ENG
В мире, Мнение

Черный лебедь Boeing

Денис Астафьев

Денис Астафьев

Сооснователь компании SharesPro

До недавнего времени дела у компании шли прекрасно. В девяностые годы Boeing произвел поглощение американского авиастроительного концерна McDonnell Douglas, а в 2000 году приобрел еще ряд компаний, занимающихся сопутствующим бизнесом. В итоге на рынке гражданского авиастроения сформировались две весомые фигуры, олицетворяющие конкуренцию между США и ЕС. Долгое время Boeing шел ноздря в ноздрю со своим европейским коллегой Airbus, но затем удача, кажется, отвернулась от американцев. 

29 октября 2018 года потерпел крушение самолет Boeing модели 737 MAX 8, в результате погибло 189 человек. Самолет эксплуатировался индонезийской компанией Lion Air. Затем, 10 марта 2019 года, произошла еще одна авиакатастрофа с новой моделью Boeing уже в Эфиопии. Она унесла жизни 157 человек, среди которых 8 были членами экипажа. Ethiopian Airlines также эксплуатировала Boeing 737 MAX 8.

Официальной причиной авиакатастроф, произошедших в короткий промежуток времени, Boeing назвал сбои в работе системы по повышению маневренности. В ответ на это многие страны начали вводить запреты на эксплуатацию модели 737 MAX, что повлекло драматическое падение поставок самолетов Boeing.

Поражение в борьбе

В 2019 году клиентам было поставлено на 50% меньше коммерческих самолетов, чем годом ранее. В январе 2020 года компания и вовсе не получила ни единого заказа, предполагающего поставку ее самолетов. Это произошло впервые с 1962 года и нанесло очередной удар американскому авиастроителю. А в это время Airbus успешно собирал заказы и забирал себе рыночную долю конкурента.

ЕС и США являются членами Всемирной торговой организации (ВТО), в рамках которой многие годы идут споры между Boeing и Airbus. В 2011 году верх в споре одержал Airbus: было признано, что Boeing монополизировал рынок благодаря помощи правительства США. Затем в 2018 году неправомерным было признано субсидирование Airbus со стороны ЕС и получение кредитования по заниженным процентным ставкам. Это дало право Соединенным Штатам накладывать пошлины на товары, ввозимые из Европейского Союза, на сумму в $7,5 миллиардов. Администрация Дональда Трампа тогда ввела 10-процентные тарифы на гражданские самолеты из Европы и 25-процентные тарифы на гастрономический ассортимент.

Проблема на проблеме

По результатам последней отчетности за квартал, выручка Boeing составила $16,9 миллиардов против ожидаемых $17,01 миллиардов. Скорректированный убыток на акцию составил -$1,70 против ожидаемого -$1,76. После того как в четвертом квартале прошлого года из-за проблем у 737 MAX было потрачено $4,7 миллиарда, по состоянию на конец марта у Boeing осталось $15,5 миллиарда в виде наличных денег и рыночных ценных бумаг.

После публикации отчета о доходах рейтинговое агентство S&P Global Ratings сократило рейтинг компании до BBB-, самого низкого инвестиционного уровня, сославшись на влияние COVID-19.

Если рейтинговая оценка будет снижена еще раз, у компании возникнут еще и биржевые проблемы. Например, акции компании, которые торгуются на биржевой площадке NYSE под тикером BA, могут быть исключены из фондовых индексов, что повлечет за собой их распродажу и, соответственно, снижение биржевых котировок. Кроме того, при таком развитии событий инвесторы со всего мира будут иметь ограничения по вложениям, что опять же приведет к давлению на стоимость акций BA.

После выхода отчетности от Boeing поступила информация, что компания запланировала сокращение на 10% рабочей силы и снижение темпов производства самолетов.

Долгое восстановление

В компании готовятся к многолетнему восстановлению авиационной промышленности после кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Из-за вируса авиаперевозки практически остановились по всему миру, и пассажиропоток в США сократился более чем на 95% по сравнению с прошлым годом. Ожидается, что снижение выручки коммерческих авиакомпаний мира в 2020 году составит $314 миллиардов.

Boeing сократил расходы от операционных видов деятельности и остановил выплату дивидендов вместе с обратным выкупом акций. Последнее представляет собой процесс, аналогичный выплате дивидендов в денежной форме: за счет снижения количества акций в обращении их цена растет, и инвестор с бумагами на руках повышает свое благосостояние. Научно-исследовательские программы и капитальные затраты также сокращены до минимума.

При этом Boeing является крупным производителем как авиационной, так и космической техники, в том числе военной. Кроме того, Boeing является одним из ведущих работодателей и экспортеров Америки. Дональд Трамп много раз заявлял о том, что государство обязательно поддержит свою корпорацию.

В ответ на эти слова Boeing начал обращаться с просьбами о получении государственных субсидий. Разговор шел о сумме размером в $60 миллиардов. Но в обмен на их получение Казначейство Соединенных Штатов запросило долю в капитале компании в рамках программы национализации — поддержки системно значимого бизнеса для экономики США. Руководство Boeing во главе с Дэйвом Кэлхуном наотрез отказалось идти на такие условия.

Казалось, только государственная поддержка сможет финансово помочь Boeing. Однако компании удалось сделать то, чего никто уже не ожидал — привлечь финансирование посредством размещения облигаций на $25 миллиардов. Бумаги размещаются в 7 траншей и имеют сроки погашения от 3 до 7 лет. Это дает возможность компании оставаться на плаву без дотаций от государства.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья