ENG
Регионы / МнениеРегионы / Спецпроекты

Елена Кудряшова: Норвежские технологии для нас не новые

Вторая часть (начало читайте здесь) интервью с ректором Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) Еленой Кудряшовой, в котором мы беседуем об освоении Россией Арктики и участии университета в этом процессе.

 

— Елена Владимировна, одна из тем, которая всех волнует, и она очень популярна, — добыча ископаемых на шельфе. Сейчас эти проекты отчасти находятся в замороженном состоянии. Но очень беспокоит то обстоятельство, что Россия, казалось бы, так долго присутствует в арктических широтах, но, тем не менее, не обладает достаточными технологиями, чтобы обеспечить рентабельную добычу, скажем, нефти на шельфе. И это приводит нас к зависимости от зарубежных партнеров. Есть ли возможность у России как-то компенсировать эту технологическую лакуну, принимает ли САФУ участие в этом процессе?

— Известно, что уникальный опыт работы на шельфе в арктических широтах — у Норвегии. Есть компания Statoil и, соответственно, норвежские университеты, которые готовят для нее специалистов. Мы уже 25 лет работаем и с этими университетами, и с норвежской компанией Statoil. Большое количество профессоров и российских, и норвежских друг у друга побывали, происходит и обмен студентами. Собственно, норвежские технологии для нас не являются новыми, потому что наши студенты уже 25 лет этому обучаются. Более того, несмотря на санкции, которые повлияли, например, на закупку оборудования и возможность использования технологий, сотрудничество в сфере образования и науки продолжается.

С другой стороны, на оборонном «Севмашпредприятии» в городе Северодвинске есть уникальный опыт строительства морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», которая сейчас ведёт добычу нефти на российском арктическом шельфе в НАО. И наши же выпускники и студенты участвовали в строительстве этой платформы. Там были в свое время использованы норвежские технологии, но по мере строительства очень много было внесено и российских ноу-хау. И теперь наши специалисты уже в состоянии строить такие платформы.

САФУ активно участвует в обеспечении такого важного направления экономики, как добыча углеводородов. Так, в Высшей школе энергетики, нефти и газа САФУ можно получить следующие образование по данной тематике: уровень бакалавриата «Нефтегазовое дело», профиль подготовки «Эксплуатация и обслуживание объектов нефтегазового комплекса арктического шельфа». Уровень магистратуры — «Освоение нефтегазовых месторождений арктического шельфа» и «Освоение арктических месторождений нефти и газа на основе современных методов метрологического и информационного обеспечения». Также мы предлагаем нефтедобывающим предприятиям России, работающим на арктическом шельфе, широкий спектр исследовательских проектов. Например, проведение исследований кернового материала; исследование совместимости пластовых нефтей при одновременно-раздельной эксплуатации нефтяных пластов; моделирование разливов нефти на морских акваториях и суше и мероприятия по их ликвидации и другие.

— Добыча углеводородного сырья — отсроченный проект. А какие шаги по расширению российского присутствия в Арктике мы реально ожидаем в ближайшие годы? Как вы полагаете, с чего начнется наше выдвижение в Арктику?

— Считаю, что очень перспективный проект — эксплуатация Северного морского пути, что связано, безусловно, с климатическими изменениями. Очевидно, что Севморпуть — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, Европой и Азией, он более безопасный, а значит, более экономически выгодный. И год от года все больше судов проходит по этому пути. Так, по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, объем грузоперевозок по Северному морскому пути в 2017 году увеличился на 42%: с 7,5 до 10,7 миллионов тонн. К 2020 году, по оценке Росморречфлота, объем перевозок составит 44 миллиона тонн, а к 2030 дойдет до 70 миллионов. Потом, мы пока об этом много не говорим, но есть еще проблема у человечества — качественная пресная вода. Арктические льды — это запасы качественной пресной воды.

— Скоро станем добывать еще и лед?

— Я думаю, такая возможность не исключена; уже отрабатываются технологии такого рода. Ведь на Земле, по разным подсчётам, в общем количестве воды доля пресной составляет всего около 3%. Вместе с тем около 85-90% запасов пресной воды содержатся в виде льда.

— Еще есть очень важная проблема Севера — энергетика: когда холодно, энергии нужно много, а значит, ее нужно беречь и откуда-то добывать. Ваши научные и учебные ресурсы движутся в этом направлении?

— Действительно, для Севера одной из важнейших проблем являются энергетика и энергоемкость экономики, ведь потребление тепловой и электрической энергий на Севере являются значительными ввиду суровых климатических условий. Одним из основных направлений развития Высшей школы энергетики, нефти и газа САФУ и приоритетным научным направлением является энергообеспечение поселений всех категорий и промышленных предприятий Арктической зоны РФ путем внедрения альтернативных источников энергии и гибридных систем, внедрение интеллектуальных электрических систем, а также уменьшение выбросов сажевых частиц от тепловых электростанций. Для примера, САФУ участвует в крупном проекте «Проведение оценки воздействия комплексных энергетических решений по энергообеспечению энергоснабжения пос. Соловецкий», основной целью которого является разработка оптимальной схемы энергоснабжения Соловецкого архипелага, который представляет собой универсальную ценность объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Следует также отметить, что в условиях Крайнего Севера, в изолированных энергосистемах с источником энергоснабжения в виде электростанции на привозном дизельном топливе, вопросы повышения энергетической эффективности потребителей имеют определяющее значение в целях долгосрочного снижения зависимости от «северного завоза» и должны рассматриваться в качестве основного сценария при прогнозировании перспективного энергетического баланса. Вопросами энергоресурсосбережения и повышения энергетической эффективности САФУ также активно занимается, осуществляя научные исследования по данной тематике и внедряя самые современные энергосберегающие технологии.

Мы склоняемся к тому, что в Арктике необходимо развивать и отрабатывать гибридные системы. Это и ветряки, и солнечные батареи, и пеллеты, и, наверное, литиевые батареи. То есть должна быть сложная агломерация, которая бы легко собиралась в различных условиях и была бы включена в информационную систему, чтобы быстро реагировать на температурный режим или если что-то выходит из строя.

— Такая система будет создана?

— Я уверена, что будет, потому что сейчас очень активно работают несколько авторских научных коллективов во взаимодействии с МФТИ, с МИФИ, с коллегами из Аляски, из Фербанкса, из стран Северной Европы. Тема-то суперактуальная.

— Какая самая сильная сторона САФУ с точки зрения образования, с точки зрения подготовки уникальных кадров, с точки зрения научной школы? Где ваша «точка превосходства»?

— Я бы сказала, в каждом из направлений можно выявить что-то уникальное. Думаю, нашей точкой превосходства является вот что. Мы с самого начала, понимая, что Арктику в одиночку осваивать и развивать нельзя, создавали в университете возможность, инфраструктуру для работы сетевыми творческими коллективами, с российскими и зарубежными участниками. Чтобы использовать результаты во благо России в Арктике. В САФУ работает супероснащённый Центр коллективного пользования научным оборудованием «Арктика», Центр космического мониторинга Арктики, единственная в России Лаборатория арктического биомониторинга, Центр коллективного пользования научным оборудованием «Нейрофизиология» и другие научно-исследовательские подразделения. Думаю, одна из наших сильных сторон в том, что университет стал центром взаимодействия, объединяющим вокруг себя разных людей. Это касается и известного за пределами России экспедиционного проекта «Арктический плавучий университет». АПУ — совместный проект САФУ, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Русского географического общества. Это инновационный образовательный проект, во время которого молодые ученые, исследователи Арктики, получают знания и навыки в реальных условиях северных морей. За шесть лет (2012—2017 гг.) состоялось 9 морских экспедиций, в которых подготовку прошли около 500 участников (студенты, аспиранты, ученые), в том числе студенты из зарубежных стран.

Проведено изучение компонентов природной среды, а также исторического культурного наследия архипелагов Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген. Проведены научно-исследовательские работы вдоль части Северного морского пути по гидрологическому, гидрохимическому, ботаническому, географическому направлениям до порта Диксон включительно. Выполненные работы позволят более точно прогнозировать состояние ледовых полей вдоль трассы Северного морского пути. Результаты исследований экспедиции представлены в 255 научных публикациях, в том числе в высокорейтинговых журналах, входящих в базы данных Scopus и Web of Science.

Результаты проекта АПУ получили высокую оценку от целого ряда известных российских и зарубежных политиков и ученых. В 2013 году проект стал лауреатом областной премии имени М.В. Ломоносова в категории «Молодежная наука», а в 2014 году проект получил премию Российского географического общества. Сейчас идёт подготовка к юбилейной, десятой экспедиции «Арктический плавучий университет» в июле 2018 года.

За годы деятельности университет стал признанной российской и международной площадкой для обсуждения вопросов и проблем развития Арктики. Ежегодно мы проводим десятки арктических мероприятий — форумы, конференции, съезды, круглые столы — от регионального до международного уровней. В марте 2017 года САФУ стал площадкой IV Международного арктического форума «Арктика — территория диалога», который собрал более 2400 участников из 31 страны мира. Участие в Форуме приняли представители власти, бизнеса, науки, эксперты, в том числе президенты трёх арктических стран — президент Российской Федерации Владимир Путин, президент Финляндской Республики Саули Ниинистё и президент Республики Исландия Гудни Торлациус Йоханнессон.

— Есть ли выпускники, которыми вы гордитесь, которые востребованы на федеральном уровне?

— Например, руководители современных крупнейших предприятий лесопромышленного комплекса Архангельской области — это наши выпускники. Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат возглавляет Дмитрий Игоревич Зылев, 25-й лесозавод — Дмитрий Александрович Крылов. Выпускники Севмашвтуза — в руководстве Объединенной судостроительной корпорации, в военно-промышленной комиссии. Заместитель Министра культуры Российской Федерации Малаков Николай Алексеевич — наш выпускник. Мы создали Ассоциацию выпускников САФУ, которая очень хорошо работает по взаимодействию со всеми выпускниками, в том числе вузов-предшественников. Успешные выпускники поддерживают наши проекты, часто бывают в университете, встречаются со студентами и преподавателями.

— Как можно было бы раскрыть лозунг создания «первого цифрового вуза России»?

— Такие глобальные вызовы, как цифровая трансформация общества, формирование цифровой экономики, повышение требований к цифровой грамотности, высокая скорость появления и внедрения новых технологий, возрастание информационных потоков, ставят перед университетом новые задачи. Необходимо соответствовать современным требованиям, предъявляемым к организациям цифровой экономики. В ноябре 2017 года Ученый совет САФУ принял Концепцию цифровизации университета, которая описывает текущее состояние развития современных технологий, скорости их применения в различных сферах экономики, определяет необходимость включения университета в процессы цифровой трансформации как неотъемлемого участника государственной политики в области построения цифровой экономики. Мы определили основные принципы и механизмы построения программы цифровизации, а также поэтапный план реализации цифровизации университета. В настоящий момент университет ведет работу над формированием программы цифровизации. Мы понимаем: за цифрой — будущее.

Беседовал Константин Фрумкин

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья