Катерина Кириллова — директор Moscow Ticketing Forum
У всех театралов еще свежа в памяти история с ажиотажем вокруг балета Кирилла Серебренникова «Нуриев». Поступившие в предварительную продажу 500 билетов, которых, естественно, не хватило для всех желающих, можно было приобрести только лично при предъявлении паспорта. Это яркая иллюстрация к одной из проблем российского рынка событий, от которой «Большой» пытался защитить хотя бы часть зрителей, — билеты на громкие концерты и спектакли сразу же сметаются перекупщиками и выставляются по спекулятивной цене, которая не по карману обычному зрителю.
Наживающиеся на высоком спросе на наиболее значимые мероприятия перекупщики всегда были головной болью организаторов мероприятий не только театрального бизнеса. По оценкам экспертов, не менее 1,2 млрд руб. из вторичного рынка билетов в России (то есть около 60% выручки), размер которого оценивается в 2 млрд руб., достается спекулянтам. Прогнозы еще более шокирующие — ожидается, что в ближайшие год-полтора операций на вторичном рынке станет больше на треть, а их объем достигнет 2 млрд рублей.
В последнее время теневые игроки рынка билетов берут на вооружение все более высокотехнологичные решения — буквально в течение нескольких минут билеты на востребованные события скупаются ботами и сразу же появляются на сторонних сайтах, где продаются в 2-3 раза дороже. К примеру, билеты на концерт Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова памяти Дмитрия Хворостовского кое-где предлагались по заоблачной цене в 150 тысяч рублей.
Попытки изменить ситуацию, чтобы защитить интересы фанатов, не раз предпринимались и крупными билетными операторами, и звездами, такими как Адель, Майли Сайрус, Metallica, AC/DC и многими другими. К примеру, группа HIM, столкнувшись со спекулянтами во время прощального мирового турне в прошлом году, решила продавать именные билеты на последние концерты, где ожидался самый ажиотажный спрос. Однако до поклонников информация дошла далеко не сразу, и многие успели купить билеты с рук или на сторонних ресурсах по завышенной цене. При этом у аккредитованного продавца билеты разлетелись за минуты.
Проблемой билетного рынка являются не только перекупщики. Не менее значимой сложностью остается почти полное отсутствие у организаторов мероприятия данных о своих зрителях, собственной аудитории. К сожалению, сегодня даже легитимные каналы продаж неохотно делятся с организаторами информацией о покупателях билетов. Когда билеты скупают спекулянты, отследить их последующее движение тем более невозможно. Между тем, данные по аудитории — важный актив организатора. Он может прогнозировать успех будущих концертов и постановок, удерживать постоянных зрителей, улучшать и менять репертуар. Анализ данных о покупателях позволяет ввести динамическое ценообразование, которое дает увеличение прибыли.
Ну и, конечно, абсолютно не защищены от мошенничеств посетители мероприятий. Покупая билет на вторичном рынке, они не имеют представления о реальном номинале и происхождении билета, ограничениях на перепродажу, обмен или возврат. Риск наткнуться на фальшивку или билет, проданный сразу нескольким людям, возрастает с распространением сайтов, дублирующих известные онлайн-кассы и кассы театров. Несмотря на усилия Google по сертификации продавцов билетов, двойники остаются в топе поисковой выдачи.
Решением этих крайне острых проблем могла бы стать технология блокчейна. Именно в такой технологии нуждается сегодня билетный рынок, именно она могла бы помочь организаторам вернуть утраченную прибыль, выдавить с рынка перекупщиков и закрыть дорогу мошенникам, повысив эффективность ценообразования и наладить работу с аудиторией.
Блокчейн позволяет превратить билет в цифровой продукт — в смарт-билет с подтверждением транзакций, что сделает мошенничество и спекуляции невозможными. Самоисполняющиеся смарт-контракты, которые используют билетные платформы на основе блокчейна, позволяют управлять правилами продажи, обмена и возврата билета на протяжении всей его жизни до той минуты, как покупатель предъявит его на входе. В смарт-контракте, в частности, можно прописать ограничение наценки при перепродаже (или вообще ее запретить) и процент, который будет получать организатор от реализации билета на вторичном рынке. Это снизит интерес спекулянтов к отрасли и возвратит прибыль организаторам. Кроме того, в блокчейне фиксируются все данные о билете — цена, источник, история перемещений. Покупатели могут быть уверены, что покупают подлинный билет без лишних наценок.
Поскольку все операции с билетом прозрачны, организаторы получают доступ к массиву данных об аудитории. Они могут работать со статистикой и аналитикой, управляя ценообразованием по мере продажи билетов на мероприятие, а также выйти на качественно новый уровень KYC. Очевидно, что с технологией блокчейна организаторам больше не нужно делить билеты на квоты. Они смогут объединить все каналы продаж: открыть доступ к билетам одновременно для всех авторизованных продавцов и параллельно вести продажи на своем сайте, странице в соцсетях и в кассе. Такой подход позволяет повысить эффективность продаж на 15-20%.
Многие проблемы рынка могла бы решить его консолидация, которая позволила бы упорядочить правила игры и добиться прозрачности. Сегодня некоторые крупные игроки пытаются это сделать, однако рынок, скорее всего, будет консолидирован не компаниями, а новым стандартом смарт-билетов.
Что такое стандарт и зачем он нужен? Это библиотека с исходным кодом, воспользоваться которой может любой участник рынка для выпуска билетов нового поколения. Данные, которые должны быть заложены в билетах, одинаковы, в то время как билетные системы работают каждая по-своему. В последнее время было предпринято несколько попыток стандартизировать API для более простой интеграции между игроками рынка.
Очевидно, что бумажные и обычные электронные билеты не в состоянии обеспечить на сто процентов эффективную работу отрасли. С этим могут справиться только высокотехнологичные смарт-билеты, работающие по единому стандарту. Они дадут то, что всем так нужно: защищенность и адекватные цены — покупателям, увеличение прибыли и понимание аудитории — организаторам.