ENG
В мире, Стартапы

Дополненная реальность для туристов

В 2010 году Денис Буличенко основал в Москве компанию DENIVIP Media, занимающуюся разработкой видеопорталов, обработкой видеоконтента, его развертыванием и защитой в Сети. Первым клиентом стал видеопортал Zoomby. За ним последовали другие, не менее крупные проекты — Omlet Content Portal для МТС, Oll.tv или, например, портал Now.ru. В 2015 году предприниматель запустил вторую компанию, но в Италии и на travel-тематику. Оборот Routes Software S.R.L. в 2017 составил €400 тыс. Основную ставку Денис Буличенко делает на развитие мобильного приложения PeakVisor. Это персональный гид по горам на основе функции дополненной реальности (AR). В интервью «Инвест-Форсайт» бизнесмен рассказал, как он открывал офис в Италии, зачем нужна коммерчиалиста и в чем заключаются слабые и сильные стороны его проекта.  

Второе дыхание

Видеопортал Zoomby стал самым первым крупным проектом компании DENIVIP Media, которую в сентябре 2008 года мы оформили как юридическое лицо. После этого в течение нескольких лет наша команда так или иначе участвовала во всех крупных видеопроектах в России и СНГ. Частично это было связано с тем, что мы обладали экспертизой по наиболее востребованной системе защиты контента в интернете Adobe DRM, которую тогда требовали крупные правообладатели. Хотя на первом месте, наверное, все же стояла целеустремленность и технический профессионализм наших разработчиков. Со временем ажиотаж на видеопорталы в России спал — почти все крупные медиакомпании запустили свои проекты. Рынок начал консолидироваться. IVI купила компанию, которая занималась разработкой их портала. Мы тоже чуть было не стали частью одного из крупных медиахолдингов. Постепенно все наши проекты стали зарубежными. Мы активно разрабатывали видеопродукты для компаний из Европы, Австралии, США. В то же время хотелось создавать свои продукты и работать с конечными пользователями, чтобы не переживать о наличии достаточного количества проектов в очереди.

Так, за несколько лет работы мы запустили разные аудио-, видеоприложения в App Store и Google Play, получили первый опыт продвижения своих программных продуктов. В какой-то момент мы поняли: хочется сделать travel-продукт, который бы решал наши собственные проблемы поиска интересных и неизбитых мест во время отпуска. Обычно такой поиск занимает кучу времени. Нам хотелось оптимизировать процесс. Нанести на карту все интересные места и подбирать их под интересы пользователя. Одной из фишек планировалось сделать дополненную реальность: чтобы пользователь мог, направив камеру на достопримечательность, узнать о ней все. Это было в 2014 году, задолго до того, как Apple представила ARKit.

Работу над любым стартапом важно вести как можно ближе к конечному пользователю. В нашем случае это туристический трафик. Учитывая наши международные амбиции — проект хотелось сделать «на весь мир», — лучшего места, чем Европа, было не найти. Поэтому я решил поработать в центральной Европе, поближе ко многим туристическим достопримечательностям с большой посещаемостью. Компания DENIVIP Media осталась в России. Ее сфера — разработка сложных мобильных приложений и онлайн-видеопорталов. Я же сфокусировался на создании продуктов в туристической отрасли в Европе, запустил компанию Routes Software S.R.L. В Москве у нас сохранился доступ к уникальным специалистам в технической отрасли. Благодаря российским корням мы можем делать продукты очень высокого уровня. Чаще всего — до привлечения инвестиций — аналогичные стартапы не могут себе этого позволить.

Под солнцем провинции Комо 

В 2014 году я выбирал страну для ведения бизнеса в центральной Европе. Тогда Италия была чуть ли не единственным государством, предлагавшим стартап-визы. Я с семьей переехал в провинцию Комо. Она расположена на севере Италии, а север лежит на пересечении крупных европейских артерий — Швейцария, Франция, Австрия, Германия в нескольких часах езды на машине или поезде. Кроме того, менталитет итальянцев оказался существенно ближе к русскому, чем испанский или португальский.

Сейчас многие страны предлагают стартап-визы. В последнее время несколько моих знакомых предпринимателей выбрали, к примеру, Португалию по этим причинам — визы и налоговые льготы. Но, на мой взгляд, налоговые послабления — все же вопрос оптимизации рабочего бизнеса. Крупным корпорациям важно выбирать налоговую юрисдикцию и оптимизировать прибыль. На их оборотах это приводит к колоссальной разнице. В случае стартапа главное, чтобы просто «взлетел». Поэтому важнее не льготы, а работа с пользователями и рынком в целом.

Сейчас открыть бизнес в Италии довольно просто. Это можно сделать онлайн и бесплатно. Когда мы приехали, онлайн-регистрации еще не было. Поэтому пришлось пройти через всю процедуру «вживую». В этом приключении очень помогло философское отношение. В Италии сильное лобби нотариусов, их количество ограничено государством, и спрос на их услуги крайне большой. Почти все операции с компанией требуют нотариальных услуг, которые стоят, по сравнению с Россией, очень дорого. Значительную часть организационных вопросов закрывает наемный бухгалтер — коммерчиалиста. Это что-то вроде аутсорса бухгалтерии, но с некоторыми функциями контроля над деятельностью предприятия. Очень важно найти хорошую коммерчиалисту — потом ее сложно будет поменять на другую. На оформление Routes Software S.R.L в формате ООО ушло несколько дней. Услуги нотариуса обошлись нам в €2000. Сейчас зарегистрировать фирму можно почти бесплатно и онлайн.

Уровень налоговой нагрузки в Италии относительно высок по сравнению с другими европейскими странами, хотя разница невелика. Мы как ООО платим НДС, налоги на прибыль и на зарплаты. Зарплатные налоги самые большие и сопоставимы с размером самих зарплат. НДС составляет 22%, а Corporate Income Tax — 24% (+3,9%).

Первые шаги

После оформления юридического лица и решения миграционных вопросов, которые, кстати, заняли приличное количество времени на всю семью, я начал искать офис и местных специалистов. Мне пришлось погрузиться в совершенно новую среду с незнакомым языком… Искать офис в Италии было сложно (так же, как и жилье).

Здесь рынок аренды работает иначе, чем в России. Многое держится на личных контактах, часто требуется знание итальянского. В конечном итоге через стартап-комьюнити мне удалось найти технологический парк в окрестностях Милана, в котором мы развернули свою штаб-квартиру. Офисы чаще всего сдают пустыми. Поиск мебели оказался той еще задачей. IKEA коммерчиалиста отмела, сказав, что мы находимся в центре мирового производства мебели, и отправила меня по деревням. Мебель для офисов там уникальная, как в плане цены, так и в плане качества и эстетического удовольствия. Ситуация, правда, осложнялась тем, что я не говорил по-итальянски. Так совпало, что итальянцы готовились всей страной уйти в отпуск через месяц и надо было торопиться. В августе, как оказалось, они действительно почти все ушли в отпуск: закрылись кафе, бары, рестораны и столовые в нетуристических районах, в том числе вокруг нашего офиса. За едой мы ездили в супермаркет в Милан.

Это сейчас очень популярны всякие коворкинги. Если бы сегодня передо мной стояла аналогичная задача по поиску места дислокации, я бы, скорее всего, пошел по этому, более простому, пути. В Милане коворкингов — на любой вкус и цвет. Есть, например, место, где готовят шикарные обеды (в Италии вообще с едой все хорошо) и во время приема пищи требуют закрывать компьютер! Для нашей компании, в которой сейчас работает 6 человек (пара итальянцев, остальные русские), коворкинг — оптимальное решение.

Лучше гор могут быть только горы

После переезда в Италию идея сделать travel-проект с дополненной реальностью преобразовалась в дополненную реальность для гор. Мне как человеку, выросшему на равнине, горы кажутся важнейшими достопримечательностями. Переехав в Италию с семьей, мы были очень удивлены тем, что местные проводят в горах каждые выходные и занимаются пешеходным туризмом (hiking). Нам, конечно же, было сложно искать информацию о маршрутах и горах — чаще всего такая информация есть только на местном языке. В итоге мы выделили дополненную реальность в отдельное приложение PeakVisor и последние два года занимаемся его разработкой.

Наше приложение уже год доступно в App Store и Google Play. До совершенства ему еще далеко. Приложением пользуются — мы приближаемся к отметке в 50 тыс. пользователей, но говорить о существенном коммерческом успехе рано. В масштабе мировых объемов аудитории увлекающихся горным туризмом, 50 тыс. — небольшой процент. Сейчас из рабочего прототипа мы делаем отполированный продукт. К тому же технологии не стоят на месте, часто нужно использовать новые возможности, чтобы оставаться на вершине технологического прогресса. Сегодня, например, мы работаем над интеграцией ARKit и ARCore.

В нише мобильных travel-приложений, конечно, есть конкуренты. Это хорошо. Хуже, когда их вообще нет. Один из соперников разработал продукт долгое время назад и практически не развивал его все эти годы. Мы обошли его в техническом плане, но он, наработав пользовательскую базу, до сих пор удерживает лидерство. С другой стороны, есть европейский стартап FatMap, который делает трехмерные карты. Он успешно привлек инвестиции. Мы опережаем его в техническом плане, но сильно уступаем в маркетинге. Вообще, это беда российских предпринимателей. Мы очень хорошо решаем сложные технические задачи, но плохо «продаем». В реальной жизни умение продвигать продукты ничуть не менее важно, чем умение качественно их создавать. Вы можете делать лучшие автомобили в мире, но если о вас никто не знает, какой в этом толк?

Сейчас у нас нет инвесторов. Приложение PeakVisor развивается на собственные средства. Основные деньги мы зарабатываем на разработке ПО для наших клиентов. В свое время я пытался привлечь инвестиции, но был недостаточно настойчив в этом вопросе. Проще было заработать деньги, чем убедить кого-то поверить в наши идеи. Надеюсь, в скором времени ситуация изменится. PeakVisor постепенно движется к самоокупаемости. Это платное приложение. Летом мы первый раз вышли на доход чуть больше расхода. До окупаемости еще предстоит пройти приличный путь, но, надеюсь, в следующем году мы преодолеем его.

К хорошему быстро привыкаешь

Моя адаптация идет очень медленно — я работаю в основном с русскими и иностранцами, среди которых нет итальянцев. Сейчас она, правда, ускорилась: дочка пошла в школу, у нас появились знакомые итальянцы, с которыми можно практиковать язык. В изучении итальянского важна мотивация. Ради работы и шанса остаться в Италии некоторые беженцы, например, за несколько месяцев достигают высокого уровня в изучении языка.

Италия подкупает развитой инфраструктурой. Я живу в маленьком городе с горным озером, а работаю в крупном технологическом центре около Милана. На дорогу трачу не более получаса — к этому быстро привыкаешь. В Москве я частенько добирался до офиса по два часа. Инфраструктура, на мой взгляд, важна семьям с детьми — удобнее жить в относительно небольшом городе, чем в мегаполисе. В Италии удивительная природа, особенно горы. Повсюду царит постоянное ощущение «отпуска». Сначала сложно было привыкнуть к тому, что основная часть бизнеса закрывается на август. Для нас это самое активное время.

Италия прекрасна всем, кроме налогов. Сейчас в России создаются довольно неплохие условия для бизнеса. Те же налоги — немного меньше, чем в большинстве европейских стран. За пределами Москвы постепенно создается неплохая инфраструктура. Надеюсь, в скором времени в России, как в Китае, будут активно поддерживать стартапы на государственном уровне и развивать венчурную экосистему. Поэтому, вполне возможно, когда-нибудь мы вернемся домой.

Беседовала Ольга Гриневич

ФОТО представлены Routes Software S.R.L.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья