ENG

Перейти в Дзен
Это интересно

Что мешает российскому футболу

На протяжении последних нескольких лет российское футбольное сообщество является свидетелем снижения позиций отечественных футбольных клубов и футболистов на европейском и мировом уровне, определяемого в первую очередь результатами выступления отечественных футбольных клубов в еврокубках (Лиге Чемпионов, Лиге Европы, а с этого сезона и Лиге Конференций), а во вторую, качеством игры наших футболистов за сборную России в международных матчах. Анализ результатов указанных матчей и уровня игры клубов (особенно в сравнении с зарубежными) дает нам неутешительные выводы: наш футбол нуждается в переменах. Результаты текущего года — яркое тому подтверждение: российские клубы терпели поражение в матчах с клубами за пределами топ-5 чемпионатов. Текущий календарный год проходит под флагом планируемых реформ в российском клубном футболе. Российский футбольный союз заказал исследование у нидерландского аналитического агентства Hypercube, заключающееся в разработке предложений о реформировании системы лимита на легионеров, формата проведения чемпионата и пр. Однако какие изменения будут приняты, а самое главное, как они повлияют на российский футбол — пока неизвестно.

Игрок сборной России Рифат Жемалетдинов в матче отборочного этапа чемпионата мира по футболу 2022 между сборными Кипра и России. Александр Вильф / РИА Новости
Игрок сборной России Рифат Жемалетдинов в матче отборочного этапа чемпионата мира по футболу 2022 между сборными Кипра и России. Александр Вильф / РИА Новости

Чтобы понять, какие области российского футбола подлежат реформированию, стоит разобраться: с какими трудностями сталкивается наш футбол и какие явления и процессы в нем «тормозят» его развитие?

Футбол как зрелище 

В нашей стране просмотр футбола является событием для его ценителей — иными словами, для людей, которые являются болельщиками конкретного футбольного клуба или просто поклонниками данного вида спорта.

Наше футбольное сообщество на протяжении долгого времени ошибочно считало, что конкурент футбола — это другие виды спорта, такие как, например, хоккей или баскетбол. Но давайте разберемся, разве, выбирая куда вы пойдете на выходных или вечером буднего дня, вы думаете в плоскости: пойти ли на футбольный или хоккейный матч? Скорее вы выбираете между походом на футбольный матч, в бар или ресторан, кинотеатр или театр и пр. В этот момент вы начинаете оценивать множество факторов: качество потребляемого продукта (на какой матч пойти, кто с кем играет, какие места занимают команды), какая погода (играют-то на свежем воздухе), сможете ли вы там поесть (полтора часа продолжительности футбольного матча плюс время, которое вы затратите на проход и выход со стадиона), транспортная доступность (по своему опыту, а я имел честь посетить многие стадионы нашей необъятной родины, это наименьшая из проблем). И вот, взвесив все эти факторы, к сожалению, выбор вы делаете не в пользу футбола: по большинству указанных факторов поход на футбольный матч в нашей стране заметно уступает своим конкурентам.

Также немаловажным фактором, влияющим на посещаемость футбольных матчей в России, является низкий уровень информированности о проходящем в вашем городе футбольном матче. Задайте себе простой вопрос: как часто вы видите рекламу, зазывающую вас на очередной матч? А ведь незаметно, что наши стадионы ломятся от избытка желающих их посетить. Однако каждый год футбольные клубы жалуются на низкую посещаемость, которая в редких случаях превышает 50–60% от общей вместимости стадиона. Да, возможно, в Москве и Санкт-Петербурге простой зритель избалован множеством регулярно проводимых мероприятий, но ведь в регионах ситуация гораздо хуже. Возникает справедливый вопрос: это потенциальный зритель не созрел до потребления такого продукта, как просмотр футбольного матча на стадионе, или организация на футбольных матчах недостаточна для привлечения широкого круга аудитории?

Источники финансирования

Немаловажным фактором, оказывающим деструктивное влияние на развитие футбола, являются источники финансирования футбольных клубов в нашей стране. Спонсоров можно условно разделить на три большие категории:

  1. частные компании;
  2. государственные корпорации;
  3. субъект Российской Федерации, в котором базируется соответствующий футбольный клуб.

Многие эксперты твердят о пагубном влиянии государственных денег на отечественный футбол. Однако с этим нельзя полностью согласиться. Если финансирование из бюджетов субъектов РФ действительно пагубно влияет на перспективы развития соответствующих футбольных клубов по различным причинам (бюджетное планирование содержит свои особенности), то от финансирования спорта, футбола в частности, государственными корпорациями отказаться вряд ли удастся — в отличие от зарубежных стран, в России частный сектор по экономическим причинам не может принимать активное участие в финансировании спорта.

Помимо этого, стоит сказать о недостаточно эффективной работе футбольных клубов в отношении привлечения новых спонсоров и работы с текущими. Спонсорские активации, проводимые футбольными клубами, либо поражают своей абсурдностью, либо вызывают восхищение — «как лучики света в темном царстве».

Также к проблемам финансирования стоит отнести слабую ориентированность клубов на монетизацию своих болельщиков. Отсюда скудные доходы от продажи клубной продукции и атрибутики. А ведь в европейских командах это является одной из основных статей дохода. Здесь ситуация аналогична той, что мы разбирали при определении способа проведения досуга. Чтобы зарабатывать на клубной продукции, мало одеть каждого болельщика в шарф и игровую майку (что, к слову, ни одному российскому клубу пока не удалось) — нужно иметь целую линейку клубной продукции: от одежды до сувенирной продукции. А на этом поприще футбольным клубам приходится конкурировать в первую очередь с брендами, производящими повседневную одежду и иные товары в сопоставимой ценовой категории. Как видим, пока выбор потребителя делается не в пользу продукции футбольных клубов.

«Игровые» проблемы

К этой категории проблем можно отнести и низкую интенсивность в играх национального чемпионата, и лимит на легионеров, и недостаточное количество игровой практики у молодых футболистов, и многое другое. К лимиту на легионеров можно относиться по-разному: с одной стороны, такое ограничение предоставляет большие возможности участия российским игрокам в рамках матчей чемпионатов России, с другой — он создает искусственное конкурентное преимущество для них, создавая ценность российских футболистов исключительно на внутреннем трансферном рынке, что, соответственно, увеличивает их заработные платы.

При этом игровое время, которое должно достаться молодым российским футболистам, ограничивается не участием легионеров, а турнирными задачами футбольных клубов. Это объясняется тем, что пять клубов по итогам чемпионата выходят в еврокубки, два клуба напрямую выбывают в Футбольную национальную лигу (ФНЛ) и два клуба принимают участие в стыковых матчах за возможность сохранить право на участие в новом розыгрыше чемпионата России, что в общей сложности указывает на наличие девяти клубов, решающих довольно серьезные задачи. В Российской премьер-лиге (РПЛ) принимают участие шестнадцать клубов. Предоставление большого объема игрового времени молодым футболистам в таких условиях является затруднительным, так как результат нужен «здесь и сейчас»; для этого лучше всего подходят опытные, а не молодые и, как правило, «нестабильные» в плане уровня игры футболисты. Здесь вы можете справедливо заметить, что правильным стратегическим решением стало бы увеличение количества клубов, принимающих участие в розыгрыше РПЛ. Но выступление в ней достаточно дорогостоящее, не все клубы способны обеспечить достаточный уровень финансирования и соблюсти иные требования для участия в ней.

Управленческие проблемы 

Управление — важный аспект, который, как правило, нечасто фигурирует в контексте проблем российского футбола. Проблематика выражается в нехватке квалифицированных кадров и, как следствие, управленческом кризисе в клубах. В связи с этим у российских клубов возникают проблемы с встраиванием и реализацией собственных стратегий развития.

В настоящий момент существует множество образовательных программ, дающих релевантные знания в сфере спортивного менеджмента и смежных областей. Помимо новых специалистов, ряды футбольных функционеров регулярно пополняют кадрами из других сфер, например маркетологами или юристами. Также российские клубы приглашают высококвалифицированных иностранных специалистов (так, Хавьер Рибалта уже давно работает на благо футбольного клуба «Зенит» Санкт-Петербурга, Желько Бувач был приглашен в московское «Динамо», Ральф Рангник — в московский «Локомотив»). Такие специалисты способны привнести «свежий» и профессиональный взгляд на процессы, проходящие в футбольном клубе. Безусловно, остается надежда, что это не единичные случаи притока свежих кадров в отрасль и в ближайшем будущем практика станет системной.

Конечно, это не единственные проблемы, которые стоят на пути развития российского футбола. Можно бесконечно говорить о несовершенстве организационной структуры управления в отечественном футболе и процессов в нем, например в системе детско-юношеской подготовки молодых футболистов. Тем не менее в статье обозначены базовые проблемы, которые можно решить «здесь и сейчас».

Автор: Андрей Завертяев, юрист в области сопровождения проектов цифровой платформы «Инициатор»

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья