ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Что предлагают стартапы для домашних питомцев

Любой кризис несет не только проблемы, но и возможности для роста. Мировая индустрия ухода за домашними животными, как многие базовые услуги, сильно изменилась с начала пандемии. Спрос на выгул собак, например, резко упал. Верхние строчки рейтингов заняли телемедицина, персонализированные натуральные корма с доставкой на дом, дрессировка и уход за шерстью. Меняющуюся динамику рынка можно частично объяснить беспрецедентным увеличением количества владельцев домашних животных во время пандемии (тогда выгул собак был почти синонимом свободы). Но более важную роль все-таки сыграли цифровые технологии. Телемедицина, персонализированное питание и терапия антителами переходят из человеческого мира в мир четвероногих. Все самое интересное из индустрии по уходу за домашними питомцами — в обзоре «Инвест-Форсайта». 

Корм и ветеринар по подписке

В 2017 году Андре Жордао (Adre Jordao), сооснователь немецкого стартапа Wunder, решил вернуться на родину, в Португалию. Дома он несколько месяцев занимался консультированием разных стартапов — за его плечами был 7-летний опыт в сфере консалтинга и технологий. На одной из встреч предприниматель познакомился с CEO стартапа shairart Рикардо Маседо (Ricardo Macedo). Разные характеры и взгляды на жизнь, но было одно совпадение — оба обожают собак. Любовь к животным натолкнула предпринимателей на бизнес-идею — создать сервис по подписке с ежемесячной доставкой персонализированного собачьего корма и неограниченным доступом к онлайн-консультациям ветеринаров.

«Я всегда был страстным поклонником собак и не мог понять, почему рынок домашних животных такой холодный, транзакционный и фрагментированный, — рассказывает “Инвест-Форсайту” Адре Жордао. — Так появился Barkyn: я хотел создать бренд, ориентированный на благополучие собак, где владельцы могли бы найти все необходимое для ухода за своими животными в одном месте». 

Сейчас, спустя четыре года, Barkyn — одна из самых стремительно растущих компаний на рынке по уходу за домашними животными. В 2020 году, по данным TechCrunch, проект ежеквартально рос на 40% по всей Южной Европе.

«Наша цель — ежегодно увеличивать как минимум вдвое свой доход», — добавляет предприниматель.

Собравший €10 млн инвестиций Barkyn работает по подписке. За ежемесячную оплату — три тарифных плана на выбор: собаководы получают корм и онлайн-консультации ветеринаров. Всю еду Barkyn готовит из натуральных компонентов, например в меню есть куриная грудка или филе лосося с брокколи и другими овощами/фруктами. В приготовлении корма стартап использует персонализированный подход — состав и объем еды рассчитывается, исходя из возраста питомца, его веса и пола.

«Все больше и больше владельцев собак стремятся дать своим питомцам самое лучшее. Многие считают животных настоящими членами семьи», — добавляет Жордао.

Тарифный план также рассчитывается индивидуально. Если, к примеру, в вводные данные забить параметры кобеля, чей вес составляет 6 кг, а возраст колеблется в промежутке от 3 до 7 лет, сумма ежемесячной подписки составит €17. Премиум-план для той же собаки обойдется около €30. Во время пандемии Barkyn показал высокий рост.

«Все больше клиентов стремились получить еду в удобное (и безопасное) время прямо у дверей. Они также могли неограниченно пользоваться услугами ветеринара в онлайн-режиме. Им не нужно было постоянно выходить из дома», — поясняет сооснователь компании.

Сейчас стартап, по его словам, обслуживает более 56 тыс. клиентов. Сервис доступен не только в Португалии, а также в Италии и Испании. Экспансия в эти страны — лишь начало, цель Barkyn — зарекомендовать себя как бренд для домашних животных № 1 во всей Европе.

Инновационное лечение PetMedix

Собаки болеют раком так же, как люди. По данным Ветеринарного онкологического общества, рак является основной причиной смерти 47% собак и 32% кошек. В ветеринарии с этим заболеванием обычно борются тремя способами — химиотерапия, лучевая терапия и хирургический метод.

Основанный в 2019 году кембриджский стартап PetMedix предлагает использовать в лечении домашних животных терапию антителами. Компания разработала платформу, с помощью которой можно создавать собачьи и кошачьи антитела в трансгенных мышах. Биотех-проект получил финансирование в размере £10 млн и готовится представить лекарственные препараты в 2025 году.

У истоков PetMedix стоит известный британский генетик и профессор Аллан Брэдли (Allan Bradley). Он преуспел не только в науке. В 2010 году Брэдли основал стартап Kymab, который занимался разработкой терапии человеческих антител. В январе 2020 года французская международная фармацевтическая компания Sanofi купила его проект за $1,4 млрд.

Через несколько лет после того, как Брэдли запустил Kymab, он решил применить разработанную для людей терапию антителами в лечении животных. Лучший способ сделать это — начать исследования в своей академической лаборатории в Wellcome Trust Sanger Institute. В качестве аспиранта профессор выбрал Джолиона Мартина (Jolyon Martin). Ранее он занимался развитием стартапа Simprints и работал в операционном отделе Horizon Discovery.

«Я три года трудился над созданием ранней версии нашей платформы Ky9™. После получения докторской степени мне удалось продвинуть проект достаточно далеко, чтобы основать компанию», — рассказывает «Инвест-Форсайту» Джолион Мартин.

Разработанный им в рамках докторской диссертации способ использования мышей для экспрессии собачьих антител лег в основу технологии PetMedix. Третьим соучредителем стартапа стал бывший гендиректор цифровой медицинской компании Congenica Том Уивер (Tom Weaver).

«Антитела — естественная часть нашей иммунной системы. Это белки могут очень плотно и специфично связывать вещи на одном конце, а затем действовать как сигнал для остальной части иммунной системы на другом. Такие свойства делают их отличными лекарствами и являются одними из самых успешных (они входят в 7 из 10 самых продаваемых лекарств для человека)», — объясняет доктор Мартин.

Основной способ получения терапевтических антител — мыши. С помощью передовых научных методов можно заменить гены антител мыши на гены антител человека, собаки или кошки.

«Мышь совершенно здорова, и изменение не имеет негативных последствий, но это означает, что теперь мы можем использовать этих мышей для обнаружения антител, которые идеально подходят к виду пациента. Моя работа использовала эти методы для замены генов собачьих антител в геном мыши, чтобы она могла вырабатывать полностью собачьи антитела», — поясняет Джолион Мартин.

В начале 2021 года PetMedix объявил о партнерском соглашении с Boehringer Ingelheim Animal Health. Это второй по величине бизнес в области ветеринарии в мире с объемом продаж в £3,5 млрд за 2019 год. После объединения PetMedix по-прежнему отвечает за исследования и разработку антител, а Boehringer Ingelheim — за коммерциализацию продукта. Чтобы вывести терапию для животных на рынок, по мнению Тома Уивера, потребуется около $20 млн и 4 года на получение разрешения регулирующих органов. За два года существования PetMedix добился успеха — уже доработана «собачья» платформа, ведутся исследования для «кошачьей» платформы. Первые лекарства для собак стартап планирует выпустить на рынок примерно в 2025 году. Цены на препараты, обещают в PetMedix, будут доступны владельцам домашних животных.

«В ветеринарии можно делать очень доступные лекарства, в том числе и на антитела, — поясняет доктор Мартин, — первое домашнее антитело, появившееся на рынке, Cytopoint, продается по цене около $100 в месяц, и его огромный коммерческий успех показывает, что владельцы готовы платить за эффективное лекарство по этой цене. Обеспечение доступности лекарств является центральным вопросом нашей науки, и мы стараемся отбирать кандидаты в антитела с лучшими характеристиками».

Первой страной, куда планирует выйти кембриджский стартап, станут США, где объем рынка ухода за домашними питомцами оценивается в $103,6 млрд. Здесь PetMedix есть куда расти, особенно учитывая, что примерно половина собак в США страдает от лишнего веса и умирает от рака, воспалений и других серьезных заболеваний.

Минимум углеродных следов 

Сократить углеродный след от домашних животных и сделать их рацион натуральным может новый стартап из Финляндии. Основанная в 2019 году компания Alvar Pet наравне с ведущими корпорациями борется за разумное отношение к природе. В своем корме вместо красного мяса в проекте используют курицу или балтийскую сельдь, а также овёс и бобы. Производство Alvar Pet организует с помощью зеленой энергетики, а продукт доставляет в экологичной упаковке. Сможет ли стартап выйти на международный рынок и решить экологические проблемы?

Сооснователь Alvar Pet Ханна Лемметти (Hanna Lemmetti) любит собак с детства. В 15 лет она содержала небольшой груминг-шоп в подвале дома родителей. Вечерами после школы девушка подрабатывала, приводя в порядок чужих собак. В 2010-м она поступила на факультет маркетинга в Университет Тампере. После выпуска сразу начала работать по специальности. Последние четыре года Ханна Лемметти проработала в креативном агентстве Miltton Creative. В 2019 году девушка попала в список 30 лучших финских специалистов по маркетингу до 30 лет. Второй основатель Илари Хаатая (Ilari Haataja) был вице-президентом инвестиционной компании EQT. Он познакомился с Ханной около десяти лет назад через общих друзей.

«Илари такой же любитель собак, как и я. Он знал о моем опыте работы в маркетинге и обратился ко мне, когда только начинал работать над идеей Alvar Pet», — добавляет Ханна.

В то время как многие другие отрасли перешли на путь устойчивого развития, индустрия кормов домашних животных по-прежнему растрачивает ресурсы планеты.

«За последние годы эта сфера пережила невероятно резкий рост. Мы наблюдали быстрый скачок популярности владения домашними животными. За десять лет вдвое увеличились суммы, которые люди тратят на своих питомцев. Самым большим драйвером роста кормов для домашних животных стала премиализация, и в данном случае это означает повышение содержания мяса и даже использования ингредиентов, пригодных для людей. С точки зрения устойчивости эта тенденция оказала весьма тревожное влияние», — уточняет Ханна Лемметти.

Владение собакой не должно противоречить окружающей природе. Эта мысль легла в основу концепции Alvar Pet. В 2019 году финский проект нашел инверторов — объем предварительного и посевного финансирования составил $1,85 млн — и запустил первую линейку продукта. Alvar Pet тоже работает по подписке. План питания для каждого четвероногого покупателя составляется индивидуально.

«Наша миссия — минимизировать углеродный отпечаток. Мы делаем это за счет сокращения выбросов по всей цепочке создания стоимости: от источников ингредиентов до производства, упаковки и логистики. В результате наши рецепты кормов для собак имеют на 84% меньше углеродного следа по сравнению со средним показателем сухого корма премиум-класса. А то немногое, что осталось, мы компенсируем», — рассказывает сооснователь проекта.

С момента запуска в 2019 года Alvar Pet доставил более 300 тыс. упаковок корма. Успешный старт позволил проекту развернуться в этом году на совершенно ином уровне. Только за апрель, по словам Лемметти, компания продала 130 тыс. обедов.

Средняя стоимость сухого корма Alvar Pet составляет менее чем €55 за 8 кг (1 кг = €6,8). Несмотря на то что конкуренция на европейском рынке кормов для домашних животных огромная, ниша продуктов, произведенных в рамках устойчивого развития, относительно свободна. Alvar Pet пользуется своим преимуществом — недавно финский проект расширился до Германии. Следующие на очереди — страны Северной и Центральной Европы.

«Многие из рассматриваемых стран имеют довольно схожую динамику рынка, а также спрос на устойчивую альтернативу, подобную нашей», — заключает Ханна Лемметти.

Автор: Ольга Гриневич

Фотографии предоставлены компаниями

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья