ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Прогнозы, Технологии

Где в сфере технологий нужно импортозамещение

Вячеслав Володкович

Вячеслав Володкович

Генеральный директор компании «Аэродиск»

Вокруг импортозамещения сломано немало копий. В стране действует сразу несколько сил. Одни пытаются отсрочить процесс, всеми силами отложить переход на отечественные технологии. Другие, наоборот, усиленно инвестируют в российскую разработку и переводят производственные мощности в страну. Сейчас становится понятно: процесс не остановить, он уже приносит первые ощутимые результаты. Эта статья — попытка посмотреть на российское импортозамещение «сверху» и оценить, какие задачи предстоит решить отечественным производителям в ближайшем будущем.

Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Часть первая: аппаратное обеспечение

Сегодня российский технологический рынок испытывает самый острый дефицит в области отечественного аппаратного обеспечения. Ключевая сложность — производство на территории России: производственные мощности уже есть (например, в стране может производиться достаточно СХД, чтобы выполнить требования по импортозамещению КИИ), но этого все еще недостаточно, чтобы обеспечить полную технологическую автономность в стране. При этом уже можно с большой уверенностью говорить о развитии российского оборудования для ИТ-инфраструктур.

  1.  Корпуса

Буквально несколько лет назад ряд российских заводов научился делать качественные корпуса. Это уже отличный шаг, ведь они нужны везде: и для производства пользовательских компьютеров, и для создания сложных промышленных серверов. При этом такие корпуса выполнены полностью на территории России — даже руда для них добыта у нас. В результате российские производства уже делают десятки тысяч корпусов, которые используются в полностью отечественных решениях, например в серверных платформах «Норси-Транс». Но чтобы удовлетворить потребности рынка, не закупая оборудование за рубежом, необходимо производить сотни тысяч и миллионы корпусов. Поэтому задел для развития пока остаётся высоким.

  1. Комплектующие для вычислительной техники

Похожая ситуация наблюдается с материнскими платами и другими аппаратными составляющими вычислительной техники. Их тоже научились делать только несколько лет назад, поэтому движение вперёд есть, но «закрыть» спрос полностью пока не удаётся. Очень непростое положение у отечественных процессоров: у нас просто физически нет производства мощностей, которые бы позволяли создавать их в России. Конечно, можно поступать так, как делает весь остальной мир — производить процессоры в Тайвани. Но и тут есть свои подводные камни. Например, недавно компания Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC), крупнейший поставщик процессоров для Huawei, отказалась от сотрудничества с китайским партнёром под давлением американских властей. Поэтому такой сценарий связан с высокими рисками: как только Россия выйдет на объёмы заказов, соизмеримые с сотнями тысяч и миллионами процессоров, на нас обратят внимание — и с большой вероятностью за этим последуют неприятные санкции.

Локализация производства процессоров — критически важная задача для российского ИТ-рынка. И задача крайне сложная, так как она лежит не в коммерческой и даже не в политической плоскости. Но для нашей страны это далеко не новый вызов: мы уже сталкивались с подобным в 1930-е годы, когда в стране не было производств, а они были необходимы — и очень срочно. Хотя производить процессоры российские разработчики умеют, технология производства понятна и вполне налажена, пусть и на зарубежных производствах. Например, в следующем году планируется выпуск 16-ядерного процессора «Эльбрус 16С». Всё указывает на то, что архитектура e2k не будет уступать архитектуре amd64/x-86.

  1. Оперативная память

Самая трудная ситуация наблюдается с чипами памяти, которые используются в SSD-накопителях и в качестве основного элемента оперативной памяти. В России для их производства не хватает не только производственных мощностей, но и самой технологии производства. Поэтому разработка чипов памяти — крайне перспективное направление с коммерческой точки зрения. Но это задача на годы вперёд: два-три года займёт одна разработка. А после ещё придётся столкнуться со многими производственными вопросами.

Часть вторая: программное обеспечение

С программным обеспечением дело обстоит намного проще: оно не требует производственных мощностей. Российские компании уже достигли серьезных успехов, которые признаны и на мировом уровне. Для разработки ПО нужны только профессиональные руки и головы, то есть человеческие ресурсы. Программное обеспечение нужно просто делать, чем, в принципе, и занимаются многие частные компании и государственные организации. Именно поэтому в этой плоскости российский ИТ-рынок показывает хорошие результаты: качественные и конкурентоспособные отечественные решения есть в самых разных сегментах рынка.

  1. Операционные системы

На самом низком, базовом уровне разработки программного обеспечения стоят операционные системы. В России есть как минимум две очень серьёзные компании, которые создают отечественные ОС на базе Linux: «Базальт СПО» (AltLinux) и «Русбиттех» (AstraLinux); это не считая множества организаций «второго уровня». Российские операционные системы подходят и для конечных пользователей, и для решения сложных серверных задач. Их активное внедрение уже стало реальностью, в будущем они окажутся только популярнее.

  1. Инфраструктурные системы

На следующем уровне находится инфраструктурная составляющая, с ней у российского ИТ-рынка всё тоже в порядке. В России есть программное обеспечение, которое решает ключевые инфраструктурные задачи: базовые системы управления, базы данных (PostgresPro), почтовые службы и ВКС (CommuniGate), не говоря уже о большом количестве качественного ПО кибербезопасности (Kaspersky, «Код Безопасности», «Эшелон»). Безусловно, многие моменты ещё требуют совершенствования, но такое ПО уже есть. Причем оно обладает хорошим качеством и активно используется — это факт. Например, компания «Базальт СПО» ведёт разработку своей LDAP-службы как коробочного программного продукта. Она может стать полноценной заменой Active Directory от Microsoft. А в области инфраструктуры СХД и виртуализации российскими разработками занимается «Аэродиск», предлагая системы хранения данных, гиперконвергентные системы и отечественный гипервизор.

  1. Прикладные системы

На следующем уровне необходимо решать прикладные задачи; здесь всё зависит от конкретной отрасли. Во многих направлениях российские решения оказываются лидирующими на нашем рынке — это касается, например, ERP-систем (1С) и систем электронного документооборота (Directum, «Дело», Docvision).

Отдельным испытанием является офисное ПО, с которым сталкивается каждый пользователь компьютера. Традиционно эта «поляна» занята компанией Microsoft. При этом Microsoft достаточно агрессивно ведет себя с точки зрения санкций в отношении своих заказчиков в России, недавняя ситуация с отказом продавать лицензии в МГТУ им. Баумана — яркий пример. Неадекватное поведение транснациональной корпорации подстегивает российских разработчиков быстрее осваивать родной рынок. Тут флагманом является российский коммерческий продукт «МойОфис», который, помимо достойного и качественного функционала, имеет гибкую систему доставки продукта (классические коробочные лицензии, облачная модель или гибридная). Конечно, полностью заменить MSOffice крайне сложно — это очень старый и многофункциональный продукт. Но первые шаги, которые позволяют при помощи 20% усилий реализовать 80% функционала, уже сделаны.

Есть и другие ниши, которые зарубежные игроки успели занять раньше российских, — скажем, ПО для проектирования и строительства. Во всех этих направлениях реально двигаться. В частности, на них нужно обращать внимание государства. Так оно сможет выделять субсидии разработчикам и поддерживать отрасль. В таком случае за год-полтора можно добиться впечатляющих результатов, даже если начинать с чистого листа.

Часть третья: поддержка

Ещё одно направление, важное для развития должного (безопасного) уровня автономности российского ИТ-рынка, — техническая поддержка, которую оказывают разработчики своим заказчикам. Качественная техническая поддержка — половина любого продукта, без неё будет невозможно работать.

Зарубежные ИТ-компании делают большой акцент на качестве обслуживания. В то же самое время среди российских разработчиков этот вопрос часто остаётся без должного внимания. Во многих ситуациях именно поэтому отечественные решения уступают иностранным конкурентам: проблемы с поддержкой отпугивают российских заказчиков от российских производителей. Заказчики банально не хотят пользоваться отечественными технологиями из-за низкого уровня доверия.

Ключевая сложность, с которой сталкиваются российские технологические компании в вопросе обслуживания, — географическая распределенность страны. Однако, например, программное обеспечение можно поддерживать удаленно. Достаточно организовать колл-центр с грамотными специалистами первой линии, которые будут принимать заявки, а в роли дежурных назначить более компетентных специалистов второй линии — для обработки заявок. Кроме того, работу колл-центра можно отдать на аутсорсинг. Качественных подрядчиков, предоставляющих такие услуги в России, довольно много. В таком случае в зоне ответственности разработчика будет лежать только глубоко техническая сторона вопроса: третья линия поддержки, контроль первой и второй линии, организация сбора обратной связи и ведение базы знаний по сложным вопросам поддержки.

С поддержкой оборудования ситуация несколько сложнее: она требует физического присутствия и личного участия специалистов в решении проблем. Но и здесь нет необходимости «изобретать велосипед»: практически по всей территории России уже давно открыты филиалы широких сетей сервисных центров, сотрудники которых умеют качественно работать с оборудованием. Услугами таких центров уже давно пользуются зарубежные компании. Этому примеру в свое время последовал «Аэродиск», организовав поддержку А-класса по всей России в режиме 24/7/365; тому же примеру стоит последовать и другим нашим производителям.

Таким образом, необходимо, чтобы все серьезное программное обеспечение и оборудование покрывалось не менее серьезной поддержкой на нескольких уровнях. Все методики уже известны, пора просто действовать. Организация качественной поддержки — не самый сложный процесс, здесь многое в руках самих разработчиков.

Вопросы законодательства

Для развития отечественных технологий одних усилий разработчиков все же недостаточно — необходимы серьезные меры со стороны государства. Например, чтобы высокий уровень обслуживания стал эталонной практикой, нужны соответствующие стандарты (и, возможно, ГОСТы). А для оборудования и программного обеспечения, используемого в КИИ, вопрос оказания качественной техподдержки должен включаться в процесс аттестации. В целом необходимо продолжать внедрение последовательных и прогнозируемых ограничительных мер, связанных с использованием программного и аппаратного обеспечения. Например, в критической информационной инфраструктуре важно использовать преимущественно российские решения. Это можно делать не сразу, постепенно утверждая сроки и обязательства. Тогда российские организации с КИИ успеют подготовиться и заказать технику на отечественных предприятиях — а они в свою очередь смогут заранее масштабировать производство.

Важно, чтобы российским ПО или оборудованием могли называться только решения, действительно созданные в нашей стране. Необходимо обратить более пристальное внимание на различные реестры, например реестр российского ПО Минцифры или радиоэлектронной продукции Минпромторга. Ни для кого не секрет, что в обоих реестрах сейчас представлено довольно большое количество решений, которые не имеют к российским разработкам абсолютно никакого отношения.

Процесс включения решений в реестры отечественных продуктов необходимо сделать более прозрачным, проверяемым и открытым. А также более простым и быстрым — чтобы честным российским производителям стало легче включать в них свои решения, а «переклейщикам наклеек» с зарубежным оборудованием туда попасть было невозможно. Сейчас с момента подачи заявления до момента появления решения в реестре с учетом всех бюрократических проволочек проходит не менее трех кварталов. Получается, у компании есть продукт, который может реализовать потребность и ответить на спрос рынка, но для его реализации нужно ждать почти год.

Основные выводы

Таким образом, самое пристальное внимание сейчас стоит обратить на развитие компонентов аппаратного обеспечения, а именно: в первую очередь на производство процессоров и чипов памяти на территории России. Остальные же направления пока могут развиваться в более плавном ключе. Разработка готовых носителей информации, если к ней приступить прямо сейчас, будет занимать от года до двух — но только когда команда чётко понимает, что она делает. Примерно через два года можно планировать выпуск первых опытных партий, после этого ещё год понадобится для доработки инженерных образцов. То есть готовый продукт можно получить ориентировочно через пять лет.

Кроме того, важным направлением является рост качества обслуживания — без него российские решения не смогут составить конкуренцию зарубежным конкурентам. Для организации этого процесса с нуля понадобится ещё год. Необходимо, чтобы на уровне нормативно-правовых актов закреплялось обязательство использовать российские решения в критической информационной инфраструктуре. Также крайне важно, с одной стороны, упростить, а с другой — ужесточить контроль над реестрами отечественной продукции. Это позволит не допускать попадания туда зарубежных продуктов-«оборотней» и упрощать появление настоящей отечественной продукции. Иначе в случае санкций со стороны иностранных производителей мы можем оказаться в крайне неприятной ситуации.

При выполнении таких условий российский технологический рынок может стать более независимым. Однако стремиться к полной независимости бессмысленно: важно уметь самостоятельно создавать критически важные компоненты. Если выполнить все нужные шаги, о необходимом уровне автономности отечественного ИТ-рынка можно будет говорить уже примерно через три года.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья