ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Чем кризис грозит американским стартапам

Почти половину американских стартапов в ближайшее время ждет гибель из-за отсутствия денег, а тем, кто рассчитывает поднять новые раунды, стоит готовиться к куда менее значимым чекам. Таким прогнозом поделился Илья Стребулаев, профессор финансов Высшей школы бизнеса Стэндфордского университета, эксперт венчурной индустрии, на онлайн-встрече сообщества Go Global World «Кремниевая Долина: Как устроено финансирование стартапов и что изменит COVID-19». И хотя прогноз касается рынка США, характерные для последнего тренды вряд ли обойдут стороной всю мировую экосистему стартапов. Рассказываем о наиболее значимых рисках и вызовах, с которыми предстоит столкнуться фаундерам, командам проектов и инвесторам в самое ближайшее время. 

В 5 раз больше смертей 

Из-за кризиса темпы гибели стартапов увеличились крайне заметно: если в обычный год с рынка уходит 5–10% проектов, то сейчас эта цифра выросла в 4–5 раз. В основном речь идет о стартапах ранних стадий, у которых не было много инвесторов. Как уточняет Илья Стребулаев, на середину апреля 10% стартапов обладали запасом денег на месяц (данные Startup Genome), то есть, скорее всего, они уже закрылись. Еще в три раза больше проектов находятся в шатком положении.

«У трети стартапов есть запас на 1–3 месяца. Либо эти стартапы разорятся и ликвидируются, либо же стартапы и их фаундеры полностью утеряют то, что я называю barging power (возможность торга — ред.), и инвесторы смогут вкладываться в проекты на своих условиях», — говорит эксперт.

Впрочем, это не сильно отличает текущую ситуацию от кризиса 2014 года и даже 2008–2009 годов. Как уточняет Стребулаев, тогда разорялось примерно такое же количество стартапов на пике кризиса.

Оценки упали на треть

В кризис традиционно падает оценка стоимости стартапов: инвесторы предпочитают вкладываться по более низкой цене. Уже сейчас на американском рынке оценки снизились примерно на 30–40% — это данные за апрель и первую неделю мая 2020 года по сравнению с первыми месяцами года, уточнил Стребулаев. Трудно сказать, насколько данный тренд рискует сохраниться — ведь стартапы, вынужденные под угрозой закрытия срочно поднимать деньги, зачастую могут идти на не самые выгодные условия.

«Возможно, осенью все может вернуться к прежним значениям», — говорит эксперт.

Но он также напоминает, что в кризис 2001 года оценки стартапов упали в два, в три, даже в четыре раза и восстанавливались затем несколько лет.

Кто заработает в кризис

В условиях кризиса на венчурном рынке будет наблюдаться отток инвесторов, так случалось и ранее: в кризис 2008 года с рынка долины быстро ушли корпоративные инвесторы, напоминает эксперт. Однако инвесторам стоит набраться терпения и занять выжидательную позицию.

«Венчурные инвесторы приостановили вложения в стартапы, особенно новые. Но все считают, что будущее очень хорошее», — говорит Стребулаев.

Он напоминает, что покинувшие рынок во время прошлого кризиса инвесторы пропустили самые интересные инвестиции.

«Лучше всего инвестировать не прямо сейчас, а через полгода или через год. Самые интересные инвестиции происходят, а лучшие инновации появляются во время кризиса или в течение нескольких лет после него», — говорит он.

Кризис это хорошо 

Несмотря на пессимистичные оценки относительно снижения оценки стартапов и даже перспективы их разорения, Илья Стребулаев полагает, что кризис индустрии пойдет на пользу.

«Венчурная индустрия переживала множество кризисов, а Кремниевая долина переживала как минимум два крупных кризиса за последние 20 лет. Если нет кризиса, это очень опасный момент, потому что именно во время и после кризиса инновации увеличиваются», — уточняет он.

Лучше будут себя чувствовать и выжившие стартапы, в том числе за счет ухода с рынков прямых конкурентов, а также большей доступности качественных специалистов, потерявших работу.

«В 2000–2001 годах стартапы, которые сумели привлечь деньги до обвала NASDAQ, смогли нанять лучших специалистов у конкурентов, которые не были столь удачными и перестали существовать», — напоминает Стребулаев.

Другое дело, что для того чтобы выжить, стартапам потребуется стать куда более гибкими — и с точки зрения бизнес-модели, качеств команды и внутренней культуры.

«Если вы не сможете быстро менять бизнес-модель, менять отрасль работы, переходить из офлайна в онлайн и обратно, вероятность того, что вы переживете этот кризис, остается очень маленькой», — резюмирует он.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья