ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Что делать клиникам в кризисные времена

Роман Сабиров

Роман Сабиров

Управляющий партнер, член совета директоров компании Philips в России и СНГ

Пандемия COVID-19 нанесла удар, к которому мало кто оказался готов: его ощутили на себе все, от представителей малого бизнеса до коммерческих гигантов и целых государств. С беспрецедентными вызовами столкнулись медицинские учреждения по всему миру. Распространение вируса заставило пересмотреть позиции в отношении многих элементов системы здравоохранения. Но бизнес может помочь преодолеть трудности, с которыми столкнулись частные и государственные медицинские учреждения.

Что такое медицинский консалтинг

Круг задач, которые консультант помогает решать в здравоохранении, обширный. В него может входить как решение вопросов оптимизации и повышения производительности отделения медицинского учреждения, так и вопросы построения стратегии выхода на рынок нового медицинского оператора.

Часто медицинские консультанты работают над поиском решений нестандартных проблем заказчиков. Например, над структурированием системы управления качеством медицинской помощи, анализом эффективности использования парка медицинского оборудования, управления и мотивации персонала. Отдельная сфера медицинского консалтинга — проектирование и дизайн медицинских учреждений. Специалисты компании Philips консультируют при проектировании медицинских учреждений — от исследования «опыта» пациента и «опыта» доктора и медицинской сестры до составления функционально-технологической и архитектурно-технологической концепции медицинского учреждения, которые ложатся в основу проектной документации.

В условиях пандемии COVID-19 консалтинговые компании предлагают клиникам новые инструменты, рекомендации и стратегии. Зачастую они способны поддержать заказчиков при принятии важных решений.

Состояние рынка медицинского консалтинга до пандемии

В крупных консалтинговых компаниях рынок медицинского консалтинга традиционно был представлен на вторых ролях. Здравоохранение не рассматривалось как отдельная отрасль и поэтому зачастую оставалось в тени сегмента компаний-производителей лекарственных препаратов. При этом достаточное внимание уделялось органам государственной власти, ответственным за системы здравоохранения на региональном и федеральном уровнях.

Небольшие консалтинговые фирмы в основном ориентируются на частный сегмент медицины или на ограниченный сегмент государственных (чаще — федеральных) учреждений. С учетом того, что большая часть системы здравоохранения в России принадлежит государству, а государственный заказчик не всегда может приобрести именно ту услугу, которая ему нужна, рынок представляется крайне узким, с одной стороны, но с другой — огромным и перспективным с точки зрения развития новых консалтинговых практик.

При этом, безусловно, консалтинговые продукты, продукты аудиторских компаний, являющиеся универсальными и не зависящими от индустрии, по-прежнему играют свою роль в портфелях профессиональных консультантов, предлагающих эти продукты и здравоохранению.

Пандемия COVID-19: вызовы для клиник

Практически во всех странах, где распространяется вирус, приходится на ходу трансформировать организацию работы и пространства клиник. По данным о вспышке COVID-19 в Китае, 15–20% инфицированных пациентов требуется госпитализация, из них 5% попадают в отделения интенсивной терапии. В свою очередь опыт Италии показал, что 10–25% госпитализированных с COVID-19 людей нуждаются в искусственной вентиляции легких на период до нескольких недель.

Принятые в большинстве стран меры — социальное дистанцирование, отмена мероприятий, закрытие школ и университетов — способны сгладить пик заболеваемости и сделать его менее масштабным. Несмотря на то, что предотвратить вспышку полностью нельзя, благодаря сглаживанию пика системы здравоохранения могут лучше подготовиться к нагрузке. Всемирная организация здравоохранения, как мы знаем, выделила основные моменты, которыми следует руководствоваться при увеличении потока пациентов с COVID-19, и сформулировала их в виде принципа 4S: Space, Staff, Supplies, System.

  • Space — Пространство

Во время резкого увеличения нагрузки большинству клиник требуется перепланировка: практически нет больниц, которые были бы сразу рассчитаны на такое количество пациентов с опасной инфекцией. Реорганизация пространства в стационарах включает в себя пересмотр расположения коек, разделение на «чистую» и «грязную» зоны. Кроме того, она предполагает создание специальных условий для осмотра пациентов с подозрением на вирус и с подтвержденным диагнозом, для их распределения по группам риска и маршрутизации. Все помещения должны быть хорошо проветриваемы и безопасны для медицинского и немедицинского персонала.

  • Staff — Персонал

Многие страны, которые уже пережили пик заболеваемости COVID-19, столкнулись с нехваткой персонала. Это коснулось даже тех клиник, где изначально было достаточно квалифицированных специалистов: сотрудников выбивал из колеи стресс, переработки, некоторые заражались вирусом или вынуждены были соблюдать карантин после контакта с пациентами. Таким образом, реальное количество готовых оказывать помощь медработников оказалось ниже ожиданий.

Этот опыт нужно учитывать при планировании персонала и его нагрузки во время подготовки к пику эпидемии. Часто это влечет за собой привлечение к работе нового персонала и врачей непрофильных специальностей. Обязательно нужно попытаться проанализировать все сценарии, связанные с повышенной нагрузкой на врачей, учесть, например, что кто-то из них будет отсутствовать по какой-либо причине.

  • Supplies — Поставки

Важнейшей проблемой, с которой лицом к лицу встретились клиники во время пандемии, оказался недостаток оборудования и расходных материалов, нужных как для помощи пациентам, так и для безопасности персонала. В случае с COVID-19 больше всего требовались наборы для интубации, аппараты ИВЛ и ЭКМО, лекарства, запасы кислорода и средства индивидуальной защиты для персонала. Для бесперебойной работы больниц все эти материалы совершенно необходимы. Кроме того, нужно обучать новых сотрудников использованию оборудования. Если поставщик — крупная компания, скорее всего, она сможет предложить обучение персонала как часть пакета сервисных услуг.

  • Systems — Системы

Это связующее звено между остальными тремя пунктами. Оно подразумевает, что в медицинском учреждении все процессы должны быть непрерывны и оптимально скоординированы. Опыт некоторых клиник показал: заранее планируя нагрузку отделения реанимации, нельзя фокусироваться только на прикроватном оборудовании, персонале и его безопасности. Необходимо предусмотреть все элементы системы, помимо прочего, включающие в себя, например, поддержку ИТ-систем в отделениях ОРИТ, обеспечение доступа инженерного персонала и подрядных организаций для проведения сервисных работ, наличие этих самых заключенных сервисных контрактов и прочее. Принятие своевременных решений, коммуникация, управление закупками (особенно с учетом длительных закупочных процедур) и координация работы персонала незаменимы во время кризиса.

Консультанты Philips при работе с руководством больниц и заведующими отделений оценивают готовность учреждения к приему пациентов с COVID-19 по 8 направлениям: система руководства и принятия решений, коммуникация, ресурсное обеспечение, охрана труда и профилактика инфекции, кадровая политика и обучение персонала, госпитализация пациентов, клиническое ведение больных и решения по перепланировке и инженерным коммуникациям, охватывая тем самым максимально широко все элементы, представленные ВОЗ. Оценив эти направления совместно с руководством медицинского учреждения, консультант может оперативно предложить клинике подходящую стратегию и максимально подготовить ее к наплыву пациентов с COVID-19.

Поддержка старшего поколения: государства, клиники, волонтеры

Люди старше 65 лет входят в группу повышенного риска COVID-19 и часто переносят вирус в тяжелой форме. Особенно это касается тех из них, кто страдает от хронических заболеваний сердца и легких, диабета или рака. Согласно данным, опубликованным Центром по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), 8 из 10 смертей приходится именно на эту возрастную группу. Забота о пожилых людях является сейчас одним из приоритетов в рамках государственных программ. Государство, бизнес и волонтерские организации также стараются делать все, чтобы уберечь эту категорию людей и оптимизировать процессы в клиниках, которые их принимают.

Главным средством защиты населения старше 65 лет в большинстве стран остается самоизоляция: системы здравоохранения делают ставку на ограничение контактов между людьми. Кроме того, в разных странах создаются центры помощи и социальные организации, поддерживаемые правительствами. В Москве особое внимание также уделили госпитализации пожилых людей с COVID-19: стационар для них открыли в Госпитале для ветеранов войн №3.

Еще один общий тренд — перевод медицинской помощи в онлайн, когда это возможно. Министерство здравоохранения РФ, а также Департамент здравоохранения города Москвы настоятельно советуют прибегать к телемедицине, в том числе к дистанционному консультированию, во всех ситуациях, когда непосредственного контакта между врачом и пациентом можно избежать. А московская «горячая линия» по COVID-19 принимает около миллиона звонков в сутки.

Создаются и новые телемедицинские технологии для клиник. Например, наша компания создала решение, которое позволяет проводить онлайн-скрининги и мониторинг пациентов с подозрением на коронавирус и с подтвержденным диагнозом и обрабатывать большие объемы запросов.

Помимо государств и бизнеса, помощь пожилым людям оказывают волонтеры и соседи. В Дании был создан специальный сайт, на котором можно публиковать задачи, связанные с помощью уязвимым группам населения. Любой доброволец может откликнуться и сделать полезное дело. Во многих регионах существуют местные волонтерские организации, которые доставляют людям старшего поколения продукты и медикаменты. А в Великобритании был запущен флешмоб #ViralKindness: люди оставляют у дверей домов записки с предложением помощи всем, кто не может сам себя обеспечить продуктами питания и средствами защиты, в том числе пожилым людям.

Перспективы развития рынка медицинского консалтинга

По оценкам исследовательской компании Zion Market Research, к 2027 году объем рынка услуг медицинского консалтинга составит $28,25 млрд (против $9,7 млрд в 2018 году). Однако прогноз был сделан до того, как мир узнал о вирусе 2019-nCoV. Пандемия меняет представления о многих составляющих системы здравоохранения, связанных, в частности, с государственным администрированием, бизнесом и технологиями. Медицинский консалтинг — не исключение; возможно, кризис откроет его с новой стороны. После стабилизации ситуации, несомненно, придет время для новых оценок перспектив рынка.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья