ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Как ни крути: когда электробайки заменят обычные велосипеды

На фронте велостроения происходят глобальные изменения. Обычные велосипеды уходят в прошлое. Согласно исследованию Persistence Market Research, к 2022 году объем мирового рынка электрических велосипедов достигнет $19 млрд. Самым прибыльным станет Азиатско-Тихоокеанский регион (исключение — Япония). За лакомый кусок уже борются автогиганты вроде BMW, Audi или Mercedes-Benz и малоизвестные стартапы и компании, никогда не производившие транспорт, а занимающиеся модой, — например, Lacoste и Hermes. Чтобы предложить рынку люксовые модели, они приглашают известных дизайнеров и улучшают скоростные характеристики устройств. Другие, например, компания Sondors и шведский стартап Stark Drive, пытаются сделать электробайки доступными для масс-маркета. А такие компании, как индийский проект Spero, балансируют где-то посередине.   

Китайское качество

В 2010 году шведский инженер в сфере возобновляемой энергетики Оскар Старк (Oscar Stark) подбирал себе электрический велосипед в магазинах Стокгольма, но остался разочарован. Новенький электробайк стоил как подержанный автомобиль — от 25 тыс. до 60 тыс. шведских крон. Годом позже он нашел в Китае, что искал, — велосипед за $1200. Чтобы понять, откуда такая цена, Оскар проанализировал затраты на каждую деталь.

«В Китае оборудованный неэлектрический горный велосипед стоит от $150 до $200. В электробайке те же компоненты, что у него, кроме аккумулятора и двигателя», — объясняет он.

Подсчеты показали большую наценку. Тогда Старк решил начать «ценовую» войну в этой нише — сегодня его электробайк Stark Drive стоит смешные $399.

Разработка прототипа велосипеда заняла около двух лет. На него ушли личные сбережения Оскара (точную сумму предприниматель не раскрывает. — ред.).

«По иронии судьбы, это довольно дорого — разработать самый доступный в мире электрический велосипед. Однако я воспринимал траты как инвестиции в будущее», — говорит Старк.

Он не изобретал ничего нового, а взял готовый каркас, доступный на китайском рынке с 2011 года, и добавил в него аккумулятор и двигатель. На первый взгляд, задача проще простого.

«На самом деле, много времени ушло на разведку заводов в Китае, переговоры с производителями аккумуляторов и двигателей и выяснение логистики», — добавляет Оскар.

Крутить педали на базовой модели Stark Drive помогает мотор 250W. Всего у велосипеда 21 передача. Уровень заряда и скорость (до 25 км/ч) видны на дисплее, установленном на руле. У велосипеда есть USB-порт, чтобы можно было подзарядить портативные девайсы. В дизайне Stark Drive предприниматель учел небольшие размеры лифтов в Швеции — электробайк складывается за несколько секунд. Батареи Panasonic, спрятанной внутри рамы, хватает на 60 км. Ее можно вынуть и зарядить от простой розетки дома или на работе, либо оставить в раме и подключить к зарядному устройству. Помимо базовой модели Stark Drive, есть более усовершенствованные версии — Stark Drive City+ и Stark Drive Advanced. Они отличаются мощностью (350W), скоростью (до 32 км/ч) и ценой — $599 и $799 соответственно.

Ставка на доступность

«Массовое распространение электрических велосипедов сдерживали посредники, стоявшие между фабрикой и конечным потребителем, — считает Оскар. — Например, велосипед стоимостью $100 в Китае попадал в руки клиентов в США по цене $1500—2000».

Старк решил убрать из цепочки лишних людей и напрямую заключил договор с китайской фабрикой. Та согласилась выпускать до 4000 электровелосипедов в месяц, еще 2000 устройств готова производить ее дочерняя компания. Следить за качеством товара стартапер нанял команду в Поднебесной.

Чтобы реализовать концепцию доступного велосипеда, ему пришлось ввести практику оплаты вперед или ждать краудфандинговой поддержки (на момент публикации 515 покупателей вложили в производство Stark Drive $564 482). Такая бизнес-модель сказалась на сроках доставки — первая партия электровелосипедов шла 3-4 мес. и пришла аккурат к концу 2017 года.

«Ряд производителей обычно делают некий «запас» велосипедов, — поясняет Оскар Старк. — Это существенно увеличивает затраты и конечную цену».

Его цель на следующий год кажется фантастический — сохранить стоимость в $399, отправить покупателям около 5000 велосипедов и сократить время доставки до недели. Как именно?

«Творческий подход», — интригует Старк.

Его интересует весь мир, особенно — страны БРИКС.

«Поскольку на этих рынках существуют сложности с покупкой и распространением электрических велосипедов», — добавляет Оскар.

В скором будущем эти устройства, по его мнению, станут доступными по умолчанию. У каждого велосипеда будет встроенный электрический компонент, который можно включить и выключить в любое время.

«Неэлектрические велосипеды, как лошади, отойдут в прошлое. Транспорт, работающий на газе, тоже в конечном итоге обгонят электромобили», — заключает он.

Сделано в Индии

Индийский инженер Маникандан (Manikandan) уже много лет занимается семейным бизнесом. Его компания Milltex выпускает оборудование для переработки натуральных волокон. Идея запустить новый проект в сфере электромобильности пришла предпринимателю во время двухнедельного визита в Новую Зеландию в 2013 году. Сначала он сосредоточился на управлении электропотреблением, но через 18 месяцев решил выйти на рынок с электробайком Spero.

«Этот продукт был нишевым в Индии. На наше решение запустить производство также повлияло быстрое распространение электровелосипедов во всем мире», — говорит Маникандан.

Разработка проекта Spero заняла около 26-30 месяцев. В создание электровелосипеда инженер вложил порядка $300 тыс. Он планирует достигнуть точки безубыточности к середине 2020 года. При выводе продукта на рынок Маникандан руководствовался простой логикой — индийцы среднего возраста увеличили свои расходы на спорт.

«Поскольку с 1990 года Индия считается столицей знаний, большинство образованных людей стали менее активны в физическом плане», — объясняет инженер.

В Spero он оставил возможность самостоятельно крутить педали, а в случае усталости задействовать мотор и за 10 секунд разогнаться до 25 км/ч.

Всего в линейке представлены три модели — е30 (способен проехать 30 км на одном заряде), е60 (соответственно 60 км) и е100 (заряд рассчитан на 100 км). Все они оснащены пятиступенчатыми цифровыми передачами, дисплеями и разъемами для подзарядки смартфонов. Литий-ионные батареи легко вынимаются и подзаряжаются от бытовой розетки. Однако в Spero не обошлись без инноваций. К ним, например, можно отнести зарядное устройство 5А. В отличие от 2А, которая заряжает батарею от 2-6 часов, та справляется за 90 минут.

Электровелосипеды собираются в Индии, но комплектующие для двигателей, электронику и шины заказываются в Китае, Тайване и Корее.

«Мы планируем локализовать производство двигателей в течение 18-24 месяцев, а затем обеспечить постоянную поставку ключевых компонентов — качественные магниты», — говорит предприниматель.

В рознице цены на индийские электробайки стартуют от $825 и доходят до $1250.

Широкий охват

«С момента нашего выхода на рынок в Индии открылось несколько фабрик, выпускающих электробайки, — объясняет стартапер, — но никто из них не предлагает регенеративное торможение, круиз-режим (на нем можно ехать без ускорения — ред.) или прогулочный режим, а также возможность проехать 100 км на одном заряде».

В 2016 году Маникандан в поисках дополнительных инвестиций вышел с краудфандинговой кампанией на Fuel a Dream. Индийский велосипед собрал $38 650. Бэйкеры получили 100 велосипедов в начале прошлого года с опозданием на месяц. После первой партии Spero выпустил для местного рынка еще 200 устройств и сейчас выполняет заказ на 60 байков.

«В 2016 году мы завершили поставку первой кампании на общую сумму $55 тыс.», — добавляет Маникандан.

В этом году его проект достиг оборота в $70 тыс. В планах на 2018 год — продать 3600—4000 электровелосипедов и постепенно выйти на соседние рынки. В первую очередь стартап ориентируется на Сингапур, Малайзию, Вьетнам, Шри-Ланку, Бутан, Мьянму и Бангладеш.

«Мы рассматриваем несколько стран Европы, но для выхода на них нам нужно перенести производство моторов в Индию и после этого предложить им продукт Make in India», — поясняет инженер.

Экспансия на эти рынки, уверен Маникандан, принесет прибыль и подготовит почву для презентации другого продукта. В Spero заканчивают разработку грузового электровелосипеда. Для Южной и Юго-Восточной Азии с их приятным климатом эта новинка явно будет пользоваться спросом.

Автор: Ольга Гриневич

Фото представлены Spero и Stark Drive

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья