналитик Vistgroup Федор Глазырин говорит:

«В «Яндекс.Такси» делают близко к тому, что могут представить Tesla и Google. 95% того, что работает в беспилотном автомобиле, уже сделано, осталось 5%, но эти 5% — то, что составляет надежность. В нормальную погоду на более или менее убранных улицах беспилотники работают хорошо, но чтобы автомобиль ездил, он должен ездить и в снегопаде, при отсутствии разметки, при не очень цивилизованном поведении водителей и пр. Если этого нет, то 95% того, что сделано, имеет очень мало значения».

Роботизация самосвалов

«Яндекс» — не единственная компания в России, которая занимается разработкой беспилотных авто. Российская Cognitive Technologies в апреле преодолела в ходе тестовых испытаний отметку в 1 миллион километров. Интеллектуальная система Cognitive Pilot сумела достичь точности детекции объектов на дороге, близкой к 100%. Многие испытания в режиме автопилота проводились вне России, поскольку российское законодательство не позволяет беспилотным автомобилям выезжать на дороги общего пользования. Глава Cognitive Technologies Ольга Ускова считает, что тесты нужно проводить и дальше, чтобы обеспечить безопасность движения.

Российская Vistgroup создает беспилотный самосвал для перевозки фосфатов в Марокко для OCP Group. Через месяц он начнет работать в нормальном режиме.

«Есть мало водителей, способных управлять таким самосвалом в условиях опасного производства. При этом он стоит несколько миллионов долларов», — пояснил необходимость роботизации самосвала представитель компании.

Ранее Vistgroup сделала беспилотник КамАза.

Как уже сообщал «Инвест-Форсайт», идея беспилотных автомобилей может встречать резкое сопротивление населения, а многие представители бизнеса уверены, что время для беспилотной техники пока не пришло.

Автор: Наталья Кузнецова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья