ENG

Перейти в Дзен
Прогнозы, Это интересно

Чем удивит нас эра EdTech?

Пандемия коронавируса придала ускорение развитию рынка онлайн-образования — более 90% школьников и студентов во всем мире были вынуждены во время карантина учиться дистанционно. По данным аналитиков консалтинговой компании Renub Research, уже через 5 лет объем рынка онлайн-образования достигнет $350 млрд. Индустрия дистанционного обучения превратилась в одну из самых быстрорастущих и перспективных. Стало понятно, что она будет стремительно развиваться. Не превратятся ли онлайн-курсы в школы для бедных? Можно ли с помощью современных технологий решить такие проблемы e-learning, как низкая эмоциональная вовлеченность учащихся, отсутствие общения со сверстниками, контакта с преподавателями? Какие качественные изменения могут произойти в отрасли в ближайшем будущем? Эти вопросы обсуждались на Zoom-конференции «Инновации и тренды в онлайн-образовании», организованной деловым изданием «Инвест-Форсайт», прошедшей в рамках проекта «Клуб проектирования будущего».

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Мобильные университеты для умников

В конце марта 16,5 млн российских школьников и более 2 млн студентов разом перешли на дистанционное обучение. Вынужденный масштабный эксперимент выявил слабости и преимущества онлайн-учебы. Стало понятно, что многие стандарты образования в России устарели. Например, в 2013 году был утвержден стандарт, согласно которому при обучении медицинским специальностям запрещено использовать электронные технологии. Но как тогда готовить специалистов по телемедицине?

«Необходимо провести пересмотр российских стандартов образования. Возможно, это даже стоит делать регулярно. Мир в целом и образовательные технологии в частности стремительно меняются, система регулирования дистанционного образования должна успевать за этими изменениями», — считает Алексей Михеев, доктор экономических наук, доцент кафедры государственного управления МГИМО, ответственный секретарь Экспертного совета при комитете по образованию и науке Государственной Думы.

По словам Михеева, российская система высшего образования показала себя вполне конкурентоспособной — во время пандемии дистанционное обучение было организовано хорошо, что отмечали и соотечественники, и иностранные студенты. Главным минусом онлайн-обучения Алексей Михеев считает утрату личного контакта преподавателя с учащимся, недостаточную социализацию и, как следствие, снижение заинтересованности в процессе обучения. А важнейшим преимуществом «дистанционки» называет мобильность.

«Проект “Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации” объединят 140 вузов и насчитывает более 1000 образовательных программ. На этой платформе можно выбирать различные обучающие модули, здесь есть рейтинги онлайн-курсов. Думаю, в обозримом будущем появится еще большая образовательная мобильность, когда студентам начнут засчитывать баллы, бонусы, зачеты по дисциплинам, которые они изучали на ресурсах, не относящихся к их вузам», сказал Алексей Михеев. 

Отличница Гермиона Грейнджер для того, чтобы успевать одновременно на несколько уроков, использовала маховик времени. В реальном мире его функцию, похоже, скоро будут выполнять «мобильные университеты», где студенты-гуманитарии смогут изучить основы экономики, а финансисты — прослушать захватывающие лекции по истории искусства. Углубить, расширить, дополнить знания по специальности благодаря мобильности онлайн-обучения тоже, конечно, станет проще.

Иванов, к доске! Сидоров, к директору! 

Второй важный тренд, о котором говорили участники конференции, — персонализация. Казалось бы, онлайн-уроки экономят массу сил и времени: школьники могут подольше поспать, не тратить время на дорогу до лицея или гимназии, позавтракать не булочкой в школьном буфете, а полезной кашей на собственной кухне. Все условия для отличной учебы созданы. А успеваемость падает. Это отметили и учителя, и родители.

Дело в том, что в классе учитель видит, как одни дети быстро справились с заданием и уже начали скучать (им можно подкинуть сложную задачку или тест), другие — не поняли материал и нуждаются в помощи и дополнительных объяснениях, третьи — отвлеклись на разговоры и без замечания педагога проболтают до перемены. Онлайн-уроки проходили без персонализированного подхода, поэтому и двоечники (которым было трудно и непонятно), и отличники (которым было скучно и слишком легко) предпочитали во время математики, русского, истории заниматься своими делами. Проверочные работы и тесты, проводившиеся в школах в начале нового учебного года, показали, что материал, который учителя давали во время последнего, карантинного, триместра, дети не усвоили.

«В этом году 8,5 млн российских учеников занимались на платформе “Учи.ру”. И после карантина сложилось мнение, что индустрия онлайн-образования мощна и огромна, наступила эра EdTech. На самом деле дистанционное образование находится на ранней стадии развития. Онлайн-обучение сейчас в большинстве случаев — простой перенос всего, что было офлайн, в электронную форму. Бумажные дневники стали электронными, тесты на бланках заменились тестами на экранах компьютеров, чтобы попасть на урок, надо открыть не дверь класса, а ссылку на ноутбуке. Ничего инновационного в этом нет. Революции пока не произошло. Для того чтобы онлайн-образование стало более качественным, нужны и новые форматы преподавания, и персонализированный подход, когда благодаря развитой системе оценки знаний каждого ученика можно выстраивать индивидуальные траектории обучения», — считает Леонид Башлыков, руководитель департамента международного развития «Учи.ру».

С Леонидом Башлыковом согласен и СЕО проекта SFEducation Александр Вальцев. По его словам, курс на персонализированное, адаптивное обучение, когда учебный план подстраивается под ученика, а не наоборот, — важная тенденция, в сторону которой будет двигаться онлайн-образование.

«В ближайшем будущем онлайн-образование будет меняться. Прежде всего изменится роль преподавателей, которые будут не просто создавать и преподносить определенный контент, а начнут выступать в роли менторов, наставников, оказывать ученикам психологическую поддержку. Сам процесс онлайн-обучения должен стать более интересным, захватывающим, а его фокус — сместиться с желания передать всем весь объем информации на развитие суперспособностей каждого студента», — добавил Александр Вальцев.

Как сделать учебу более интересной и захватывающей? Ключевое слово — геймификация.

Играют все!

В мире насчитывается более 3 млрд геймеров — людей, которые регулярно запускают видеоигры на различных платформах. Дети и взрослые с удовольствием соревнуются, тратят свое время на прохождение уровней, коллекционирование наград и разработку стратегий в виртуальном мире. Почему бы не привнести элементы игры в процесс обучения?

«Геймификация — это не обязательно про игры. Это скорее про мотивацию. Благодаря геймификации, понятной игровой механике с возможностью соревноваться или зарабатывать баллы, получать бонусы, удается повысить вовлеченность школьников и студентов в процесс обучения», — считает Леонид Башлыков.

А руководитель направления «Педагогика» мастерской управления «Сенеж» Анна Завалина привела в пример одну из школ, которая во время дистанционного обучения… превратилась в офис. Школьники стали сотрудниками компании, в которой есть свои правила, к примеру: на деловые конференции (уроки) не принято опаздывать, приходить в футболке и рваных джинсах. Дети сфотографировались на электронные «пропуска» в деловой одежде, начали следовать выбранным ролям и, как следствие, учиться с гораздо большим интересом и азартом.

«За первые две недели дистанционного обучения на карантине большинство учителей сумело адаптироваться к этому формату и начало активнее пользоваться различными цифровыми инструментами, придумывать что-то, чтобы сделать онлайн-уроки нескучными. Например, такие простые приемы, как привлечение школьников к организации учебного процесса, общие голосования, создание инфоповодов для дискуссий здорово повышают вовлеченность учеников. Правда, если изучение цифрового инструмента занимает больше времени, чем его использование, говорить о цифровой грамотности не приходится. Вообще, осваивая какой-то навык, выбирая онлайн-курс, всегда надо задаваться вопросом: смогу ли я применить полученные знания на практике?» — рассуждает Анна Завалина.

Окупятся ли инвестиции в образование?

Массовое увлечение lifelong learning привело к том, что стало как-то неловко признаваться в том, что во время отпуска, выходных, каникул не получилось послушать познавательные лекции, посетить онлайн-семинары, поучаствовать в виртуальных конференциях, записаться на курсы веб-дизайна или сторителлинга. К счастью, непрерывное образование — тема еще популярная, но уже не слишком модная. В тренде — практикоориентированный подход, когда полученные в процессе онлайн-обучения знания можно сразу применить в жизни или на работе.

«Стоимость обучения, в том числе различных онлайн-курсов, растет, мы вкладываем в образование деньги и хотим четко понимать, когда ждать возврата инвестиций. ROI (англ. return on investment) — окупаемость инвестиций — становится важным показателем не только в бизнесе, но и в системе образования. В результате обучения люди хотят получить не звания и красивые дипломы, а стабильную работу и достойный заработок. Отсюда еще один важный тренд онлайн-образования — практикоориентированность. Упор на практические навыки, умение работать в команде как раз и дают людям уверенность в том, что деньги, которые они заплатили за учебу, обязательно окупятся. Вечером вышел из класса, утром пошел на работу — это будущее онлайн-образования», — считает Александр Вальцев.

Распродажа знаний

Писатель и философ Нассим Талеб сделал предположение, что в будущем дистанционное образование почти полностью вытеснит традиционный формат обучения, станет школой для нищих, а офлайн-учеба будет доступна только очень состоятельным людям. Если этому прогнозу и суждено сбыться, то в будущем достаточно отдаленном. Потому что пока и онлайн-образование доступно не всем.

«Согласно статистике, 706 млн учащихся во всем мире не имеют доступа к интернету, у 826 млн школьников нет персональных компьютеров. 75% учителей в России сталкиваются с техническими проблемами при проведении дистанционных уроков, 68% родителей назвали онлайн-обучение детей стрессовой ситуацией. Думаю, в будущем онлайн-обучение начнет все больше входить в нашу жизнь, спрос на него вырастет и заставит ценовую политику двигаться в сторону увеличения. Тут, как и в традиционном обучении, все зависит от качества. Качественное онлайн-образование будет дорогим, ведь оно требует и приобретения ПК, и наличия высокоскоростного бесперебойного интернета, и доступа к проверенным платным образовательным ресурсам, и свободного родителя или гувернера, который сможет помогать ребенку дома. Думаю, важно соблюдать баланс между офлайн- и онлайн-образованием», — поделилась мнением Оксана Селендеева, основатель международной школы программирования для детей CODDY.

По словам Александра Вальцева, blended learning (смешанное обучение), когда одинаково важны и онлайн-уроки, и занятия с преподавателем, будет набирать все большую популярность. Такая форма сочетает в себе достоинства дистанционного и традиционного методов, обеспечивает и социализацию, и умение действовать самостоятельно, выбирая время и темп дополнительных онлайн-занятий, которые, конечно, будут становиться все интереснее, эффективнее, разнообразнее.

«Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу», — писал Бернард Шоу.

Любопытно, пришлось бы ему по вкусу дистанционное обучение?

Записала Наталья Сысоева

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья