ENG

Перейти в Дзен
Это интересно

Будущее вещей: путь в интернет без экранов

Дэвид Роуз. Будущее вещей. Как сказка и фантастика становятся реальностью. (Enchanted Objects: Design, Human Desire, and the Internet of Things). — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 344 с. ISBN 978-5-91671-843-0

Вы читаете эту статью на мониторе ноутбука или десктопа, со смартфона или с помощью планшета — так или иначе вы используете экраны, которые Дэвид Роуз, автор книги «Будущее вещей», сильно недолюбливает. Начиная рассказ, он сетует на их засилье и на то, что они практически вытеснили любые иные виды взаимодействия с компьютерами. Конечно, связанные с производством и эксплуатацией экранов компании, чей оборот составляет несколько миллиардов долларов, не склонны рассматривать любые альтернативы. К тому же стоимость пикселей падает, объем рынка растет, а количество информации, которое можно вывести на экран, и вовсе безгранично.

И все же главной задачей своей книги Роуз называет изменение восприятия компьютерных устройств и демонстрацию иных способов взаимодействия с ними человека. Таких способов, которые не сводились бы к использованию интерфейса в виде стеклянных сенсорных экранов. Будущее, в котором будет преобладать этот вид взаимодействия, Роуз мрачно называет «миром терминалов» — в честь распространенного в начале компьютерного эры обозначения.

Однако это будущее не является единственным возможным. И Дэвид Роуз входит в число тех, кто работает над созданием альтернативных способов взаимодействия человека и вычислительных устройств. Он — один из руководителей медиалаборатории Массачусетского Технологического Института и заодно основатель нескольких технологических стартапов.

В книге Роуз рассматривает альтернативные диктатуре экранов варианты интерфейсов. Один из них — технопротезирование, то есть использование технологий носимой электроники — таких, например, как google-очки. Этот сценарий предполагает превращение человечества в своего рода сверхлюдей с усиленным с помощью приборов и гаджетов восприятием. Возникновение этой линии развития автор связывает с появлением слуховых аппаратов — хотя в этом качестве можно рассматривать и простые очки. Впрочем, как справедливо замечает Роуз, технология обладает существенным недостатком: создаваемая ею дополненная реальность оказывается для каждого пользователя индивидуальной. А разрушение общности визуального восприятия влечет за собой и разрушение общей коммуникационной среды, а значит, ведет к изоляции людей друг от друга.

Второй вариант будущего заключается в наделении технологий и устройств человеческими чертами. Такие человекоподобные роботы способны даже вызывать симпатию, если дизайнеры постарались на славу. Одна из традиционных уловок заключается в придании искусственным конструкциям детских, даже младенческих черт в виде больших глаз с расширенными зрачками и непропорционально большой головы. Как замечает автор, этот трюк используется не только при дизайне роботов, но и при проектировании автомобилей. Человеческая склонность к одушевлению вещей и предметов неизбежно распространится и на искусственных помощников. Важно при этом не свалиться в так называемую «зловещую долину» (uncanny valley). Этот термин ввел в 1970-е годы эксперт по робототехнике Масахиро Мори для обозначения того эффекта, который проявлялся, когда в ходе экспериментов человекоподобные роботы вызывали отторжение и неприятие из-за мелких отличий от человека.

Еще один сценарий будущего основан на создании «волшебных вещей». И, по признанию автора, именно этот вариант взаимодействия между людьми и устройствами различного рода ему наиболее симпатичен.

Что же Дэвид Роуз называет «волшебными вещами»?

Прежде всего, он напоминает читателям о третьем законе известного писателя-фантаста Артура Кларка, автора известной «Космической одиссеи 2001 года». Согласно этому закону, «любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Так и волшебные вещи — это обычные объекты, ставшие необыкновенными за счет привнесения в них новых технологических свойств. Таков, например, зонтик, который получает прогноз погоды по беспроводной связи, и, если возможен дождь, ручка зонта начинает светиться, чтобы напомнить хозяину о необходимости захватить его с собой.

Магические вещи, по уверению Роуза, всегда приходят на уже обжитые места: волшебный кошелек подключен напрямую к банковскому счету, а волшебные ботинки подсчитывают шаги и калории. При этом от пользователя не требуются специальные умения и новые навыки. Ведь эти волшебные штучки известны каждому по многочисленным сказкам и мифам. К слову, именно к фольклору и мифологии Роуз предлагает обращаться в поисках вдохновения и новых идей, так как в сказках и мифах отражены базовые потребности человечества. К их числу относятся всеведение (потребность в информации), телепатия (способность знать мысли и чувства других людей), неуязвимость (обеспечение физической безопасности), бессмертие (активное долголетие), телепортация (перемещение и путешествия) и творчество.

В подтверждение своего подхода Дэвид Роуз сравнивает крылатые сандалии Гермеса и кроссовки Nike+ со встроенными в подошву датчиками, которые отслеживают основные показатели пробежки.

И оказывается, что за пределами мира пикселей существует много полезных устройств. В терминологии Роуза — «волшебных». Например, ручка Livescribe, которая автоматически отправляет набранный текст на смартфон и позволяет сопроводить текст аудиокомментариями. Или дверной звонок Google, определяющий местоположение домочадцев и предупреждающий об их скором появлении.

Автор, преподаватель учебного курса «Осязаемые медиа» в Массачусетском Технологическом Институте, призывает наделить новыми свойствами самые обычные предметы, привычные в повседневном использовании, но обладающие волшебным потенциалом. Так, мусорное ведро, преображенное современными технологиями, станет инструментом совершения повторных покупок, определяя уровень расхода покупок. А офисные таблички смогут указывать тему совещания или время прибытия участников.

Чем привлекает книга?

Во-первых, хорошо продуманной структурой изложения. Автор последовательно описывает четыре варианта будущего и шесть основных человеческих потребностей, зафиксированных в сказках и дошедших до сегодняшнего дня, а затем рассказывает читателю об основных семи свойствах волшебных вещей и способах их создания, также помогая вообразить полный волшебных предметов мир будущего на примере домов, рабочих пространств и целых городов.

Во-вторых, обилием примеров, которые помогают поверить в этот грядущий мир, делают его более убедительным. В том числе теми, в создании которых принимал участие автор. Одна из его разработок — сфера Ambient Orb, которая передает информацию — от прогноза погоды до состояния фондового рынка — посредством изменения цвета. Верный своим идеям Роуз указывает на то, что прототипом устройства стал хрустальный шар, которым пользовались гадалки для предсказания будущего.

И, в-третьих, повествование подкупает авторской интонацией. Роуз тепло и лирично вспоминает изделия и устройства мира прошлого, который почти исчез из-за нашествия смартфонов: старинные часы, барометр отца и дедовский набор инструментов. А затем убежденно — и убедительно! — описывает мир будущего, в котором предметы из прошлого получают новое, технологическое воплощение.

К автору стоит прислушаться. И не только потому что мир волшебных предметов необыкновенно дружелюбен по отношению к человеку и даже походит на утопию. Но и потому, что у этой утопии есть финансовое измерение.

По прогнозу компании Cisco, уже в этом десятилетии от 50 миллиардов до 1 триллиона устройств будут подключены к интернету, а объем рынка оценивается более чем в 14 триллионов долларов.

Автор: Сергей Максимов 

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья