Затянувшаяся забастовка работников французских железных дорог (началась 3 апреля и продлится до 28 июня — это если ее не продлят) внесла коррективы в жизнь обычных офисных работников. Они добираются до работы неведомыми им ранее видами транспорта. Случается, что достичь офиса нет никакой возможности. В крупных компаниях поговаривают, что за месяц забастовок сорвано 20-30% совещаний.
«Наша компания устанавливает системы управления офисами от безопасности до кондиционеров, в дальнейшем мы поддерживаем их функционирование, если сбой невозможно исправить дистанционно, приходится ехать к клиенту, — рассказывает Фредерик Прижен, инженер-информатик Spie Batignolles. — Из-за забастовок поезд нам заменили на самолёт с предоставлением номера в отеле около аэропорта. Я живу в южном пригороде, а работаю в северном, недалеко от Руаси, накануне командировки я иду на работу с чемоданом, ужинаю и ночую в гостинице, а утром на самолёт. Сейчас не только наша компания на всякий случай бронирует несколько номеров в отеле около аэропорта. Раньше при раннем рейсе ты ночевал в пустой гостинице, иногда с китайскими туристами, а сейчас тут рабочая атмосфера, за ужином говорим о делах коллегами и знакомыми. На днях, к обоюдному удовольствию, пересекся с клиентом из Тулузы, за ужином мы обсудили все положения, я заполнил и распечатал договор, а клиент его подписал, мы оба сэкономили много времени».
Можно еще оставаться дома и работать дистанционно или выходить на работу в третье место. Специалисты гадают: понравится французам работать вне офиса и их потом туда не затянешь или по окончании забастовок они радостно побегут занимать свои офисные кресла?
Работа по-другому
Осенью 2017 году президент Эманюэль Макрон подписал указ о внесении изменений в Трудовой кодекс — французские «вечные контракты» уходят в прошлое, уволить работника стало проще, а работать он станет больше: 35-часовая рабочая неделя, вызывавшая зависть всей Европы, может быть увеличена до 60 часов по надобности предприятия. Чтобы создать условия для многочасовой работы, закон ввел новое понятие «дистанционная работа» — телеработа (télétravail).
«Забастовка ускорит внедрение телеработы, — считает Эмили Мериджен, специалист по трудовому праву. — Закон упростил ситуацию — достаточно работнику и его руководству обменяться электронными сообщениями».
Но французы не приняли эту инициативу, на регулярной основе дистанционно работают только 5% сотрудников, а из-за нарушения норм безопасности 60% работодателей отказались внедрять телеработу. Исследование Symatec 2017 показало: каждый пятый французский работник не заботится о защищенности компьютера. Присутствует и психологический фактор.
«Поколению 50+ нужен офис, — считает Марион Вале-Армелино, специалист по социальной психологии. — Для них работа на дому — это потеря статуса и устоявшегося за десятилетия жизненного уклада, когда ситуация нормализуется, они вернутся в офис».
Как работать на дому
Сотрудники отделов кадров — именно их интересует, что делает сотрудник, не явившийся в офис, — выпустили инструкции по дистанционной работе. Несколько советов от французских кадровиков могут помочь всем работающим дома.
- Организовать офис — идеально с закрывающейся дверью, чтобы отгородится от отвлекающих факторов.
- Оборудовать офис — столом, креслом, большим экраном или даже двумя, клавиатурой, мышью, веб-камерой, наушниками, городским телефоном — разумно приобрести вторую линию, чтобы не использовать личный номер.
- Провести работу с семьей — каждый член семьи должен понимать, что вы находитесь дома не потому, что у вас выходной.
Французы не были бы французами, если бы не дали следующий совет:
- Сделайте настоящий перерыв на обед — придерживайтесь организации рабочего дня как в офисе, поборите соблазн проглотить сандвич перед компьютером, не останавливая работу, воспользуйтесь тем, что вы дома и посвятите час себе — насладитесь вкусным обедом, посмотрите телевизор, займитесь глажкой или выйдите подышать свежим воздухом.
«Работать дома невозможно, — считает Фредерик Прижен, — постоянно что-то отвлекает: на кухне скопилась грязная посуда — загрузил-запустил посудомойку, в ванной мокрый пол — дети принимали душ, грязное бельё торчит из корзины — рассортировал-запустил стиральную машину, вымыл пол. Только ответил на сообщения — бельё достиралось, выгрузил-развесил, запустил следующее, пообедал, немного поработал, дети из школы пришли, за полдником обсудили школьные новости, вечереет, пора ужин готовить — скоро жена с работы придёт».
Специалист предостерегает
«Чаще контактируйте с живыми людьми, — советует Марион Вале-Армелино. — У человека, работающего дома, особенно если он живёт один, достаточно быстро возникает чувство одиночества и, как следствие, депрессия. Старайтесь выезжать к клиентам и поставщикам, время от времени напрашивайтесь поработать у них в офисе несколько часов, это напомнит вам, в каком привилегированном положении вы были у себя дома».
Третье место — рабочее пространство XXI века
В связи с забастовкой транспортников регион Иль де Франс, чтобы помочь жителям найти помещения для работы, разместил интерактивную карту региона с указанием третьих мест.
620 объектов разделены на три категории: коворкинги, офисы и вокзальные миниворкинги, к 2021 году их будет около 1000, сегодня — всего 800 по всей Франции. До последних событий эти рабочие пространства занимали фрилансеры и стартапы, сейчас сюда заглядывают «белые воротнички», но даже в пик блокировки транспорта их было не более 6-8%, в основном молодежь, на дух не переносящая классические офисы. Улавливая эту тенденцию, группа Générali предлагает своим сотрудникам работать в третьем месте два дня в неделю ради их хорошего настроения и сохранения окружающей среды.
«Дело работодателя — найти сотрудникам третье место для работы, например, в регионе, где живет несколько человек, арендовать небольшое помещение или коворкинг. Мэрии заинтересованы в благополучии своих жителей и не откажутся пустить их на время в зал торжеств или другое помещение», — считает Бруно Ренар, ответственный за мобильность в регионе.
«Перехваточное» бюро для провинциалов
Компания Covéa со штаб-квартирой в Париже владеет страховыми брендами MMA, MAAF и GMF, их головные офисы находятся в Ле-Мане, Ниорте и Париже. Работа страховщика предполагает мобильность и конфиденциальность. Чтобы не расширять офис Covéa в Париже, компания открыла рабочие центры Cov'espace на вокзалах Сен-Лазар и Монпарнас, где провинциальные сотрудники могут поработать в привычных условиях корпоративного стандарта, встретиться с парижскими коллегами, провести мероприятия в уютных конференц-залах.
«Мы столкнулись с парадоксальной ситуацией, офисы в штаб-квартире пустуют, а в Cov'espace переполнены, — удивляется Лоик Лекалло, директор по недвижимости. — Были попытки открыть Cov'espace случайным посетителям, но наши сотрудники на это не согласились».
Автор: Екатерина Гадаль